fantlab ru

Дэн Браун «Цифровая крепость»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
1630
Моя оценка:
-

подробнее

Цифровая крепость

Digital Fortress

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Агентство Национальной Безопасности США — одна из лучших разведок мира — выполняет огромное количество разнообразных задач. С появлением цифровых технологий ее работа стала гораздо сложнее, и тогда в помощь АНБ был осуществлен проект суперкомпьютера «Транстекст», способного за приемлемые сроки осуществлять дешифровку электронных посланий. Но однажды компьютерный гений-одиночка объявляет о разработке и скорой продаже системы шифрования «Цифровая крепость»: системы, которую невозможно расшифровать даже при помощи «Транстекста». Вся работа АНБ оказывается под угрозой...

Примечание:

А возник сюжет романа очень просто.

В один ничем не примечательный майский день, к воротам Академии Филипс Экзетер подъехал автомобиль. Четверо агентов ФБР бегом преодолели вход в здание и устремились в аудиторию, куда направлялся молодой преподаватель английского языка Дэн Браун. Через пару минут из здания колледжа в наручниках вывели перепуганного насмерть шестнадцатилетнего студента — Питера Бормана. В последствие Браун узнает, что ФБР «засекло» частный е-мэйл студента. В нем он писал другу о своей ненависти к Биллу Клинтону и предлагал застрелить его.

Вскоре лжетеррориста выпустили на свободу, признав его намерения не заслуживающими внимания. Этот случай крепко запал в душу Дэна Брауна. Придя в тот день домой, он заявил своей жене Блис: «Я бросаю колледж и становлюсь писателем. Сюжет первого романа у меня уже готов!». И запершись в своем кабинете, он приступил к работе. Но не успел написать и двух предложений, как компьютер сообщил о свежем е-мэйле. В сообщении скрывался вирус и вечером винчестер пришлось отправить на помойку. И в тот же вечер на Брауна снизошло озарение. Фабула романа представилась совершенно отчетливо, во всей красе... Так родилась «Цифровая крепость».


Похожие произведения:

 

 


Цифровая крепость
2005 г.
Цифровая крепость
2009 г.
Цифровая крепость
2010 г.
Цифровая крепость
2011 г.
Цифровая крепость
2011 г.
Цифровая крепость
2013 г.
Цифровая крепость
2014 г.

Аудиокниги:

Цифровая крепость
2005 г.
Цифровая крепость (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.
Цифровая крепость
2014 г.

Издания на иностранных языках:

La fortaleza digital
2006 г.
(испанский)
Digital Fortress
2009 г.
(английский)
Цифрова фортеця
2010 г.
(украинский)
Цифрова фортеця
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем сведущим в работе спецслужб хорошо известно одно противоречие их работы: с одной стороны, они должны строго и неукоснительно соблюдать все закрепленные в конституции права граждан, а с другой — нарушать их ради национальной безопасности. Эта дилемма особенно актуальна в век глобальных сетей и всеобщей цифровизации жизни. Если ранее агенты спецслужб могли свободно читать всю почтовую корреспонденцию, попадавшую в их руки, то сегодня это уже не представляется возможным из-за цифрового кодирования электронных писем. Глобальные сети обеспечивают реальную приватность частной переписки, раскрывая истинное содержимое пересылаемой информации только конкретным абонентам. Для всех остальных обычное электронное послание будет представлять лишенный всякого смысла бинарный код. Для расшифровки которого потребуется весьма опытный специалист. Вот о работе подобного отдела внутри американской АНБ и идет речь в данном произведении Дэна Брауна. Бывший сотрудник АНБ, а ныне — убежденный пацифист, объявляет о своем решении создать абсолютно не взламываемый код для электронной переписки с целью лишить спецслужбы возможности читать личную корреспонденцию граждан. Этот код, который автор называет «цифровой крепостью», будет передан в свободное владение всем желающим. Руководство АНБ не на шутку встревожено такой перспективой, ибо террористы и прочие злоумышленники теперь смогут свободно обсуждать в Сети свои планы и задумки, нисколько не заботясь об осторожности. На пацифиста организуют покушение, в результате которого тот погибает (якобы от сердечного приступа). И с этого момента включается обратный отсчет для «троянского коня», нелегальным путем попавшего в память главного компьютера АНБ. Чтобы спасти главный банк данных АНБ от массового и неконтролируемого доступа, требуется ввести в компьютер код отмены. Его поиском заняты лучшие умы АНБ, а также внекадровый агент, спешно отправленный в Испанию на место убийства японского пацифиста...

