Алан Дин Фостер «Час ворот»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Анималистическое )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джон-Том, выдернутый из нашего мира при помощи магии и обладающий даром творить волшебство с помощью магии, продолжает бороться со злом, грозящим поработить всех разумных существ. Со злом в виде разумных насекомых.
Входит в:
— цикл «Чародей с гитарой»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 17 октября 2023 г.
Джон-Том сотоварищи совершает священный хадж по волшебному миру Теплоземелья, собирая могучую армию для решающего сражения у Врат Джо-Трума. Восьмерка героев пройдет Горлом Земным, чтобы попасть в страну Прядильщиков, после чего с официальным визитом посетит обитателей Железной Тучи и, наконец, тайно проберется в стан своего врага — Куглух, где попытается вывести из игры волшебника Эйякрата. Впрочем, предотвратить «битву народов» в Проходе Зубов Зарита им всё же не удастся...
Совершенно ясно, что автор умышленно разделил одну историю на две книги, чтобы срубить с них побольше «бабла». Также ясна аналогия этой сказки со знаменитым творением Толкина о странствиях Фродо по миру Средиземья. Только вот уровень этих двух произведений диаметрально-противоположный: мало того, что романы Алана Дин Фостера глубоко вторичны, так вдобавок они написаны столь муторным и неинтересным языком, что хочется прервать чтение и заняться чем-нибудь более полезным (например, поспать). Автору, к сожалению, не удалось создать убедительного (или, хотя бы, оригинального) мира, в котором совместно живут разумные животные и насекомые. Наверное, изначально он собирался написать что-то юмористическое (что было вполне оправдано сюжетом), но ко второй части его шутки закончились, и тональность истории заметно изменилась, сместившись в сторону ироничного. А это уже немного не то. По-прежнему неубедительны образы разумных животных — гигантских мышей, хорьков, кошек, птичек. Пожалуй, удачным получился только Мадж, болтливая и вульгарная выдра мужеского пола. С ней-то в основном и связаны все шутки и «приколы». Все остальные персонажи страшно серьезны и учены сверх меры. Их псевдо-философские беседы о природе магии и человеческих чувств откровенно бесят! А когда не бесят, то усыпляют получше всяких таблеток. От всей этой пустой болтологии сильно страдает приключенческая составляющая, которая ретушируется пустыми диалогами и слишком детальными описаниями тех локаций, по которым перемещаются герои. Толкину это удавалось куда лучше. Поэтому пещеры Мории оказались внушительнее и загадочнее Горла Земного (ох, уж эта фостеровская топонимика!), а Железная Туча сильно проигрывает в масштабности и величии белому городу Минастириту. А финальная битва у Ворот и вовсе кажется обычной криминальной разборкой в сравнении с битвой у Ородруина, несмотря на заметные старания автора придать ей черты эпичности (три волны атаки со стороны сил Добра). С трудом верится, что у Броненосного народа не нашлось иных путей для вторжения, и они продолжают переть по одному и тому же пути на протяжении целого тысячелетия! Короче, берут не умом, а числом. К тому же, у меня лично не создалось впечатления ни о их высоких боевых качествах, ни о мастерстве пауков-Прядильщиков и прочих жителей Теплоземелья. Всё это следствия от ничем не оправданной смены тональности с пародийной на более эпическую.
Сюжет второй части более разнообразный и интересный, чем первой, но ему по-прежнему не хватает динамики и убедительности. Герои совершают глупейшие ошибки, которые не заканчиваются летальным исходом только благодаря многочисленным «сюжетным роялям». Несмотря на усиление приключенческой составляющей, в романе практически нет магии — всего три случая (два со стороны Клотагорба и всего один-единственный — со стороны героя-менестреля). Сравните произведение Фостера с романами Роулинг о Гарри Поттере — и вы поймете, на что я намекаю. Особенно не хватает этой магии в финальной битве. Нас так долго настраивали на ее значимость и эпичность, а в итоге показали только беспрестанные атаки масс насекомых, идущих на самый банальный убой. Хотя находка с компьютером неплоха — просто очень неважно описана.
Словом, куда не кинь — всюду находится хотя бы один клин. Вторая часть всё же не сумела добраться до заветных семи баллов, но тенденция у нее явно положительная. Если она продолжится, то третья часть сумеет перешагнуть «красную черту». Но для этого сначала автору нужно придумать увлекательный сюжет, потому как вторая часть полностью завершила ту линию, что была начата в первом романе.
----------------
РЕЗЮМЕ: завершение истории, начатой первым романом, рассказывает о путешествии восьмерки героев по обширному миру, лежащему за пределами Теплоземелья. Лучше первой части, но значительно хуже «Колдовского мира» и «Властелина колец».
