Роберт Шекли «Алтарь»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В городе появляется странный мужчина. Он просит показать дорогу до алтаря Баз-Матайна и говорит о Храме Темных Таинств Изиды как о чем-то совершенно обычном. Заинтригованный, мистер Слэйтер отправляется вслед за незнакомцем к алтарю, но он не подозревает, чем все закончится...
Впервые опубликован в июле 1953 в «Fantastic SF».
Входит в:
— сборник «Где не ступала нога человека», 1954 г.
— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.
— антологию «The 3rd Mayflower Book of Black Magic Stories», 1975 г.
— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume Two», 2012 г.
— антологию «Horror Gems, Volume Ten», 2015 г.
— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.
- /языки:
- русский (13), английский (5)
- /тип:
- книги (16), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Кон (4), И. Павловский (1), М. Черняев (6)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 17 августа 2024 г.
Рассказ создаёт ощущение саспенса, интересно, что же будет дальше. Главный герой пытается раскрыть странные события, происходящие в его небольшом городке, и выяснить, что за тайна скрывается за всем этим. Этот квест главного персонажа довольно увлекателен.
Однако, в целом, я бы оценил этот рассказ как средний. Он не вызвал у меня восторга. Это стандартная история, где автор подбрасывает читателю что-то неизвестное, и на этой интриге читатель пролетает сквозь страницы, ожидая развязки. В этом плане читатель и главный герой находятся в одинаковом положении, ожидая ответа на загадку.
Я не буду раскрывать, был ли главный герой доволен своими открытиями о тайной секте или собрании в его родном городе, но как читатель, я не могу сказать, что концовка меня впечатлила.
Ключевую мысль, которую можно выделить из этого рассказа, можно описать простой поговоркой: «Любопытной варваре нос оторвали». В общем, это как будто бы эта поговорка растянута до уровня небольшого и мистического рассказа.
Darth_Veter, 10 сентября 2020 г.
Творение Шекли в псевдо-документальном стиле сразу напомнило мне мистические миниатюры Говарда Лавкрафта. Как правило, такие произведения ставят целью шокировать читателя неожиданным финалом, который подчеркивает либо непознанность мира, либо субъективизм человеческих чувств. Действия в них развиваются из вполне обыденной ситуации, но по мере раскручивания фабулы становятся всё более и более сюрреалистичными. Кульминация свершается в самом финале, как правило, даже в последнем предложении, что еще более ошеломляет читающего. В подобном стиле, например, написаны Гринтаунский цикл Брэдбери, сборник «Ночные кошмары» Стивена Кинга и «Мост через Совиный ручей» Амбруаза Бирса.
Шекли лишний раз доказывает, что в области миниатюры ему нет равных — мало кто умеет убедительно изложить вымышленную историю, раскрыв при этом характеры персонажей и их поступки на протяжении всего нескольких страниц текста. У меня лично на похожий рассказ ушло аж 22 страницы формата А4! Шекли же уложился всего в семь! Это ли не признак мастерства?
Сюжет рассказа увлекает своей магической романтикой Непознанного, что существует на зыбкой границе нашего мира с некой параллельной реальностью. Найти путь к этой реальности весьма непросто: для этого нужно тысячу раз пройти знакомым маршрутом, и лишь только тогда ты станешь различать в окружающей обстановки элементы чуждого проникновения, на которые ранее не обращал внимания из-за ежедневной суеты. Именно поэтому Элор довольно долго водит Слейтера по городу, пока тот совершенно не запутывается в знакомых улочках и начинает видеть «тайный город», скрытый от глаз рядового обывателя. Увидеть его может только человек ищущий, задавшийся определенной целью и отрекшийся от привычной реальности. К несчастью, параллельный мир Северной Амброзии застрял между эпохой расцвета древнеегипетской цивилизации и античным периодом древнегреческой истории, и его божествам требуются регулярные человеческие жертвы. Найти их непросто, но мистер Слейтер, не разобравшись в откровениях Элора, сам попадает в расставленные сети, словно бабочка-однодневка. Шекли дает нам урок: в ежедневной рутине нашей жизни мы часто игнорируем всё самое необычное, будь то волшебство или запредельная реальность, а все нестыковки восприятия просто списываем на обычную усталость или разного рода огрехи психики (например, галлюцинации). Вот поэтому у адептов Баз-Матиана всегда будут в достатке добровольные жертвы, готовые лечь на каменный алтарь.
-----
ИТОГ: рассказ о том, что излишнее любопытство иногда бывает весьма опасно, ведь, иллюзорный мир не всегда является тем райским местечком, о котором слагают легенды жители английской глубинки.
vam-1970, 20 января 2022 г.
Не ходи один — не верь никому -вот такое заключение из рассказа. Жутковато, конечно. Но как попытка автора коснуться и такой темы -ужасы наяву.
Red Destroyer, 1 июля 2018 г.