Первое произведение, созданное Дэном Брауном в качестве писателя, имеет под собой вполне реальную основу. Современные шифровальные устройства уже довольно далеко ушли от самого первого кода, придуманного еще на заре времен Юлием Цезарем. Главное отличие цифрового кода состоит в его нелинейной модификации: современный двоичный код является переменным, «плавающим», зависящим от своего содержимого, а не постоянным, как это было со всеми предыдущими кодами. Если вы не знаете алгоритма шифровки, восстановить передаваемое сообщение не получится. Для раскодирования потребуется не только сам алгоритм, но и ключ, запускающий правильную последовательность дешифровки. Именно этим и хотят обладать все спецслужбы мира, чтобы без проблем читать чужую переписку. И тут коса явно находит на камень: на каждый «крутой» алгоритм всегда находится свой метод взлома. Рано или поздно шифр будет взломан, но какое-то время преступники могут безбоязненно обмениваться сообщениями. Расчет здесь именно на какой-то временной интервал, по истечению которого шифр нужно повторно менять. Компьютеры сильно сократили время дешифровки, доведя его всего до нескольких часов. Описанный в романе TransText (т.е. расшифрованный текст) как раз и занимается подобной работой в АНБ. Но с алгоритмом Танкады у него вышла осечка: никаких положительных результатов на протяжении 15 часов! Есть от чего забеспокоиться...

На самом деле не взламываемых шифров не бывает — любой алгоритм кодирования поддается расшифровке, т.к. базируется на корректных математических моделях и бинарной логике. Так что расшифровка — это только вопрос времени. Поначалу кажется, что Танкада совершил революцию в этом деле, создав настоящую «цифровую крепость», но ближе к финалу все заинтересованные лица понимают, что это утверждение было типичным обманным маневром, чтобы достичь определенных локальных целей. В этом смысле авторская находка довольно оригинальна и заставит читателя понервничать и восхититься одновременно. Надо сказать, что поддерживать интригу на высоком уровне он умеет: повествование развивается неторопливо, в нескольких параллельных направлениях, которые излагаются последовательно. На описание одной только сцены расшифровки ключа деактивации автор использует целых 38 страниц! Так что скучать читателю точно не придется.

Несмотря на неплохую задумку, сюжет всё же не обойдется без целой коллекции «роялей». Один из ключевых персонажей, Беккер, обладает знанием тех иностранных языков, которые требуются для поиска пропавшего перстня Танкады; кроме того, ему слишком уж откровенно везет в поисках, которые ведутся практически вслепую; опытный хакер Хейл оказывается не в состоянии скрыть следы своего вмешательства в компьютер главной героини; киллер в железных очках оказывается совсем никудышним стрелком, так и не сумев ни разу попасть в совсем неопытного в таких делах профессора; а старший администратор систем безопасности (!) Джабба никак не реагирует на тревожные сигналы, поступающие из отдела дешифровки. Правда, автор хорошо знает испанскую Севилью, благодаря чему погоня киллера за своей жертвой выглядит довольно интригующе и правдоподобно.

В итоге все несуразности компенсируются многочисленными авторскими находками. Поэтому читать произведение можно, хотя и не всем подряд. Думаю, самый подходящий читатель должен иметь возраст не менее 25 лет и прилично разбираться в компьютерных технологиях. Всем остальным лучше поискать себе для чтения кое-что попроще.

-------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как один продвинутый алгоритм кодирования электронных документов чуть было не вызвал революцию в глобальных сетях и коллапс американской службы безопасности. Прогресс прогрессом, но и про безопасность тоже забывать не стоит.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Книга, где глухой услышал»

Роман американского писателя Дэна Брауна, опубликованный в 1998 году.

В Агентстве национальной безопасности США разработали мощный суперкомпьютер, способный за считанные секунды взломать любой шифр. Неожиданно в него попадает зашифрованная информация, над дешифровкой которой компьютер бьется уже несколько часов, и все это грозит попаданием в интернет секретной информации.

Что можно сказать про данное произведение? Читается легко. Единственный плюс. Все остальное довольно слабо. Сюжет не затягивает. Развязка предсказуема, разгадывается задолго до середины книги. Про криптографию мало что могу сказать, но понимающие люди говорят, что написанное «бред». Про глухого наемного убийцу не сказал только ленивый, также как и невообразимо большое количество ляпов.

