Лидия Обухова «Диалог с лунным человеком»
Сборник повестей и рассказов, представляющих разностороннее и яркое творчество Лидии Обуховой в жанре фантастики — писательницы, которую сейчас можно смело называть одним из классиков отечественной НФ.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() ![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Номинации на премии:
номинант |
Фант, 1977 // (сборник) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 31 августа 2016 г.
Сразу могу сказать, что с аннотаций и единственным отзывом от igorgad я могу согласиться лишь частично — фантастические произведения Лидии Обуховой, представленные в данном сборнике, получились действительно яркими и самобытными, но вот на «одного из лучших авторов» и «классика отечественной НФ» Лидия Алексеевна тянет вряд ли. Это не значит, что её повести и рассказы мне не понравились, скорее наоборот, но всё-таки не хватает в них чего-то неуловимого и необъяснимого, в результате чего складывается ощущение, что это не законченные произведения, а некие зарисовки, наброски.
А вот чего у прозы Обуховой не отнять, так это красоты и лиричности, богатства языка и необычности образов. Вот, для примера: «Он видел море, которое на береговой отмели становилось желтым, как пиво, позволяя ветру слизывать пену, оно без устали вышибало днища у все новых и новых бочонков. Волны, наподобие бочонков, катились по наклонному настилу от самого горизонта. Шуршание днищ и кованых обручей сливалось в протяжный, заунывный гул...» Согласитесь, красиво и необычно! Причём маленькими штрихами автор умудряется рисовать объёмные картины, щедро разбрасывая по тексту фразы вроде: «Потухли дальние горы, как задутые свечи. Уходя из дня, солнце присыпало золой склоны...» или «Молодая трава, которая при луне казалась политой молоком, сейчас сделалась черной, словно свернувшаяся кровь...», и картины буквально встают перед мысленным взором. Возможно именно из-за этого тонкого лиризма в некоторых отзывах говорится о том, что творчество Обуховой можно рекомендовать скорее читательницам, нежели читателям. Не знаю — я, взрослый мужик за тридцатник, прочитал с удовольствием...
Темы, поднимаемые Лидией Алексеевной, тоже нельзя назвать традиционными для советской фантастики 60-70-х годов прошлого века. «Лилит» и «Дочь Ноя» можно назвать своеобразными «библейскими апокрифами», при этом в первой из повестей вообще описывается палеоконтакт, увиденный глазами представителей людей, лишь делающих первые шаги к цивилизации. «Яблоко этого года» и «Диалог с лунным человеком» повествуют о проблемах контакта и принципиальной невозможности постижения человеком психологии и мировосприятия иных существ. И совсем уж необычным для времени написания (1967 год) кажется небольшой рассказ «Птенцы археоптерикса», затрагивающий вопросы эволюции, причём эволюции как живой природы, так и разума, да ещё и на фоне существования цивилизации Сапиенсов, которых мы сегодняшние назвали бы постчеловечеством...
Одним словом — неоднозначные, где-то немного наивные, но без сомнения заслуживающие внимание работы. Твёрдая восьмёрка с огромным плюсам за ОЧЕНЬ качественный литературный язык. Сейчас это, к сожалению, уже редкость. Любителям и ценителям советской фантастики настоятельно рекомендую ознакомиться.
igorgag, 30 мая 2016 г.
Среди произведений, представленных в сборнике, ранее читал заглавный рассказ — в антологии «Фантастика-71 — и, конечно же, повесть «Лилит», сильно поразившую мое ещё детской воображение.
Весьма интересны и другие повести сборника — «Яблоко..», о необычном контакте, «Дочь Ноя» — ещё один «апокриф» писательницы.
Несомненно, Обухова была одним из лучших отечественных авторов, работавших в жанре фантастики.