К сожалению, это проходной расказ Роберта Шекли. Ни закрученного и захватывающего сюжета, ни неожиданных поворотов, ни какой-то философии и морали, ни знаменитых шеклевских юмора и стиры, за которые мы так его любим. Расказ пислался в самом начале писательской карьеры (1953 год), и, хоть мы и можем увидеть кое-что из тех приёмов, которые впоследствии прославят писателя на весь мир, этого мало для хорошего произведения.
Если отбросить единственный фантастический элемент, то
Сюжет рассказа примитивен донельзя, а сам рассказ читается без интереса. В общем, можно было лучше (к примеру, показать на действиях главного героя, что он действительно хорошо знает свой город, а не просто потому, что «город маленький»).
Неубедительно.
redmarie, 9 апреля 2013 г.
Это магический реализм, жанр, подразумевающий проявление необычностей в повседневности.
И вот рассказ в не совсем реалистичном жанре, который написал Шекли.
А это мистер Слейтер, знающий в Северной Амбросии каждую улицу, уголок, вывеску, потому что живет двадцать лет в сем маленьком городке в рассказе, который написал Шекли.
А это — тайна, свалившаяся, как снег на голову, мистеру Слейтеру, уверенному в себе, проживающему полжизни в приличном городке в рассказе, который написал Шекли.
А это — любопытство, умертвившее немало кошек, вызванное тайной, перевозбудившей мистера Слейтера, знающего (а знающего ли?) как свои пять пальцев родной городок в рассказе, который написал Шекли.
А вот и финал, закономерный и предсказуемый, но ни капли не умаливший достоинств истории, удовлетворившей неуемное любопытство, разбуженное тайной, распалившей жажду приключений мистера Слейтера, преданного милым сердцу городком, в рассказе, который написал Шекли.
Нортон Коммандер, 30 сентября 2016 г.
Многим, наверное, случалось иногда на короткое время потерять ориентацию во вроде бы знакомом городе. Или иногда в тёмное время знакомый район может показаться совсем необычным. Герой рассказа оказывается в подобной ситуации из-за странного незнакомца на улице и из-за своего любопытства.
JohnNorrik, 16 февраля 2016 г.
Довольно забавный тип рассказов.
Как правильно отписал один из критиков ниже — магический реализм.
Концовка предсказуема, но атмосфера рассказа очень уж сильно играет на руку самому рассказу.
OptionsFan, 12 декабря 2014 г.
Одно из тех произведений, где главное — развитие сюжета, детали — а не концовка. Банально и весьма ожидаемо.
gorvzavodru, 20 февраля 2012 г.
Странный и какой то, на мой взгляд, бессмысленный рассказ.
Ну мужика заманили в какой то полупаралельный мир и в жертву нацелились принести.
И что?
pava999, 26 апреля 2011 г.
Не узнаю Шекли, мастера слова и неожиданных сюжетных поворотов. Рассказ слишком скучный, концовка лишю подтверждает прописную истину: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали».
Malikss79, 8 ноября 2010 г.
Я считаю, что этот рассказ больше в стиле Стивена Кинга, чем Роберта Шекли, такой заинтригованный легкий страх через любопытство.
KindLion, 27 ноября 2008 г.
Жил да был человек в своем маленьком уютном и благополучном, городке-пригороде. Городок достаточно маленький, а человек жил в нем достаточно долго, чтобы знать в нем если и не каждого жителя, то уж каждую улицу, каждую церквушку и каждую лавчонку-магазинчик.
И, вдруг, оказывается, что есть в городе люди, которые занимаются чем-то неведомым нашему герою, и живут они на неведомых нашему герою улицах…
Говорят, любопытство сгубило бессчетное число девственниц. Шекли этим рассказом говорит, что если вы даже и мужчина очень средних лет, это не является достаточной страховкой от сгуба любопытством
Pupsjara, 3 августа 2009 г.
Из названия рассказа можно уже догадаться, куда заведет главного героя его любопытство. Осторожнее нужно быть, а не бегать с незнакомцем и искать неизвестный храм. Написан рассказ довольно неплохо, но без огонька и неожиданная, хоть и предсказуемая концовка только усилила чувство, что рассказ более высокой оценки чем 7 баллов не заслужил. У Шекли есть намного более удачные рассказы.
Yazewa, 27 декабря 2009 г.
Очень люблю такие сюжеты. Кто, почему, зачем — ничего не понятно, и очень хорошо. Зато есть атмосфера, есть особое настроение, есть сочетание обыденной реальности с необъяснимым!
dio, 16 октября 2007 г.
Хороший рассказ, хотя концовка предугадывается уже в середине него.Однако ценность новеллы не в непредсказуемом сюжете, а в демонстрации действий тайных религиозных культов: сначало заинтриговать, а потом полностью опустошить человека ... в данном случае в прямом слысле слова.