Довольно слабый роман, выпущенный в России и покупаемый во всем мире только благодаря книге «Код да Винчи». Не будь этого успеха, про «Цифровую крепость» мало бы кто знал.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно слабый роман, который лично я купил из-за надписи на обложке «От создателя Кода да Винчи». Но по хронологии это первая книга автора и все ляпы понятны, а ведь уже чувствуется стиль: язык легкий, приключения захватывают, нет только одного — новых знаний — в книге абсолютно недостоверно описаны компьютеры (может для дезинформации противников АНБ?)

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Цифровая крепость» была написана до культового «Кода да Винчи» и до сногсшибательных «Ангелов и демонов», которыми я в свое время зачитывалась так, что оттащить было просто невозможно. Этот роман посвящен компьютерной среде, и из 2020 года эти хитросплетения сюжета истории, происходящей в конце 20-го века, кажутся наивными. Однако, как это часто бывает в романах Дэна Брауна, некая дилемма «Цифровой крепости» сегодня актуальна ничуть не меньше, чем и тогда, а может быть, даже и более. Тогда, в далеком 98-м личная переписка в Интернете была чем-то новым, тогда как сегодня это повседневность. Но вот желание спецслужб любых стран получить доступ к чужой переписке сегодня не менее остро, чем тогда, и можно сказать, что Браун в чем-то предвосхитил будущее. Вспомним ту же историю с Телеграмом.

Очень ощущается, что «Цифровая крепость» не является вершиной творчества мастера, а всего лишь началом, о чем дает знать достаточно бедный и не особо красочный язык, которым написан этот роман. Впрочем, характерные черты стиля Брауна угадываются легко: здесь и несколько развивающихся параллельно сюжетных линий, и взгляд со стороны разных персонажей, и загадочный некто, действующий по только ему известному мотиву. Даже перенос действия в Испанию, приключения в исторических местах – все это так любимый читателями Дэн Браун. В противовес приключениям в этой жаркой стране не менее важно действие в очень локальном пространстве – так называемой шифровалке, где разыгрывается главная драма романа.

Дэн Браун очень необычно выбрал своих героев: проблема не в том, что это криптографы на службе государства, проблема в их искренней убежденности в правоте того, что они делают. Тот, кто играл против них, по своим убеждениям ближе свободному западному обществу, так как ставит права человека выше прав государства. Так как считает неприемлемым нарушение базового права на тайну переписки ради каких угодно целей. Таким образом, в «Цифровой крепости» все перевернуто с ног на голову. Мы должны сопереживать тем, кто нарушает наши права. А стоит ли?.. Это тот главный вопрос, который ставит перед читателем автор, и он весьма провокационный.

Рассуждая на эту тему Браун подкидывает аргументы в пользу каждой из сторон. Он рассказывает, что Агентство национальной безопасности благодаря своей не вполне законной деятельности предотвратило кучу преступлений и терактов. Он описывает этих героев как убежденных рыцарей на страже общественного порядка. Но он приводит и другие аргументы: а как же человек?.. Так называемый Транстекст, способный вскрывать любые шифры, служит во благо и безобиден, но лишь пока им управляют достойные люди. Но он оказывается принципиально опасным оружием просто по факту своего существования, ведь никто не знает, в чьи руки власть перейдет потом. Словами одного из героев – Грега Хейла – Браун обозначает этот риск. А что будет, если такой монстр окажется в руках полицейского государства?.. И мы прекрасно знаем, что он прав. На человека как основу всего полагаться нельзя. Человек – существо слабое, зависимое, он может принять какие угодно решения. Во главе угла должна быть система – закон, которая не допустит перекосов. Поэтому ужас описанной ситуации в том, что Транстекст используется вне закона, что всех устраивает, и поэтому он существовать не должен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесь важно вспомнить то изречение, которое любил один из героев: «А кто будет охранять охранников?». Медленно, но верно Браун подтверждает эту мысль. Когда в финале правда начинает всплывать на поверхность, читатель узнает о чудовищных поступках, нет, даже преступлениях, совершаемых якобы ради общественного блага. Важный штрих – это последнее несостоявшееся убийство, поскольку именно оно доказывает, что человек не может быть идеальным, и на него положиться нельзя, каким бы он ни казался. При этом в категорию антигероев Браун переводит не свою героиню Сьюзан, оставляя ее лишь винтиком, что тоже важно. Оставляя ей выбор.

Однако, финал и вытекающий из него вывод – это то, что удалось Брауну хуже остального романа. Он не смог довести мысль о приоритете прав человека над правами государства. Да, в финале Транстекст уничтожен, но это никакая не победа: его же можно отстроить заново. Тот факт, что главный соперник героев дал подсказку, ощутил собственную неправоту, прямым текстом говорит, что он признал право одних нарушать права других и отрекся от своей идеи прав человека. То, что произошло с АНБ, никоим образом не может рассматриваться как урок для них, они особых потерь не понесли, кроме денежных, но что для них деньги. В книге нет послесловия об упразднении подразделения криптографов, например, или что-то еще. Нет ничего. Просто неприятность. А, значит, ничего и не поменялось. Тогда что же? Дэн Браун считает, что следить за всеми без суда и следствия нормально? Напрашивается такой вывод.

