Клайв Баркер «Книга крови 5»
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Книги крови»
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 20 января 2021 г.
Пятый том состоит всего из четырех рассказов. Самый короткий и не самый яркий, он оставляет по большей части смешанные ощущения.
• «Запретное».
Сюжет вертится вокруг девушки Хелен, которая решила написать исследовательскую работу, посвященную граффити. Хелен ходит по бедным районам, фотографирует стены и однажды натыкается на весьма жуткое изображение чьей-то головы. Желая выяснить, кто же это, Элен расспрашивает людей этого района, узнает о жутких убийствах и Кэндимене. Много внимания в рассказе уделено социальной составляющей и жизни людей в трущобах. Сам Кэндимен объявится только в конце, и его образ отличается от того, что показано в фильме. Перед нами как раз тот случай, когда рассказ и фильм стоит воспринимать как разные вариации одной истории, т.к. произведения неплохо дополняют друг друга, пусть и с некоторыми оговорками.
Несколько слов о самом Кэндимене: в фильме это вариация городской легенды о злобном духе, которого можно призвать, несколько раз произнеся его имя вслух (иногда существуют дополнительные условия, типа стоять ночью перед зеркалом или проводить ритуал ровно в полночь и т.д.). Самые известные коллеги Кэндимена – Биттлджус, Кровавая Мэри и, российский аналог, Пиковая Дама. Воплощен образ киношного злого духа известным актером хоррор-фильмов 90-х Тони Тоддом. Так что внешне Кэндимен — это здоровенный негр с крюком вместо правой руки и достаточно необычными отношениями с осами. В рассказе данный персонаж тоже имеет прямое отношение к городским легендам, однако его природа и история не были озвучены.
Рекомендую данный рассказ всем любителям социального триллера с долей мистики.
• «Мадонна».
Джерри Колохоун и Эзра Гарви решают провернуть сделку по продаже здания старого бассейна. Вот только в глубинах этого здания скрыто нечто ужасающее.
Рассказ умело сочетает в себе фирменную баркеровскую эстетику и отголоски лавкрафтианского хоррора.
• «Дети Вавилона».
Видимо, в каждом сборнике «Книг крови» есть рассказ, который сильно выделяется на фоне остальных. В пятом томе – это «Дети Вавилона».
Ванесса набредает на таинственные постройки и становится пленницей их обитателей. Но ни она, ни читатели, даже не предполагают, что за всем этим кроется на самом деле.
Рассказ не является хоррором, это скорее сатира с любопытной идеей.
• «Во плоти».
А вот и полноценный, почти классический хоррор. Билли Тейт садится в тюрьму. Но всё нормально, он так и планировал. Дело в том, что в этой самой тюрьме когда-то сидел его, уже умерший, дед. С ним то у Билли и осталось одно незаконченное дело.
Рассказ чем-то близок «Блюзу свиной крови», чем-то – «Побегу из Шоушенка», но при этом лишён жестокости первого и надежды второго. Просто добротный хоррор.
На этом пока всё, до встречи в шестом томе.
Fearless, 7 августа 2008 г.
Пятая часть «Книг крови» содержит четыре рассказа, хотя в первых четырех частях содержалось как минимум пять произведений. Но дело конечно не в количестве, а в качестве. Но обо всем по порядку.
