Илья Эренбург «Перечитывая Чехова»
Критико-биографическое эссе о великом классике. Рассматриваются его жизненные воззрения, особенности поэтики, а также причины, по которым творчество Антона Павловича Чехова всегда остается современным и нужным все новым поколениям читателей.
Первая публикация — «Новый мир», 1959, № 5, 6. Отрывок в кн. «Антон Павлович Чехов». Южно-Сахалинск, 1959.
Входит в:
— сборник «Собрание сочинений в 9-ти томах. Том 6», 1965 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 27 января 2025 г.
Это большое эссе (для статьи тут слишком много личного и пристрастного) было опубликовано в журнале за несколько месяцев до, а издано отдельной брошюрой (которую я и прочитал) прямо во время празднования 100-летнего юбилея Антона Павловича Чехова. Написана она для советских граждан времен хрущевской Оттепели, но сохраняет актуальность и сегодня.
И это удивительно. Ведь одна из главных тем эссе — почему творчество Чехова остается актуальным и через полвека после его смерти, в совершенно других исторических условиях.
Эренбург считает, что тут порукой само точное отображение действительности, та самая Правда, которую читатель другой эпохи душой чувствует. Но и глубокое понимание человека, мира его чувств и интересов также оказывается важным.
Как хорошо Чехов понимал людей, так же и Эренбург понимает литературу. И это может помочь и сегодня ориентироваться в ней молодым, да и не только людям.
Например. «Часто, говоря о таланте, о гении, отделяют их от природы, от внутреннего склада художника. Между тем в искусстве большую роль играют не только талант и мастерство, не только мировоззрение и среда, но также свойства, качества, характер самого художника.»
Как модна у нас сейчас концепция, мол, писатель Имярек — негодяй и вражина, зато хорошо пишет. А это разделять нельзя! Негодяй может написать хорошо только плохую, вредную для души и ума книгу.
Чехова вот тоже долго, а иногда и сейчас, обвиняли беспринципности и беспристрастности. Эренбург с блеском разбивает в своем эссе эти тезисы на многочисленных примерах из жизни и творчества Антона Павловича. Все это давно известно, но известно немногим. Так что тоже полезно почитать!
А еще Эренбург великолепно показывает разницу между подлинным русским интеллигентом и интеллектуалом с Запада. Причем на лучших примерах — Чехове и Мопассане. Оба пишут на высшем уровне мастерства, оба торят новые пути в литературе. Оба страдают и рефлексируют. Вот только интеллигент чеховского склада страдает и рефлексирует по поводу зла и неправды, творящихся в мире, и о думает о том, как бы все это исправить. А интеллектуал Запада страдает по поводу собственных житейских неустройств и рефлексирует на тему, как бы ему послаще и покомфортнее обустроить свое личное бытие. Стоит ли удивляться, что в России, где последние тридцать лет воспитывали тонко чувствующих перемены настроения тунеядцев и гедонистов, западная литература школы Мопассана (в лучшем случае) пользуется большей популярностью, чем русская классика и ее наследники по прямой.
Чехов звал своих читателей к труду, правде, внутренней духовной свободе и ответственности перед ближними и дальними своими. И все это в своем эссе опять-таки блестяще показывает Эренбург. И говорит, что все эти чеховские ориентиры ничуть не устарели. А ведь Илья Григорьевич был старше Чехова на две мировые войны, Революцию и Гражданскую. Мы сегодня старше Эренбурга тоже на пару мировых войн и несколько революций, но, думаю, что и теперь и его книги, как и книги Чехова многому могут нас научить, обогатить душу и сердце. Дать сил для жизни в нашу жестокую эпоху.
П.С. Кстати об эпохах)) непонятно, с чего это позавчера я вдруг заинтересовался творчеством и жизнью Чехова. И тут же вспомнил о нечитанной брошюрке о нем Эренбурга, бог весть когда и где купленной, по случаю. И что же?
Полез в Яндекс. Оказалось, что вчера была годовщина Ильи Эренбурга — 124 года советскому классику стукнуло. А 29 января и у самого Антона Павловича юбилей — 165 лет.
Вот я это дело и отметил вчера же, знакомством и внимательным чтением отличного биографического эссе.
Сегодня у меня и самого юбилей. Ровно пятнадцать лет, как я стал лаборантом на Фантлабе. И случилось это прямо в день смерти другого классика и великолепного рассказчика — Джерома Дэвида Сэлинджера. (От всех этих «странных сближений» у меня иной раз голова кругом идет!))
Всем только хорошего чтения!