Необходимо отметить, что в «Цифровой крепости» не очень получились герои. Браун очень хотел описать каждого, дать какой-то бэкграунд, описать отношения. Где-то переборщил, где-то наоборот. Яркий пример неудачного описания – излишне подробное изложение романа Сьюзан и Дэвида. Это тот случай, когда историю любви можно было оставить за скобками и поставить читателя перед фактом, что вот эти двое любят друг друга. Тем более, что в жанре любовного романа автор явно не мастер. Туда же и коммандер Стратмор. Герой, особо не проявляющий никаких чувств, кроме хладнокровия, вдруг оказывается влюбленным. Ну как? Стоило же мелкие цепляющие штрихи добавлять. Киллер Халохот (или как там его) – еще более плоский персонаж. В более поздних работах такого плана герои всегда имели ореол таинственности, у них была какая-то базовая черта, дающая им объем. Здесь же ничего такого нет. это просто убийца – без чувств, эмоций. Орудие для убийств. Он совсем скучен. Считаю, что небольшой обзор взаимоотношений Мидж и помощника директора получился лучше, и вот его история и особенности оказались описаны удачнее. Больше пары абзацев было не надо, и этот объем Браун выдержал.

В целом, забавно читать «цифровой» роман про приключения героев из прошлого, технологии которого давно устарели. Огромный суперкомпьютер смотрится анахронизмом теперь, когда большой не значит мощный. Сотовый телефон как признак мегатехнологичности и исключительности. Вечная беготня по телефонным будкам. Очень ретро. Ну и главная фишка про невзламываемый код – в принципе, сейчас основные мессенжеры функционируют именно так, разве нет? Однако, факт, что невозможность получить доступ к чужой информации здесь и сейчас волнует спецслужбы и сегодня ничуть не меньше, чем тогда.

«Цифровая крепость» — не мастерски написанный роман, но достаточно увлекательный. Признаю, не обошлось без недоумения: некоторые сюжетные повороты настолько натянутые, что даже автор это чувствовал, в связи с чем задавал устами героев вопросы, вот только убедительно ответить не смог. Но главный минус – это финал. Он логически и морально неверен. Может, это ошибка автора, а, может, это его точка зрения, странная и провокативная. Но мне было неприятно.

Оценка: 6
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я — компьютерщик.

Читать книгу бросил на 11-й странице. Я понимаю, что это художественное произведение и автор не должен быть спецом, но как можно быть настолько не в теме о том, о чем пишет , что аж оторопь берет! Тем более, что эта тема — основная для романа.

Книгу можно разодрать на цитатники для башорга.

Чуть ли не первая фраза о компьютерных шифрах убила:

«процессор перебирает тридцать миллионов паролей в секунду — сто миллиардов в час. Если «ТРАНСТЕКСТ» до сих пор не дал ответа, значит, пароль насчитывает не менее десяти миллиардов знаков. Полнейшее безумие.»

Я понимаю, что это не учебник и автор вправе «пофантазировать». Но верить автору, пишущему о шифрах, и не знающему элементарной математики (а ошибся он в длине пароля более чем в миллиард!!! раз) не могу.

Все же не удержался и подглядел конец книги. Вот тут то автор повеселил от души не только компьютерщиков.

Руководитель АНБ, главный спец по АНБшным компьютерам и руководитель отдела криптографии (!!!) полчаса выясняли чему равна разница между ураном-238 и ураном-235!

При этом зная, что разница — «это простое число», да еще и состоящее из одной цифры.

Спросите для интереса об этом у сына, внука, соседского ребенка класса эдак третьего. Что такое «уран» и «простое число» можно не объяснять. Думаю они запросто заткнут за пояс этих брауновских суперспецов и Брауна заодно.

Вообще Браун настолько далек от техники, что, думаю, лампочку самостоятельно он закрутить не в состоянии — вызывает электрика. И писать о технике ему категорически запрещено.

В тех же «Ангелах и демонах» на протяжении всей книги суперУмы ищут бомбу, к которой привязан телепередатчик. Причем в их распоряжении подразделения, оснащенные по последнему слову техники.

Как так, ведь даже во времена Штирлица и с той техникой запеленговать короткую передачу не было проблеммой!? А тут продолжительный телевизионный сигнал.

