Фредерик Марриет «Приключения в Африке»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Баронет Чарльз Уильмот опечален гибелью своей дочери при кораблекрушении у берегов Южной Африки. А через несколько лет он узнает, что почти всему экипажу и пассажирам удалось тогда спастись на берегу. Тешась надеждой, баронет отправляет своего единственного наследника, внучатого племянника Александра Уильмота на поиски дочери в Южную Африку, где ему придется пережить массу приключений.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nostromo 2015, 7 января 2023 г.
Несколько необычный для Марриетта роман, не связанный с морской или хотя бы речной тематикой, как, например, «Приключения Якова Верного». От завязки сюжета можно было ожидать наполненных интригами и неожиданностями поворотов событий, связанных с розысками пассажиров и членов команды погибшего много лет назад корабля, но здесь мы видим «краеведчески-охотничье» блуждание каравана повозок по просторам «чёрного континента». В начале повествования автор от лица долго прожившего в Африке европейца знакомит читателя с историческими особенностями развития этих местностей и укладом жизни для наглядности разворачивающихся действий.
Европейцы хладнокровно уничтожают диких зверей, в основном крупных — львов, слонов, носорогов, гиппопотамов, буйволов, как для трофеев, так и для пополнения провизии(сейчас бы гринпис такого не допустил). У стрелков тех лет был только один выстрел — казнозарядное нарезное оружие начинало зарождаться в 1837(ружьё Мартина фон Варендорфа);с многозарядными винтовками револьверного типа только экспериментировали с риском остаться без пальцев при воспламенении сразу всех зарядов в барабане. Мясо не пропадает — караван сопровождают в качестве охраны вечно голодные кафры и готтентоты, пожирающие излишки, не брезгающие даже пожилым львом; если они не справляются, то приходят на помощь местные бушмены, вооруженные луками и смертоносными отравленными стрелами и часто ворующие скот для моментального заклания и поедания. В засушливых районах пить приходится зловонную воду прямо из застоявшихся луж(«Не пей — козлёночком станешь»), а в пустынных есть недожаренное мясо. Когда альтернативой может оказаться смерть — и попьёшь и поешь такое. Реализма предостаточно. Уделено время описанию ньюансов взаимоотношений белых и туземцев. Коварный король этих территорий, хоть и дал милостивое разрешение поохотиться в своих владениях, но вынашивает планы завладеть всем добром из повозок, но так и не решается напасть, хотя белых стрелков всего трое. С такими сатрапами шутки плохи (советую посмотреть фильм «Голая добыча» 1965г.). Общий стиль повествования очень похож на романы Майн Рида, но написан раньше их, в далёком 1845. Произведение интересно для полноты восприятия творчества Марриетта, которое, я считаю, крайне реалистично для своего времени и этим выгодно отличается от аналогов той эпохи.
Konbook, 19 января 2021 г.
Сэр Чарльз Уилмот в одночасье потерял жену и трех своих дочерей.
Супруга и первые две дочери умерли от холеры; третья же на корабле «Гроссвенор» возвращалась к отцу, но судно так и не достигло родных берегов, потерпев крушение у восточных берегов Африки.
У мужчины оставалась хрупкая надежда, что шанс к спасению у нее все же есть, но добрых вестей не приходило.
Но еще больше его удручала мысль (даже по прошествии стольких лет), что дочка вполне могла остаться в живых, но жить по законам диких племен, чтя их законы, порядки и обычаи… В такие минуты ему казалось, что лучше ей было погибнуть, чтобы его не одолевали более такие мысли…
Единственный родной ему человек – Александр, сын его племянника, которому было невыносимо видеть отчаяние деда, решил развеять его сомнения и отправился в путешествие по Африке…
Познавательно-развлекательный роман капитана Марриета на тему бушменов, кафров и готтентотов. В прочтении легок, наполнен событиями, хотя и незамысловатый. Персонажи добродушные, славные малые. Не скажу, что роман «головокружительно захватывает», но ради разнообразия – прочесть можно.
В дальнейшем многие писатели подобные истории (написанные на свой лад, разумеется) отшлифовали и довели до совершенства, но Марриет, конечно же, заслуживает звания первопроходца.
Итог: 7 из 10.
Remote Control, 5 февраля 2017 г.
У многих из нас творчество Марриета прочно ассоциируется с морской тематикой, и это действительно так, достаточно вспомнить образы таких ярких героев, как Франк Мильдмей, Джек Изи, Питер Симпль, Иафет Ньюланд, но сейчас мне хотелось бы рассказать о романе «Приключения в Африке» (The Mission; or Scenes in Africa, 1845).
Безусловно, как и в других своих работах, творчество писателя не могло совсем исключить тему моря, но здесь, в романе, оно является лишь неким фоном и на общее развитие сюжета влияет опосредовано.
Престарелый баронет, сэр Чарльз Уильмот, будучи убеждён, что его супруга и дочери погибли в кораблекрушении у берегов Африки, получает сведения, что, возможно, одна из его дочерей выжила и, вероятно, не имея возможности выбраться из дебрей жаркого континента, поселилась там, обзаведясь семьёй.
Не питая особых надежд на удачное разрешение вопроса, он тем не менее, не находит себе места, терзаемый смутными догадками. Единственный наследник, Александр Уильмот, дабы разрешить все сомнения своего деда, берёт на себя задачу по отысканию следов пребывания своих родственников в Африке.
На пути следования к цели, на корабле, Александр знакомится с мистером Фэрборном, который рассказывает молодому человеку занимательные истории из быта и нравов аборигенов Южной Африки. Там же, на корабле, он сходится с натуралистом и естествоиспытателем мистером Суинтоном, открывая для себя мир с новых неожиданных и удивительных сторон.
Прибыв в Капштадт, молодые люди знакомятся с находящимся в отпуске майором Хендерсоном, будущим участником экспедиции. Друзья собирают необходимое снаряжение и пускаются в долгое странствие по вельду.
В целом, не считая пролога, роман «Приключения в Африке» напомнил мне небезызвестную работу «Приключения юных буров», достаточно вспомнить эпизоды охоты на различных животных (на мой взгляд — совершенно бессмысленных).
Учитывая тот факт, что история Александра Уильмота была написана за некоторое время до труда корифея приключенческой литературы, то, возьму на себя смелость предположить, что, скорее всего, именно этот роман в той или иной степени повлиял на творчество Т. М. Рида.