Фёдор Достоевский «Неточка Незванова»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Знаменитый незавершенный роман классика русской литературы, Ф. М. Достоевского, писателя известного во всём мире. «Неточка Незванова» — история необыкновенной психологической силы и глубины, самая лирическая и пронзительная из всех повестей Федора Михайловича Достоевского. Рассказывая о судьбе юной девушки, оставшейся сиротой и взятой на воспитание в чужой дом, писатель поднимает важные для литературы XIX века темы: положение женщины в семье и обществе, соединение в ней хрупкости и душевной силы, ее стремление к самостоятельности и освобождению от семейной тирании.
Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1849, № 1, 2 с подписью: Ф. Достоевский и № 5 без подписи).
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Происхождение мастера», 1985 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 176
Активный словарный запас: крайне низкий (2065 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Cancertid, 7 октября 2020 г.
Апогей драматичности раннего Достоевского. Нет, я, в отличие от рецензента ниже прекрасно чувствую и ощущаю логику истеричности главной героини, но проблема в том, что у меня лично такие всплески бывают время от времени, а Неточка, кажется, одержима ими каждый день, час, секунду…
Роман (да, я считаю сие романом, хоть и незавершенным, ибо временной промежуток весьма серьезный) прелюбопытнейший, ибо тут явно видится переход с сентиментального раннего творчества к мистическо-темному позднему.
Многие рецензенты сетуют на незавершенность произведения, мне же это, наоборот, видится еще одним достоинством. Такие работы должны оставаться незаверш
kerigma, 6 февраля 2012 г.
Меня не перестает удивлять, насколько герои Достоевского погружены в мир собственных внутренних переживаний. Складывается впечатление, что реальный мир для них если и существует, то очень-очень опосредованно — исключительно в качестве некоего поставщика оснований для переживаний. При этом герой ФМ устраивает бурную длительную истерику там, где нормальный человек просто хмыкнет, пожмет плечами и пойдет дальше.
В общем, я люблю ФМ больше всего за то, что он открывает некий загадочный мир, мне практически недоступый. Не то чтобы я ни хрена не чувствую, но чтобы вызвать у меня эмоциональные реакции такой силы, нужно нечто гораздо более действенное, чем все, что происходит в «Неточке». Да и на такую длительность переживаний я категорически не способна — под угрозой полноценного депрессивного расстройства, из которого можно будет выйти только медикаментозно. А герои ФМ постоянно, кажется, бьются в истерике на пустом месте — и ничего. Впрочем, не совсем ничего, конечно. По-моему, ни у какого другого автора так регулярно не слегают в постель на несколько недель/месяцев на почве нервного расстройства — причем не какие-нибудь пожилые люди, у которых сразу сердце, давление и прочие обычные физиологические причины, а вполне молодые и здоровые.
«Неточка Незванова», думаю, в плане соотношения эмоций/событий на единицу текста очень показательна, потому что эмоций там просто море, а событи особых практически и нет. Другое дело, что юная героиня, кажется, постоянно сама провоцирует окружающий мир на то, чтобы ей поставляли новую пищу для эмоций. Посудите сами, вот вы случайно нашли письмо, адресованное любовником вашей приемной матери и явно написанное несколько лет назад. Что сделает каждый нормальный порядочный человек? — Скажет себе, что это не его дело, положит письмо на место и забудет. Но нет, Неточке же все мало, она начинает носиться с этим письмом, как курица с яйцом, доводит всех в доме и в итоге провоцирует крупную разборку между своими приемными родителями — хотя основания для этой разборки, казалось бы, отпали несколько лет как. При этом она ни секунды не чувствует себя виноватой и вообще не задумывается о причинно-следственной связи между своими поступками и реакциями окружающих. Очень по-достоевски (в смысле, тимно). И так, в общем, происходит во всех частях повести. Поведение Неточки с Катей тоже весьма показательно. Нормальный ребенок, который настроен на «играть или не играть», просто не выдерживает обрушившегося на него напора эмоций — на пустом месте.
Сама того не осознавая, Неточка пытается в эмоциональном плане подчинить себе окружающих, сделать себя центром их мира. Со спокойным или равнодушным отношением к себе она смириться просто не в состоянии. Нет, как же, ее все должны любить, ведь у нее такое нежное отзывчивое сердечко и тд. В целом поведение Неточки очень напоминает отлично описанную undel технику бякинга (http://www.diary.ru/~undel21/p100744952.htm ). Вроде бы формально она «бедная сиротка» и жертва, а на деле принесла как минимум в одну семью кучу проблем. Вот вам и первая этика))
В целом вся «Неточка» — это очень по-достоевский. Просто таки концентрированная достоевщина, бедняжечки, сиротки, истерики, безумные влюбленности, разоблачение всех тайн и хриситанское смирение.
ФМ не перестает меня восхищать :)