И таких ляпов там куча.

Впрочем автор это похоже понял (или подсказали? ) и «техногенность» своих произведений снижал. В «Коде ...» техники почти нет, соответственно и ляпов (технических) почти нет.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман писателя, который стал широко известным после Кода да Винчи. Стилистика романа аналогична более поздним произведениям, разве что мистики тут нет. Зато есть коварные злоумышленники, тайны и секреты в лице АНБ, коды и шифры. Ну, так себе произведение — скучновато, шаблонно, больше похоже на сценарий для средненького фильма. Что-то сильно интересного про криптографию вы тоже не узнаете, потому что тут все больше про стрельбу и пальбу:)

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имел неосторожность прочитать «Цифровую крепость» Дэна Брауна. Надо сказать, что и ранее изданные его книги лишь с большой натяжкой можно назвать «интеллектуальным детективом» или «интеллектуальным триллером».

Говорят, это первая его книга, но до нас она дошла гораздо позже других и более удачных. И, если в предыдущих (по изданию) были, по большей части, мелкие огрехи (камерарий из «Ангелов и демонов», на самом деле, именуется «камерленго» и это должность кардинальская, чтобы Дэн Браун ни утверждал, ну еще много всякой ерунды подобного рода), то эта изобилует крупными ляпами, как автора, так и переводчика.

Говорят, «Код да Винчи» выписан настолько скрупулезно географически, что на Западе им пользуются как путеводителем. Не знаю. В местах, там описанных, мне бывать пока не доводилось, хотя друзья говорят, что Париж изображен идеально. Севилья же из «Цифровой крепости» не имеет ни малейшего отношения к Севилье реальной. Да и с компьютерными технологиями проблема.

Я не говорю об изобилии штампов. Опять среди героев профессор-гуманитарий, противостоящий (успешно) профессионалам из спецслужб. Опять на первом плане гениальная молодая дама — интеллектуал — спец по шифрам. Опять вся интрига закручена вокруг операции, затеянной боссом главной героини ради «блага нации». Мне это стало ясно на первых 20 страницах, и когда Дэн Браун стал отходить от штампа, я даже разочаровался. Но он быстро исправился, и все потекло по предсказуемому руслу, включая наказание негативных персонажей и слащавый хэппи-энд для героев, «Спасших Америку и Демократию».

Поскольку дело происходит, частью в США, частью в Испании, там много испанских топонимов и словечек. Переводчик не имея понятия, как это должно транскрибироваться, ничтоже сумняшеся пишет: «Гиральда», «Хуэльва». Почему-то вместо New York написать «Нев Ыорк» ему в голову не приходит. Но это даже мелочи.

Теперь о ляпах.

Ляп первый. То ли Браун, то ли переводчик не знают различия между вирусом и багом. Долго жуется жвачка насчет вируса, а потом приводится сентенция насчет того, что название это («вирус» !!!) происходит от насекомого, замкнувшего контакты на плате одной из первых ЭВМ. Да, факт имел место быть, но породил термин «bug», а не «virus».

Ляп второй. Компьютер АНБ (Агентства национальной безопасности США), содержащий сводную базу данных обо всех (!!!) научных разработках, военных секретах, агентурных сетях, списках агентов и прочая, прочая, прочая... оказывается подключен к Интернет. Правда, через систему фильтров, но отключить его от сети (и питающей и коммуникационной) можно не менее, чем за полчаса.

Мало того, что сомнительно существование такой централизованной БД «обо всем», но и система подключения внушает серьезнейшее недоверие. Сидят АНБшники и тихо смотрят, как хакеры атакуют БД. И ничего не могут сделать. Не отключается компьютер, и все тут.

Ляп третий. Инженер по техобслуживанию обнаружив нештатное поведение центрального компьютера докладывает об этом боссу. Босс сообщает, что он в курсе и нештатное поведение инспирировано им в тестовых целях, а инженер может быть свободен и должен покинуть помещение с компьютером. Инженер не подчиняется и самостоятельно решает выключить компьютер путем вырубания центрального рубильника в здании. Дескать, конструкция такая, что вырубить компьютер можно только программно или тем рубильником. А единственный терминал, откуда можно вырубить, находится в кабинете у босса.

