Георгий Шах «Гибель Фаэтона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Ненайденные (вымышленные) планеты )
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Была в Солнечной системе когда-то еще одна планета. И называлась она — Фаэтон. Жили на ней люди, достигшие значительного технического могущества, но беспечные и легкомысленные.
И в своем легкомыслии они бездумно использовали технические приборы и искусственные космические тела. И так получилось, что из-за этого почти все жители планеты сперва ослепли, затем оглохли, а под конец и вся планета, сорвавшись с орбиты, упала на Солнце.
Не является ли миф о погибшем Фаэтоне грозным предостережением жителям Земли?
Входит в:
— сборник «И деревья, как всадники…», 1986 г.
— сборник «Всевидящее Око», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 19 мая 2017 г.
Несколько коротеньких, достаточно условных зарисовок о судьбах научных проектов, открытий и изобретений. Об ответственности ученых за то, что они делают, о том, к чему могут привести неучтенные последствия того или иного открытия или изобретения. И о том, как, увы, глухи бывают люди к тем, кто пытается предупредить их об опасности.
Написан рассказ очень легко, в несколько шутливом тоне, мысли автора ясны и очевидны, а текст прост и понятен. И все в этом произведении вроде бы правильно, и мысли хорошие, и читается он легко, а вот чего-то в нем все-таки для настоящего рассказа не хватает. Не запоминается он ничем и завтра же, очевидно, забудется, навсегда и накрепко.
artem-sailer, 30 ноября 2014 г.
Не до конца понимаю, почему, но этот рассказ мне очень сильно напоминает «Ад — это отсутствие Бога» Теда Чана. Видимо, антураж схож: мир очень сильно похож на наш, земной, но при этом есть настолько коренное отличие, что мир этот кажется диким и пугающим.
Вопросы, затрагиваемые в рассказе, вечны и не новы: неконтролируемый технический прогресс, этическая сторона вопроса, общество и технологии. Картина, нарисованная автором, запомнилась всё же не содержанием и смыслом, а скорее стилем и интерьером.
Alexandre, 15 января 2009 г.
Рассказ — сатирический, поэтому искать в нем логику и научную обоснованность не стоит. Одна идея прослеживается четко — талантливые исследователи, увлекаясь своей работой, перестают думать о побочных результатах, о возможных бедах, которые могут принести их разработки. И пример в истории есть — многие разработчики атомного оружия потом, увидев к чему это может привести, становились последовательными борцами за разоружение и мир во всем мире. И это не пустая фраза, из арсенала советской пропаганды — бездумное накопление арсеналов чревато катастрофами.
Вот и в рассказе, мы видим, как презрев предупреждения, думая только о сиюминутных выгодах жители планеты губят свой родной дом и гибнут вместе с ним. Не дай бог нам ничего подобного.