Фридрих Дюрренматт «Судья и палач»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив | Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Утром третьего ноября 1948 года Кленин, полицейский из Тванна, обнаружил на обочине дороги из Ламбуэне синий «мерседес», в котором находился убитый выстрелом в висок лейтенант полиции Шмид…
Впервые — в журнале «Дер швайцерише беобахтер» за 1951 г.
Книжный вариант — в 1952 г. в изательстве Бенцигера.
Впервые на русском: Ф. Дюрренматт. Судья и его палач [Роман] / Пер. С. Белокриницкой // «Вокруг света», 1966 г., №5,с. 26-32,№6, с.48-58, №7, с. 62-72. С рисунками М. Клячко.
Одновременно: журнал «Сибирские огни» 1966г., №7, с. 118-131, №8, с. 100-127.
Входит в:
— цикл «Комиссар Берлах»
— антологию «Библиотека приключений в пяти томах. Том 3», 1966 г.
— журнал «Вокруг света 1966'05», 1966 г.
— журнал «Вокруг света 1966'06», 1966 г.
— журнал «Вокруг света 1966'07», 1966 г.
— антологию «Судья и его палач. Швейцарский детективный роман», 1993 г.
Экранизации:
— «Судья и его палач» / «Der Richter und sein Henker» 1975, Германия (ФРГ), Италия, реж. Максимилиан Шелл
- /языки:
- русский (14)
- /тип:
- книги (10), периодика (3), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Белокриницкая (6), Т. Иллеш (1), Е. Кацева (8)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 12 февраля 2025 г.
Конец игры (так называется экранизация этого романа)
Весьма качественный детектив. А в исполнении опытных актёров, так и вообще шик-блеск-красота! Все поняли, что это был радиоспектакль?
Итак. Однажды двое молодых парней поспорили о криминалистике и заключили пари, что невозможно совершить преступление, которое останется безнаказанным. А в свидетели обратились к Небу…
Спустя четыре десятка лет уже постаревший комиссар Берлах берёт в свои руки расследование убийства своего коллеги-полицейского. И в подручные получает молодого, но рьяного сотрудника полиции Чанца.
А далее идёт рутина следственных действий: осмотр места происшествия, опросы возможных свидетелей и сбор информации о возможных причастных к этому преступлению.
А далее обе линии сюжета вдруг соединяются в одну, старый спор вновь выходит на первый план, однако и нынешнее убийство тоже не забыто. И тут Дюрренматт предлагает великолепный сюжетный ход, который находит комиссар Берлах для решения и одной, и второй загадки.
Пойду смотреть кино, однако…
maxxx8721, 28 апреля 2023 г.
Читал в оригинале, так что неторопливое и вдумчивое чтение позволило полностью погрузиться в густую атмосферу этого нуарного, психологического детектива. Тем более, что здесь есть несколько отличных, напряжённых эпизодов.
Роман — больше, чем просто детектив — это настоящая психологическая дуэль длинною в целую жизнь, в которой на кон поставлено всё. Это метафизическое противостояние Зла и Правосудия, которое отсылает нас к классике жанра. И то, как изящно всё придумал и воплотил Дюрренматт, заставило меня аплодировать автору.
NHTMN, 23 ноября 2021 г.
На главной сцене два швейцарских копа-напарника: старый тяжелобольной Берлах, который уже примирился со своей скорой смертью, и подающий надежды Чанц, которого вызвал из Берна старый сыщик себе в помощь. Расследуют они убийство своего коллеги, и все дороги ведут к одной таинственной фигуре, но картина происшествия никак не проясняется, в том числе, из-за множества интриг, которыми опутаны герои, тут вам и дипломатическая неприкосновенность, и дружба шефа следователей с адвокатом главного подозреваемого. В общем, клубок затянут туго, за какую ниточку ни дёргай.
Несмотря на небольшой объём, автору удалось вместить множество деталей, хотя не все из них встанут в цельную картину (допускаю, что это лично моя вина; возможно, погружение в контекст событий тех лет навело бы резкость на эти нюансы). При чтении в голове приходится держать все сложные взаимоотношения героев, ни одного из которых нельзя назвать полностью положительным. Каждая часть повествования цепляется за предыдущую, и это несомненный плюс, если есть возможность прочитать книгу в один заход.
Резюмируя, могу отметить, что один из оригинальнейших детективов, что я читал. Начиная от стиля повествования, который практически без изменений мог бы стать сценарием фильма, и заканчивая подсказками для читателя, разбросанными по тексту. Но всё же, как мне кажется, при описании некоторых сцен автор задвинул подальше чувство стиля. Например, эпизод допроса писателя, несмотря на центральную философскую мысль романа, кажется излишне сюрреалистичным. Впрочем, есть ощущение, что это некое камео самого Дюрренматта, без которого он не мог обойтись.
SAG, 8 декабря 2017 г.
Комиссар Берлах, уже стар. Он бы давно ушёл на отдых, но одно дело, которое тянется примерно сорок лет, не даёт ему покоя. И вот вроде окончание близко и его помощник вышел на след. И тут он оказывается убит, убит его способный и талантливый помощник. И теперь, надо не только завершить старое дело, но и найти нового убийцу. В произведении, вы не найдёте перестрелок, погонь и прочего. Перед нами, чисто психологический детектив. И оба преступника хорошо известны Берлаху и мы просто следим, как он тихо плетёт свою паутину, как создает схему, как отрешенно ведёт следствие, но в то же время всё идёт так как он задумывает.
Перед нами как бы возникает схема, действия Берлаха, как действия судьи, направляющие действия палача, где два палача-убийцы, и где один уничтожает другого, но оказавшись разоблачённым гибнет и сам.