Клайв Баркер «Козлы отпущения»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Туристы, плывущие на яхте, натыкаются на пустынный островок, где в загоне бродят несколько козлов. Один из отдыхающих убивает животных, не подозревая, что они являются жертвой утопленникам, покоящимся на дне морском, и теперь разгневанные мервецы придут за ними.
Входит в:
— условный цикл «Книги крови» > сборник «Книга крови 3», 1984 г.
— антологию «Sea-Cursed: Thirty Terrifying Tales of the Deep», 1994 г.
— антологию «Splatterpunks II: Over the Edge», 1995 г.
— антологию «The Beauty of Death II: Death by Water», 2017 г.
- /языки:
- русский (4), английский (5)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- М.А. Акимова (1), О. Лежнина (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nattsorg, 9 октября 2022 г.
Рассказ можно воспринимать обёрнутой в хоррор метафорой о неминуемости смерти, к берегам которой всех рано или поздно переправит Харон. Гниющая пища на поверхности воды, флегматичный секс как данность человеческой природе, убийство животного как необъяснимая жестокость по отношению к другим. Апатия, запах разложения – это то к чему и по чему многие шагают всё свое существование. Покорные, ожидающие заклания овцы, спотыкающиеся в тумане об осыпающиеся камни, от невозможности выбраться из внутренней тюрьмы, топчущие ожидающих разложения мух…
Символизм автора понятен, ведь вся канва «Книг крови» – это тема жизни и смерти, отрешения и искупления. Но.. стремясь уделить больше внимания смысловой нагрузке, иногда Баркер напрочь забывает о сюжете, закрашивая огрехи очередного полотна литрами крови.
malin, 1 февраля 2021 г.
Молодые бездельники, не по своей воле оказавшиеся на крохотном островке, бездумно вмешиваются в хрупкое равновесие, царящее на нём. Один из них с изощрённым садизмом убивает невинное животное, пробуждая этим потусторонние силы. Жестокость порождает жестокость, и расплата не заставляет себя ждать. Сочувствия не испытываешь ни к кому, в том числе к героине, от лица которой ведётся повествование, её равнодушие ужасает. Лишь смерть старого смотрителя, очутившегося не в том месте не в то время, вызывает сожаление. Какой маленький рассказ и как много пищи для размышлений. Возможно Баркер таким образом призывает, если уж пришлось вторгнуться во что-то неведомое, необъяснимое, делать это аккуратно и бережно.
Mishel78, 20 апреля 2019 г.
Не ожидал от Баркера столь скучного и поверхностного рассказа. Сначала долгое описание порочных отношений двух пар, которые ведут себя, как животные. Потом исследование острова и бессмысленное убийство жертвенной овцы, посвящённой мёртвым.
Ну, ладно, приносят жертвы мёртвым, чтобы умилостивить их. Но откуда взялся смотритель? Не живёт же он на острове, на котором нет жизни? А если он живёт в другом месте, то как связан с островом? В рассказе нет ответов на эти вопросы.
Понятно, что должны быть отсылки к Ветхому Завету, и с «овцами заколения» всё понятно — они есть. Но козлы отпущения — это животные, которых выставляют за городские стены и отправляют в пустыню на голодную смерть, чтобы животное унесло грехи всех жителей города. В рассказе совершенно не объясняется, кто же всё-таки эти козлы отпущения. По-крайней мере, это не четыре персонажа с яхты, как следует из контекста произведения.
При всём моём уважении к творчеству Баркера, этот рассказ не просто оставил равнодушным, а вообще разочаровал. Оценки повыше заслуживает лишь фирменный баркеровский стиль повествования.
aiva79, 25 марта 2017 г.
«Жертвенная овца» и «козел отпущения» всегда будут иметь одно и то же значение независимо от того о ветхозаветных временах идет речь или о Древней Греции и Риме или же о нашем нынешнем времени. Но тождество всеж между этими понятиями поставить наверно нельзя. Как я понимаю, «жертвенная овца» нужна чтоб умилостивить или отблагодарить, а «козел отпущения», чтоб откупиться провинившимся, указав пальцем на большее якобы зло. Но возможно я ошибаюсь.
Баркер видимо тоже слегка запутался, но это не помешало ему в очередной раз раскрыть столь любимую им тему пороков и возмездия за грехи. В рассказе две парочки, которые во многом вовсе и не парочки, а полный в какой-то степени квадрат, попадают на остров, который далеко и не остров, а могильная насыпь, образовавшаяся из-за особенностей местного течения. Но зацикленные на себе герои продолжают выяснять отношения между собой и совсем не догадываются об особенностях места, в котором они находятся. А дальше, дальше уже не трудно догадаться в какую сторону вывернул автор.
Хороший рассказ, короткий, но емкий по смыслу.
Farit, 16 февраля 2012 г.
Снова мастерский рассказ, и снова проходит мимо. Казалось бы, даже и некоторые еловеческие взаимоотношения переданы — но не оставляет чувство, что для автора они лишь досадная помеха на пути к действительно интересным вещам.
Однако тут «действительно страшная вещь» оказывается уж совсем странной. Как я понимаю, автор попытался показать, что скопление тел дает такую концентрацию темного, что мир мертвых начинает соприкасаться с миром живых и воздействовать на него. у, интересно, но дано довольно слабо.
Уж очень эти ребята оказались обидчивые.
Кнопка, 23 марта 2010 г.
Рассказ получился оригинальным именно благодаря Баркеру. Идея жертвы за жертву интересно преподнесена. Даже в раздумье после прочтения рассказа можно впасть. И искать ответ на вопрос: Что будет дальше? Как успокоить потревоженые души? И какова грядет месть? Имено об этом хотел предупредить старик. Рассказ советую прочитать. Даже можно было бы неплохой ужастик снять.
Yazewa, 14 мая 2010 г.
Невинно пострадали герои рассказа. Практически ни за что. При этом вся компания не слишком симпатичная. Поэтому не возникает практически никаких чувств по поводу происшедшего. Не переживаешь ни за кого...
Полуживые овцы... было бы из-за чего переживать! А погибшие моряки оказываются теми еще ребятами: неадекватная реакция, прямо скажем. То есть опять картинка ряди описания убиений. Неинтересно.
alex_kr, 13 июля 2008 г.
Рассказ получился не очень длинный (по сравнению с остальными повестями), но тем не менее одним из наиболее запоминающихся. Все просто, многие моменты уже являются штампами, но тем не менее использованы мастерски...
dio, 23 октября 2008 г.
Этакая лирика от Баркера. Сюжет несколько стандартен: заброшенное место, в данном случае остров, где покоятся души умерших, для ихнего успокоения существует определенная система противовесов.И вот появляются несведующие, но очень самоуверенные молодые люди и нарушают эту систему. Наказание неотвратимо. Однако автору удалось это преподнести это очень красиво! Без свойственого ему натурализма, очень романтично.