Тимолеонт, 1 октября 2024 г.
Закономерное и неизбежное продолжение первой части, которая фактически обрывалась посреди сюжета. Ну и всё, что можно сказать про неё, можно отнести и к «Часу ворот». Джон-Том и Ко собирает союзников для финальной битвы, шутит, знакомится с новыми друзьями, порой творит дичь и магию. Лично мои впечатления — прикольно и весело, но особое почтение — за эпичный финал. Немногое «Высокое фентези» впечатлило меня так же сильно своей развязкой.
ahenobarbus, 22 апреля 2020 г.
Ух ты, вот все и кончилось. Не успел я подумать, что «эта музыка будет вечной», как все подошло к концу. Нет, цикл-то продолжается, но вот первая «сюжетная арка» во втором романе завершилась, и далее должно начаться что-то более-менее новое. А я искренне полагал, что она растянется на все шесть начальных романов — но нет. И это, пожалуй, единственная неожиданность во всем втором томе саги. В остальном ничего нового. Те же герои, тот же выстроенный по принципу «бродилки» сюжет. Немного меняется стиль к финалу, но не слишком. Кстати, о финале — очевидно, что батальные сцены — это не фостеровское. И да, попытка автора внести в повествование (мело)драматическую ноту прозвучала в этой простенькой мелодии диссонансом. Мне сдается, что без банальной, блеклой и, в сущности, не оправданной предыдущим повествованием романтической линии, эта история смотрелась бы живее, оригинальнее и самую малость убедительнее. Тем не менее, несмотря на всё сказанное, и всё, что, наверное, еще можно было бы сказать, я обнаружил, что это непритязательное и временами нудноватое повествование всё-таки затягивает. Не знаю, насколько бы меня хватило, но если бы прямо сейчас у меня имелся под рукой третий том, то я бы его точно освоил. Почему так, сходу сформулировать сложно. Наверное, потому что Фостер всё-таки достаточно неплохой рассказчик. Текст, даже когда он не особенно увлекателен, не вызывает большого сопротивления. Кроме того, «Чародей» ненапряжен, причем, во всех смыслах. Он не грузит не только мозг, но и эмоциональную сферу. Читая, ты будешь точно уверен, что здесь тебе не встретится ни чернуха (за исключением кровищи, больше напоминающей клюквенный сок), ни порнуха (разве что сексуально окрашенные шуточки), ни политота (хотя немножечко политоты всё-таки будет, как может правильный американский книгонаписатель не любить демократию?), ни совсем уж убийственный драматизм, ничего, что может вызывать у потенциального читателя дискомфорт, раздражение или просто печаль. Взрослым тоже нужны сказки, на самом деле, даже больше, чем детям. И если бы Фостер в свое творение смог добавить настоящего веселья и настоящей увлекательности, то получилась бы книга, если и не на все времена, то весьма надолго. А так — ностальгический образчик фантастики 1980-х. Но если у вас по-прежнему есть свободное время и нет желания напрягаться — можете продолжить чтение.
П.С. А еще я понял, что Фостеру реально нравятся членистоногие.
olpo70, 3 июля 2018 г.
После первой, провальной на мой взгляд книги. После скучного и затянутого начала, вторая книга смотрится на порядок выше. Юмора я много не увидел, но приключений хватило. Книгу можно условно разбить на две части. Первая это путешествие главных героев, вторая это битва. Они какбы разные эти части, но у них много общего.
Во первых возникает вопрос для какого возраста написана эта книга? Судя по некоторым моментам явно не для детей. Но судя по приключениям и описанию битвы полный детский «наивняк» (ох простите за сленг, но другого слова в голову не пришло).
Плюсом конечно стало то, что «воды» в книге практически нет. События и приключения сыпятся как из рога изобилия. И в результате читателю некогда скучать. Вообщето условная первая часть напомнила мне сказку про серого волка. Чтобы что-то получить главным героям предстоит добыть что-то другое. Чтобы получить Жар-Птицу(согласие на мобилизацию) надо привести коня(помощь прядильщиков). А за коня просят царевну( проход войск по чужой территории). Забавная аналогия. Но это мои домыслы.
И так цикл становится добротным, классическим, интересным, но наивным фэнтези. Пока с невыразителбным юмором. И свой читатель у этой книги был, есть и будет.
ice cat, 8 марта 2017 г.
Что за ересь такая.
Первая книжка, несмотря на сказочный налет, была с неслабыми намеками на серьезность, на «ты попал не в сказку, братуха», на намечающиеся неслабые приключения героев, а так же изрядную долю внутренних конфликтов.