Ляп четвертый. Интересно, как компьютерное сообщество представляет себе функционирование мегапроцессорного кластера? «Мега» в буквальном смысле — несколько миллионов процессоров. Какой там софт? И каким интеллектом должен обладать потенциальный вирусописатель, чтобы для этого программно-аппаратного монстра с неведомой архитектурой написать вирус или червя? К слову сказать, у всей тамошней техобслуги паническое ожидание нашествие вирусов на их комп. Любой сбой вызывает реакцию: «Это вирус!». Насчет софта удается сделать единственный вывод: возможно, операционной системой является Inferno, поскольку упомянуты некие процедуры, выполняемые на Limbo, правда не на этом компе, а просто в общем контексте.

Сильное сомнение и даже иронию вызывает компьютер «Монокль» — сверхминиатюрное изделие с дисплеем в очках, ввод данных (текстовых) в который производится путем замыкания в определенном порядке контактов, расположенных на пальцах руки. И пользуется этим не какой-то фанат компьютерных гаджетин, а киллер. Причем, в ходе выполнения операции.

Ну и на закуску несколько ляпов по Севилье, в которой быть и гулять по объектам, упомянутым в книге, мне доводилось.

Упомянутый отель «Альфонсо XIII» является не заштатной гостиницей, а дорогим и роскошным отелем.

На Площади Испании и вблизи нее нет Аюнтаменто (местная администрация).

А самое главное, детально описанная погоня Главного Убийцы за Главным Героем по ступеням Гиральды, или, как она называется на самом деле, Хиральды. Бежит он, перепрыгивая через две ступеньки. Тут к слову, упоминается, что Испания — это не Америка, где в опасных местах висят предупреждающие таблички. А на опасных ступенях Хиральды погибло много неосторожных туристов. На площадках между пролетами стоят массивные железные подсвечники, один из которых играет важную роль в Последней Драке.

Ремарка первая. В Испании туриндустрия раскручена, как нигде. Там все опасные места не то, что обозначены табличками, а огорожены и защищены. Но это частности.

Теперь ремарка вторая. Хиральда — это колокольня кафедрального собора, бывший минарет. На вершине там смотровая площадка. Туда идут толпы туристов каждый день. Но о погибших при падении на ступенях Хиральды мне слышать не доводилось. Подсвечников тоже не обнаружил. Зато побегать и пострелять там сложно — народу поток сплошной.

И третья, главная ремарка. Ступеней там нет. Просто нет. Там пандус. Изначально, от момента строительства. Кажется, когда-то туда за чем-то заводили лошадей. Сейчас туда забираются даже инвалиды-колясочники. И площадок между пролетами нет. Пандусы плавно идут по кругу, переходя один в другой.

Короче — впустую потрачены и время, и деньги.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не будь «Кода да Винчи», «Цифровую крепость» никогда бы не перевели на русский. И этим всё сказано. Всем сердцем сочувствую читателям, имеющим представление о криптографии, компьютерной технике или работе спецслужб. От прочтения сего «шедевра» их должно не по-детски корчить с первой и до последней страницы. Именно после «Цифровой крепости» я зарёкся читать Дэна Брауна, поздние книги уже прошли мимо меня.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется написать много о недалекости и картонности героев, о стиле автора, рассчитанного на школьный возраст читателя судя по всему (иначе зачем после каждого третьнго абзаца напоминать о всем понятным мотивах действий героев и последствиях этих действий?), о ляпах, о невероятно смердящей в тексте брезгливости и высокомерного отношения к Испании, причины которых понятны, похоже, только автору, и прочем, прочем. Но напишу одно:

с. 384 «Единственная беда — Халохот глухой, с ним нельзя связаться по телефону»

с. 392 «Халохот услышал (!!!) , как где-то ниже тело ------ упало на каменные ступеньки»

Занавес.

Жирная двойка

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удивился, когда увидел, что книга написана 20 лет назад. Сейчас Дэн Браун пишет более «халтурно». Все последние книги автора чем-то похожи на набросок сценария для блокбастера. «Цифровая крепость» написана более тщательно с углублением в материал и даже с «переуглублением» в некоторых местах, что приводит к затянутостям.

Присутствует:

= очередное крушение мира, на этот раз цифрового — Дэн Браун замахнулся на святая святых американских секретов — АНБ

= википедийная подробность описаний сложного мира криптографии

= лиричность отношений и даже подобие романтической линии

+ любопытный персонаж в образе глухого киллера

= тень Сноудена, хотя события происходят гораздо раньше его откровений, но тень подобных событий уже витает...