[*]«Запретное» Сюжет этого произведения представляет собой детективную историю с элементом мистики. Элен фотографирует надписи в заброшенном районе и цепочка городских слухов приводит её к зловещему убийце. Главный виновник городской молвы – Кэндимен ( в переводе «сладкоежка»). Сам он оказывается не так страшен, как его характеризуют городские жители. Баркер частично срисовал его образ с Джека Потрошителя, в чем не раз сообщал между строк: «У человека, который это сделал. У него крюк, как у Джека Потрошителя». Ко всему прочему баркеровский «Потрошитель» изъясняется весьма банальными фразами: «Что знает добро? Пока его всему не научит зло». Расследование загадочных событий получилось не так захватывающе, как было в рассказах из других частей. Концовка весьма фарсовая: все знали о маньяке, молчали и были с ним в сговоре, а главгерой об этом не догадывался. Идея постановки сюжета вторична, но самое главное – с реализацией не получилось. Баркер умело держит интригу до самой развязки, но в этом рассказе он, к сожалению, показал лишь тень своих возможностей. 7 из 10
[*]«Мадонна» Джерри Колохоун – полный неудачник: девушка его не раз посылает к чертям, инвесторы оказываются подлецами и даже встреча с потусторонним миром приносит ему лишь очередные проблемы. Бывают неудачник которым хочется сопереживать, и не важно, будь то роман или рассказ. Но главный персонаж этого произведения, скорее как плохой актер в хорошем спектакле, получился весьма шаблонным и действует больше по авторским схемам, а не собственным маршрутам. Его кидает из события в событие и он почти не сопротивляется. Название рассказа произошло от имени главного злодея. Мадонна – это настоящее явление, а не маньяк-одиночка. Стоит признать, что этот персонаж удался Баркеру блестяще. Концовка получилась весьма интересной. Последняя фраза особенно завораживает: «Если он утонет прежде, чем достигнет источника света, и путешествие закончится смертью – что с того? Смерть теперь казалось не более бесспорной, чем призрачная мужественность, в которой он прожил все эти годы. Определения годятся лишь для того, чтобы их меняли либо выворачивали наизнанку…» 8 из 10
[*]«Дети Вавилона» Оказывается нашим миром правят несколько мудрецов, которые решают важные политические вопросы. В такое допущение трудно поверить, т.к. у заключенных людей нет никак связей с внешним миром, да и саму идею автор обыграл явно посредственно. «Дети Вавилона» — некое отступление от общей стилистики «Книг крови»: нет здесь не ужасов, ни мистики, ни кровожадных убийц, нет даже намёка на потусторонние силы. Без стандартного набора приемов, рассказ Баркера потускнел и оказался серым. Единственное, что представляется интересным – судьба девушки Ванессы. Собственно, об этой девушке и весь сюжет, а точнее о том как она попадает в плен и оказывается среди тех самых мудрецов, хотя то как их описал Баркер — они тянут на обычных стариков оказавшихся в плену. В том, что персонажи живые не упрекнуть, но только за счет этого хорошее произведение, увы, не построить. 6 из 10
[*]«Во плоти» В тюрьму попадает паренек Билли Тейт, который открывает врата смерти. Так один из заключенных попадает в город мертвых, вход в который открылся в его небольшой камере. На мой взгляд, этот рассказ получился у Баркера великолепным. Талант и мастерство раскрылись наиболее ярко и четко, а самое главное, что ужасы отлично балансируют с реальностью происходящего. Хочется отметить, что в этом произведении практически нет лишнего, а все что реализовано, получилось замечательно. Баркер даже не пугает, а просто наблюдает за этой зловещей пляской событий со стороны, предоставив им полную свободу. 10 из 10
Подводить конкретный итог не приходится, т.к. пятая часть держится в стилистике «Книг крови» или пытается держаться, потому как она действительно слабее предшественников – предыдущих четырех частей. Спасибо «Эксмо», за то, что выпустили 2 части вместе, а не каждую по отдельности, т.к. это заметно компенсирует читательское ожидание.
Ригель_14, 28 июня 2009 г.
Пятую «Книгу крови» прочитал самой первой из всех. Что же впечатлило, а что нет. И так.
«Запретное»- Баркер создал героя (не главного, но ключевого) которого просто нельзя забыть — Кендимен. Держа в страхе целый район он постепенно становится легендой. И горе тому кто в него не верит или забыл.
«Мадонна»- нечто чужое на нашей планете, вроде бы безобидное (но лучше не трогать). рассказ не особо впечатлил. Разве что концовка, но чуть чуть.
«Дети Вавилона»- «кучка» стариков решает судьбы государств. Нет ничего страшного, разве что самой мысли что ты в плену.
«Во плоти»- самый интересный и страшный рассказ в этой части. Сцены трансформации на столько хорошо написаны, что четко представляется. А тени кажется вот вот выйдут из книги. Аж холодок по коже.
Итого сборнику 8 (по 10 за 1 и 4 рассказ и по 7 за 2 и 3).