Святослав Рыбас «Зеркало для героя»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Наши современники необъяснимым образом попадают из начала 1980-х в шахтёрский городишко Донбасса 1949 г. и оказываются в т. н. «петле времени», проживая сызнова события одного и того же дня...
Произведение опубликовано впервые в Библиотеке журнала «Молодая гвардия», №45. — М.: «Молодая гвардия», 1983. — 96с.
По мотивам повести создан киносценарий: автор — Надежда Павловна Кожушаная (1952-1997). Опубликован в авт. сб.: Н. П. Кожушаная. Разлука (Зеркало для героя). Сценарий. // Авт. сб. «Прорва и другие киносценарии». — СПб.: Сеанс/Амфора, 2007. — С. 125-188.
Входит в:
— сборник «На колёсах», 1984 г.
Экранизации:
— «Зеркало для героя» 1987, СССР, реж. Владимир Хотиненко
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 14 февраля 2022 г.
Послевоенный Донбасс и трудная жизнь шахтеров глазами людей эпохи застоя. Формально это про попаданцев в прошлое, фактически — попытка приблизить и понять эпоху своих отцов. Яркие зарисовки быта и нравов, характеры людей, дух времени — есть. Закрученного сюжета, детективной интриги, прогрессорства — нет, хотя один из героев что-то такое пытается. На темах сталинизма и репрессий автор не акцентируется. С одноименным фильмом совпадает очень приблизительно.
Мне понравилось.
Фаэт, 16 апреля 2019 г.
Аннотация и комментарий мрачного маргинала имеют отношение исключительно к одноимённому фильму и сценарию к нему. Фильм — привычная за последние 30 лет антисоветская заказуха с осточертевшим обязательным бредом про кгб, аресты, Сталине и прочими атрибутами из западной методички-библии для клеветников-предателей. Разумеется, в повести Рыбаса ничего этого нет, даже отдалёнными намёками. Есть у сценария и плюс. Это действительно фантастика, с отличной находкой проживания одного и того же дня. В отличии от повести, в которой единственным фантастическим элементом является перемещение двух товарищей(а не незнакомых) из 80х в 49ый. Очень скромная и малоубедительная попытка автора понять поколение своих родителей и найти связующие нити.
мрачный маргинал, 3 ноября 2011 г.
Начинается произведение вполне обычно. Главный герой общается с нестарым ещё отцом (пишущим скучнейший и графоманский, в восприятии сына, роман). Из беседы обнаруживается полнейшее взаимное непонимание. Конфликт поколений? Кризис возрастов? (Модные ещё тогда, в 1980-е, темы). Так бы это и можно было квалифицировать, не прибегни автор к неожиданному и вполне фантастическому приёму: отправлению сына во времена молодости отца, в год собственного же, — сына, — рождения...
«Мир одного дня» 1949 г. оказывается для героя тем самым зеркалом, в котором он разглядел ранее для себя невидимое...
Восприятие литературного первоисточника оказалось многократно усилено удачной экранизацией, опирающейся на отличный сценарий. В итоге литературное творение оказалось сложным художественным синтезом: литературной фантастики-приёма, сценарной разработки с филигранной расстановкой акцентов и — блестящей экранизации, — с явными признаками поэтики советского авторского малобюджетного художественного кинематографа.