Отсутствует:

- непредсказуемость сюжета, хотя по сравнению с более поздними романами Дэна Брауна, нельзя утверждать, что её вовсе нет

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно сказать, «обычный» роман Дэна Брауна. Все необходимые компоненты присутствуют: погони, розыски, неожиданные появления, «срывание покровов», противостояния как моральные так и физические — рецепт бестселлера соблюден. Конечно, использован один из любимых (и хорошо знакомых тем кто читал любой роман Брауна ранее) приемов — сначала нам буквально тычут пальцем в предполагаемого злодея и снабжают всеми уликами, а потом — раз! — и оказывается что все совсем не так. Это неожиданно конечно — но не в каждом же романе. :smile:

Наверное, каждый хоть раз хотел почитать книгу без пространных описаний природы и интерьеров, а также длинных философских отступлений. Ну вот — ничего этого здесь нет. И из-за этого текст очень однообразен. «Он пошел... Она сказала... Тот подумал... Мотоцикл сорвался с места... Он набрал на клавиатуре... У нее свело желудок... (кстати его у героев сводит регулярно почему-то)». Похоже на сценарий кинофильма. Может конечно на это повлиял и переводчик, трудно сказать.

Хочется придраться к разным случайностям, неожиданным находкам, случайным встречам, происходящими с героями. Все они строго «нанизаны» на сюжетную линию (особенно на «испанскую»). Конечно, каждый автор прячет «рояль в кустах», но здесь рояль просто феерических размеров. В Испании наверное живут только люди, нужные главному герою, причем все они строго дожидаются его на своих местах. Все это напоминает не слишком удачную компьютерную игру-квест: в них часто тоже для связи сцен между собой и дальнейшего развития сюжета случаются самые невероятные встречи и находки.

Далее. Мне как читателю кажется, Дэну Брауну не стоило бы в каждый роман вплетать некие любовные связи. Понятно, что это обязательный элемент бестселлера (даже про высокие технологии), но как-то у него это не очень получается. На фронте личных отношений герои становятся совершенно картонными, и крайне умные люди вдруг поведением начинают смахивать на подростков. Зачем это? Если из этого романа полностью выбросить романтическую составляющую — ничего вообще не изменится, абсолютно.

Роман в основном про высокие технологии. Он конечно был написан давно, да и я далеко не эксперт в сфере программирования :shuffle:, однако многие моменты просто раздражают своей очевидной глупостью. Только вчитаешься, почувтсвуешь атмосферу святая святых американской разведки — и вдруг... Чтобы скрыть изображение на своем экране, героиня просто грудью оттесняет подходящего к столу человека. Что бы мы сделали в крайнем случае? Конечно выключили монитор! У них конечно АНБ и все такое, но кнопки-то с мониторов наверное не убрали. В следующих сценах для этой же цели работник уменьшает яркость (!) монитора. Видимо да, кнопок нет. Чуть ниже по тексту выясняется-таки (сюрприз!) что заставки на экран с паролями все же есть. Только пароли от них где-то там хранятся, откуда украсть их оказывается легко. Лучшая разведка мира...

Вырубается питание в здании с самым мощным компьютером мира; включается аварийное — и питает оно только сам суперкомпьютер! Освещение выключено, магнитные замки дверей заблокированы (некоторые наоборот разблокированы — в зависимости от того, как нужно по сюжету) — работникам остается только погибать в таких условиях; ведь они работают в здании где полно металлических площадок и лестниц. Зачем? Зачем сажать программистов прямо тут же, в метре от компьютера? Разве не лучше посадить их в отдельном административном здании в ста метрах — без лестниц, площадок и систем охлаждения, но с толстым кабелем связи с суперкомпьютером? Ни один тревожный сигнал о пропадании питания не уходит никуда — об этом догадываются только по отсутствию света в окнах. Ну где, где так делают аварийное питание и сигнализацию? В любом банке и на любом не самом важном заводе все сделано продуманнее! Главный рубильник супермашины где расположен? Конечно, в наиболее труднодоступном месте. Это ведь так логично! Как если бы кнопки «power» обычных современных настольных компьютеров были в подвале спрятаны... Главный по безопасности лично занимается усовершенстованием компьютера, причем залезши под него с фонариком и паяльником! И это только самые запомнившиеся примеры.

Отдельно конечно стоит отметить длинную сцену, аналог «финальной битвы» в боевике. Это просто феерия бреда, простите мне это выражение. То, как это выглядит, как ведут себя участники, что вообще происходит — это не поддается описанию. Это нелогично, странно, неправдоподобно, технически неграмотно! Спойлерить не буду, чтобы не портить читателю удовольствие, но мне кажется в этом я не преувеличиваю. Уровень финальной загадки — из книжки «детективы для девочек», не выше.