А тут — дождь из роялей в кустах, необъяснимые появления необъяснимых персонажей и вещей, необъяснимое оживление отдельных мертвых персонажей, «ятибя лублу ятибя тожи».
Может, вторую книгу писал другой человек? Писал какой-нибудь 13-летний племянник Фостера?
Гриф Рифт, 12 апреля 2011 г.
Второй роман из цикла «Чародей с гитарой»- Час ворот — показался мне более удачным и интересным. Уж очень давно хотел прочитать этот цикл, теперь, кажется, начинаю понимать «Почему?!». На мой взгляд, это очень удачное фэнтези, созданное как сказка, но посыл здесь очень глубокий и положительный. Многие скажут — «Наивно», что же, может и так. Но думаю, что никто не сможет сказать, что написано скучно и не интересно! В этом романе очень колоритные герои, и каждый с индивидуальным характером. Выдр Маджи смелый, задиристый, готовый пожертвовать жизнью ради друга, но вместе с тем алчный Своим поведением чем-то напомнил Рипичипа. Клатогорб — мудрый старый маг пытающийся предупредить теплокровных о грозящей опасности, со стороны разумных насекомых; Талея, любящая Джон-Тома, находчивая, смелая — не раз находила выход из сложной ситуации; Дракон Фаламеезар — тут вообще особое к нему отношение, ведь, как известно драконы замкнуты на себе, и кроме своей персоны их нечего не интересует — перед нами же дракон-коммунист, который всеми правдами и не правдами, хочет построить этот самый коммунизм, и пытается нести свои идеи в массы; Пог-летучая мышь — вечно недовольный своей участью, но умный и любящий товарищ, который никогда не оставит в беде, всегда готовый выслушать и помочь добрым советом; наконец сам Джон-Том — этот неопытный студент-чаропевец умнеет и мужает на глазах, ведь как мы помним, появился он перед читателем ошарашенным, многого не понимающим. А теперь на него любо дорого посмотреть — он наконец-то оправдал надежды старой черепахи, и в магии преуспел. Немудрено, ведь с поддержкой такой компании ударить в грязь лицом было бы немыслимо. Приключения, выпавшие на долю наших героев, не могут оставить равнодушными читателя. Приключений на долю наших героев выпадает не мало.
В целом произведение не грузное, читается легко, и довольно интересно. Теперь я понимаю, почему так долго искал эту книгу, и теперь стараюсь насладиться каждой строчкой этого цикла! Надеюсь вам этот цикл понравиться также как и мне. За сим разрешите откланяться, побегу читать продолжение...
Nog, 17 марта 2009 г.
Книга по сути представляет собой вторую половину единого романа, начатого «Чародеем с гитарой». Наверняка разделение книги на две части произошло из каких-нибудь издательских соображений. В целом впечатление осталось такое же, как от первого романа, но оценка получилась выше из-за удачного изображения новых для героев обществ — Прядильщиков, Железной Тучи, Броненосного народа.
amak2508, 27 июля 2009 г.
Классическое фэнтези с квестом, но такое наивное и предсказуемое, что так и хочется назвать его сказкой. Причем сказкой для детей. Тем более, что, при огромном количестве эпизодов с насилием и смертью, в книге нет жестокости и она скорее учит добру, чем злу. Только вот как быть с термином «тоталитарное государство», который встречается в романе достаточно часто. Или в Америке этому понятию учат детей с с младшего школьного возраста?
Для взрослого же читателя книга, несмотря на нескончаемые приключения ее героев, выглядит достаточно скучной и относится скорее к разряду «читать не надо», чем к разряду «читать надо».
mastino, 17 сентября 2007 г.
Всё так-же здорово как и в первой части. Путешествия и битвы всё так же интересны, и всё так же веселы. Идея с компьютером министерства обороны показалась превосходной.
UlitaVedma, 21 января 2008 г.
Это единственная книга, которую мне удалось почитать. Очень, очень жаль, что не смогла прочитать больше... Отличный роман, прекрасно написан, читала его не отрываясь...
Lans, 6 апреля 2007 г.
хорошее продолжение, все-так же смешно )
P.S. загруженным философам просьба не читать ))))
elent, 3 декабря 2006 г.
Все тот же антураж и все так же скучно. Фостер разочаровал круто в этой серии.
Busovi, 6 ноября 2006 г.
читал только первые три эта во всяком случае мне очень понравилась читать легко и всегда интересно что дальше...советую но не советую любителям серьезной и замысловатой книги.
farakus, 4 ноября 2006 г.
Это не самостоятельный роман. Это продолжение романа «Чародей с гитарой». Только не понятно как комьпютер попал в тот мир. Может Клотогорб что нибудь раньше напутал.:smile: