Василий Ян «Голубая сойка Заратустры»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча | Историческая проза
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Пророчество
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Эти жрецы-огнепоклонники — обманщики народа!.. И поучения Заратустры надо сжечь, а не морочить ими людей!» Так решил Александр Македонский, захвативший древнюю Бактру, встретившись с жрецами храма и выслушав их толкование пения соек, священных птиц Заратустры. Ему не понравилось толкование пения сойки: «Как злы и беспощадны эти люди», — и это ему, покорителю мира!
В основу рассказа лёг эпизод из повести «Огни на курганах» (Часть шестая. Глава «Базилевс в Бактре»), Автор предполагал включить рассказ в третью часть задуманной трилогии о нашествии А. Македонского на Азию.
Входит в:
— цикл «Античный цикл»
— сборник «Загадка озера Кара-Нор», 1961 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 28 декабря 2024 г.
Великолепный исторический рассказ, и Александр и его друг Гефестион, и зороастрийцы и политика преследований приверженцев этого учения и обстановка того времени показаны классически на основе источников того периода. Легенда о голубой сойке и прочем «противостоянии» этого культа македонским захватчикам — отчётливое убеждение автора о справедливости борьбы с тиранией, хотя в настоящее время историки это идейное противостояние считают во многом вымыслом зороастрийцев.
Тем не менее рассказ сделан очень даже достойно, кратко ёмко и впечатляюще.
Стронций 88, 1 июля 2022 г.
Приятный рассказ. Он отлично смотрится в контексте «Огней на курганах», одна из целей которого была показать Александра Македонского как тирана – нервного, жестокого, но при этом имеющего некую притягательность, сложную личность (эпилог романа – квинтэссенция этого). Но и самостоятельно этот рассказ-эпизод выглядит очень хорошо, цельно. Фирменная красота «Огней на курганах» в лёгких описаниях Бактры и зороастрийских храмов. Значительность и лёгкая мистика происходящего, возносящая историю до уровня притчи об истинах, что не горят вместе с бумагой.
Конечно, сжигание книг намекает на похожее событие, наверняка известное писателю. Но вот «Эти жрецы-огнепоклонники – обманщики народа!..» напоминает и кое-что другое в личности Македонского... И это только укрепляет его в сложном образе-архетипе тирана.
Пушок, 16 апреля 2017 г.
красивая, грустная и страшная история.
а также — иллюстрация того, как западный (тогда — эллинский) мир воспринимал и воспринимает чуждые и непонятные ему культуры.
Александр Македонский был величайшим полководцем и правителем. А ещё — свирепым захватчиком и опустошителем, спокойно шагавшим по пеплу и крови.
рукописи горят. несогласных с величием очередного владыки книжников можно сжечь или закопать вместе с их книгами. Но природа, но история — они неостановимы. Помните, как было красиво сказано у Леонида Соловьёва в его «Багдадском принце» о неостановимой силе жизни, которая отступала, обтекала очередного владыку дня сего — и радостно пробивалась наружу после его ухода в мир теней...
А ещё это просто хороший исторический рассказ.