Да и сама таинственная наука криптографии, занимающая в книге значительное место, как-то странно выглядит. По прочтении создается впечатление, что издревле шифры разгадывали «карандашом на листочке в клеточку», а потом изобрели суперкомпьютер и он стал все отгадывать. Причем «брутфорсом». Конечно, я не специалист в этом сложном деле, но доверия эти объяснения и идеи не вызывают совершенно.

Порадовали описания испанской больницы и туалета в испанском же аэропорту. Автор не любит Испанию?

Немного затронут один из вопросов современности: допустимая степень вторжения органов госбезопасности в тайны частной жизни. Устами героев автор описывает разные точки зрения на этот вопрос, однако однозначного ответа или какого-то своего мнения не дает.

Читается все это легко и просто, но, конечно, «одноразово» — еще раз читать просто незачем. Так что в целом это наверное достаточно обычная книга Дэна Брауна. Поклонникам творчества автора понравится, остальные читатели прочтут и забудут.

Может, покажется что мой отзыв отрицательный — это не совсем так. Это обычный, добротный, скроенный по законам жанра одноразовый боевик-бестселлер: вполне достойный представитель своего класса. К концу книги по законам жанра пружину повествования он затягивает весьма и весьма крепко (если не считать финала, который ужас-ужас!). В общем-то главная проблема романа — в том, что «настроившись» на повествование и начав получать удовольствие, то и дело спотыкаешься на нелепых деталях о которых я писал выше.

PS Также порадовала главная героиня: на протяжении нескольких часов на работе она сначала в блузке и юбке, потом в платье, потом снова в блузке и юбке. И глухой суперкиллер периодически что-то слышит. Может быть ляпы автора, а может и переводчика (тем более что у него компьютерные чипы не кремниевые, а «силиконовые»).

И еще. Если я правильно все понял,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мощнейший суперкомпьютер-брутфорсер не смог подобрать ключ к шифру. Ключ был «3». Но он НЕ СМОГ подобрать ее.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж этот Браун. Не книга, а сплошной ляп. Во-первых, суперкомпьютер. Чтобы такой построить беспалевно нужно открыть несколько гигантских заводов, нанять команду, не побоюсь слова, великих программистов человек из 50. Которые напишут программное обеспечение под компьютер такой мощности. Потом, нужно обеспечить энергией. А это несколько тэс и парочка гидроэлектростанций должны работать только на этот компьютер. Заодно, программеры должны найти подход ко всем почтам, соц. сетям и т.д. (во-первых, например, если на почте более одного пароля в секунду не введешь, защита от брута, то у этого сверхмощного шансы взломать пароль такие же как у маленького нетбука.) В общем, опять все упирается в гениальных программеров. Убийца тупой как валенок. Такое ощущение, что это не киллер, а дядю Васю за бутыль наняли. В третьих, контроль только от босса компьютером осуществляется, а не целой группой людей, которые следят за его работоспособностью. Ерунда в общем, такие косяки для сюжета непростительно, так как ситуация начинает выглядеть нелепой. Вердикт — эпический провал. Это тоже самое, что не зная биологии я щас буду теорию эволюции придумывать. Браун же, ни капельки не смысля в компах и обеспечении выдумал историю.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный шпионский детектив, в классическом голливудском стиле. Динамичный и действительно захватывающий. Сюжет закручен не плохо, развязка не то чтобы не предсказуемая, но интересно описана. Читать стоит однозначно, особенно поклонникам автора.

Тут вам и АНБ, и другие спецслужбы. Тут вам криптография, и сумасшедший гений. Тут вам предательство и секрет какой «энд» ). В общем, если поднадоело всякое там фентази, драконы и прочее — сомое оно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дэн Браун пожалел участь своих читателей, разбив роман на множество коротких глав. К этому приему, кстати, прибегали и многие другие современные писатели, поэтому воспринимать роман оказывается легче, чем это кажется с первого взгляда. Жанр произведения можно назвать «крипто-панком», так как события разворачиваются вокруг сложного шифра, который должен быть взломан при помощи суперкомпьютера. В конце читателей ждет «сюрприз», раскрывающий интригу: оказывается, в секретном послании были зашифрованы архивные материалы об атомной бомбардировке японских городов. Собственно, ради этой информации героям романа и приходится рисковать, а также напрягать собственные серые извилины. Фантастикой это назвать сложно, скорее интеллектуальным детективом, основанном на «крипто»-заморочках и ссылающимся на реальные события.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Единственная беда — Халохот глухой, с ним нельзя связаться по телефону....» . И сразу же через десять страниц « Халохот УСЛЫШАЛ, как где—то ниже тело Беккера упало на каменные ступеньки...» Бред.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх