fantlab ru

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
647
Моя оценка:
-

подробнее

Дом скитальцев

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Цикл «Дом скитальцев» стал вехой в истории советской фантастики. Это произведение не затерялось среди других фантастических книг, повествующих о захвате тел инопланетянами, благодаря таланту автора, ярко и живо прописавшего как главных героев, так и второстепенных персонажей, поднявшего сложнейшие вопросы поведения людей в совершено необычной обстановке. Ребята, герои первой книги, — это не придуманные герои, а живые мальчишки и девчонки того времени. Им хочется сопереживать и им хочется верить.

Книги написаны очень легким, прозрачным языком, и несмотря на многие годы, прошедшие с конца шестидесятых годов прошлого столетия, это произведение остаётся прекрасным подростковым чтением.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Существует современное продолжение — роман-эпопея Андрея Лазарчука «Посредник».



В произведение входит:


8.32 (854)
-
43 отз.
7.91 (673)
-
22 отз.

Похожие произведения:

 

 


Дом скитальцев
1976 г.
Дом скитальцев
1992 г.
Обсидиановый нож
1995 г.
Дом скитальцев
2002 г.
Дом скитальцев
2017 г.
Дом скитальцев
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Дом скитальцев
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Домът на скитащите
1984 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великий советский фантаст, сравнимый и со Стругацкими (с одной стороны) и с Крапивиным (с другой), хотя вроде бы ни фирменная загадочность Стругацких, ни пронзительный романтизм Крапивина произведениям Мирера в чистом виде не характерны. И всё равно похож, талантом, профессионализмом и чистотой помыслов наверное... Да, писатель юношеский (даже раннеюношеский), но не считаю, что это может характеризовать его творчество, как не серьёзное. По большому счёту, подавляющая часть фантастики, включая социальную, — литература сугубо детско-юношеская, но читаем, сопереживаем, переосмысливаем окружающую реальность и узнаём новое, важное для себя, даже в предпенсионном и в постпенсионном возрасте... Вообще фантастику читает в основном та часть человечества, которая сохранила в себе элемент детскости (не специально сохранила, естественным образом). Остальные читают в лучшем случае детективы, в худшем — исключительно специальную литературу, теории лидерства и системы манипулирования окружающими...

Итак, Мирер. Великий юношеский писатель-фантаст. Очень рекомендую!!!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю Мирера перечитывать. Один из лучших он, кто писал фантастику на русском. Под настроение и на разный возраст его тексты по-разному заходят, и каждый раз от этих заходов дух захватывает. «Дом скитальцев» — это не просто прекрасная проза, это ещё и тёплая вещь, как старый мамин свитер, в который ты закутываешься после горячего душа в конце промозглого ноябрьского дня. Это каким надо быть мудрым человеком, чтобы провести читателя вместе с героями через страшные испытания и, — на выходе — вы внезапно оказываетесь на сияющей вершине, понимая, что жизнь напрасна не бывает. Всё это довольно путанно, понимаю, простите!

А если по тексту, то буду краткой: это лучший роман о чужаках на русском языке. И одновременно — блестящий рассказ о нас самих, людях.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отроки во вселенной

Прибор содержит несколько тысяч элементов. Пока нам ясно назначение трех.

Есть то, во что внутренне расположена верить и есть — во что нет. Я верю в призраков, посмертное существование и в то, что предки помогают нам. В бытовой энергетический вампиризм и что один человек, поднаторевший в нем, может заедать век другого/других. В домового. В реинкарнацию. В астрологию. Не верю в порчу, в зомби, вампиров, вторжение инопланетных пришельцев.

То есть, в инопланетян или гостей из других измерений, периодически манифестирующих себя в нашей реальности, как раз верю. В возможность вторжения — нет. Оно кажется такой же дичью, как оживший мертвец, всем лакомствам предпочитающий человеческий мозг. Или роковой красавец, что нахлебавшись крови, бегает по потолку.

Может быть я не права и рептилоиды уже захватили Землю, заставив всех нас ходить в намордниках (потому что на подбородке у людей орган, испускающий особо опасные для них лучи). Но отчего-то думаю, что вся история с COVID — заговор бизнес-элиты и политиков, имеющий целью обогатить первых, дать больше власти последним, запугать и поработить массы. Люди как люди.

Потому идеи романа Александра Мирера не близки мне. Уж и не знаю, почему классифицирован повестью, но объемом, масштабностью, многотемьем, многофигурностью совершенный роман. Да какой: яркий, захватывающий, удивительно современный, несмотря на то, что написан полвека назад. И это инфлюэнсер — фантастика, которая повлияла на дальнейшее развитие жанра в русскоязычном пространстве.

Не то, чтобы вся она вышла из «Дома Скитальцев», как русская литература из гоголевской «Шинели», но отголоски миреровых идей и стилистических приемов разбросаны по этому пространству. Имеющий глаза, видит. Роман четко поделен на две части: земную и космическую.

«Главный полдень»: маленький городок на юге России, двенадцатилетний мальчик по пути в школу замечает странное поведение городского рубахи-парня, гитариста, любимца жен и дев. Вместо того, чтобы идти домой после явно бессонной ночи, тот сидит возле городской почты. А встретив начальника почтамта, проделывает какие-то манипуляции, после которых тот бледнеет, хватается за грудь, едва не падает, но приходит в себя, говорит: «Здесь красивая местность» и идет на работу.

Дитя продолжает наблюдение. Когда то же происходит с городским телеграфистом (а ленинская фраза об успехе любого восстания, подкрепленного захватом почты, телеграфа, телефона, в сердцах всех советских детей), ребенок Алексей мобилизует на подмогу друга, они продолжают слежку за предполагаемым шпионом, в ходе которой узнают о городе и горожанах массу вещей, каких предпочли бы не знать.

Дальше много чего еще будет: конфеты, «заряженные» гипнопередатчиками; стрельба из ружья и бластера, по живым, условно живым и неживым мишеням; перерождение вчерашних друзей в чужаков, милицейские пикеты на дорогах из зараженной зоны и свернутое пространство; доблестная госбезопасность. Приключений море, штука, на самом деле, классная. А зачем хватались за грудь и говорили про местность? Этого я вам не скажу, пусть останется интрига.

Вторая часть, собственно «Дом скитальцев» — космическая. Спустя недолгое время после изгнания передового отряда инопланетной конкисты, земные спецслужбы, уверенные, что лучше перебдеть, заручившись помощью перебежчиков из числа инсургентов Пути (идеология инопланетян), отправляют в космос подростков Машу и Севу. С целью, вы догадались? Правильно, получить детектор, позволяющий распознать внедренного пришельца. И разрушить Путь (но то уже программа-XXXL-максимум).

И тут стало скучно. То есть, крылья авторской фантазии унесли в мир, напоминающий замятинское «Мы», только организованное на порядок сложнее и описанное с невероятным тщанием. Все эти балоги-шестиноги-домашние любимцы-цветовая дифференциация скафандров-предметы местной роскоши- сложная иерархическая система. И вот, хоть режьте меня, хоть ешьте — но такая пыльная скука на меня со всем этим опустилась. Передать не могу.

Обилие инопланетных имен, бесконечный бессмысленный и беспощадный обмен телами, устройство межпланетных кораблей, хитросплетение отношений. Для того, чтобы всем этим проникнуться, прежде нужно всей головой удариться о тему. У меня она мимо уха просвистела, даже краем не задев, и в процессе мечтала, чтобы это поскорее уж закончилось. Даже ценой гибели Вселенной.

Резюмируя: книга крутая, и для шестьдесят девятого года была бомбой. Но сегодня воспринимается анахронизмом. Пусть почиет в бозе.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Две части цикла отличаются друг от друга, но не в смысле «хуже-лучше». как пишут в некоторых отзывах. Мне это напомнило отношение «Хоббита» к «Властелину колец». «Главный полдень» это все же книга скорее детская, или скажем так — подростковая, как «Хоббит». А «Дом скитальцев» — уже достаточно масштабная вещь с более сложными вопросами и куда более усложненной интригой.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, составленный из двух повестей.

Первая — «Главный полдень», подростковая приключенческая фантастика, про то, как злобные пришельцы пытаются завоевать Землю. А пара пионеров-героев, с легкостью, предотвращают вторжение. Простенький стиль, интересно, но незатейливо.

Вторая часть, написанная через восемь лет, произведение совсем другого уровня. Здесь — пара героев попадает во Вселенную пришельцев. Теперь их миссия — захватить власть. Т. е. нанести превентивный удар, остановить вторую попытку завоевания Земли.

Вторая часть — сложное фантастическое произведение. Нет, здесь тоже есть приключенческий элемент, но больше — производственных, социальных и философских тем. Много психологии, морали.

Лично мне читать эту половину романа было довольно трудно. Герои постоянно перемещают своё и чужое сознание из одного тела в другое. Плюс, во второй сюжетной линии, на Земле, спецслужбы тоже не бездействуют.

Разветвлённый сюжет, множество героев. Читать сложно, но интересно.

Немного снизил оценку за первую часть, слишком детскую. Ну и время написания романа тоже нужно учитывать. Много всего, характерного для советской фантастики.

Но роман прочитать стоит — классика.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

А давайте взглянем на эту необычную вещь с современной точки зрения. И признаем то, что должно: это первый отечественный фантастический боевик для подростков с элементами шпионажа и инопланетного вторжения.

О как! Вот смотрите. Когда инопланетяне вторгаются, они пересаживают свои разумы в землян — то, что мы уже видели в «Похитителях тел» и «Кукловодах». Непростая задача прорисовать маленький городок, который противостоит этому вторжению? Непростая. Потому что нужно изобразить не только вторжение, но и само противостояние. И это ещё не всё!

Во второй части нужно показать «ответное вторжение». И вот общество захваченных когда-то инопланетян изображено настолько достоверно и подробно, что иной раз даже не всегда успеваешь вникнуть в обилие деталей. Но детали органично сплетаются в текст. И устройство общества инопланетян (касты), и то, как их проверяют на «подлинность», и техника, и неоднократные «фокусы с пересадкой разумов» — всё прописано чётко, достоверно, масштабно. Это вам не современные попаданцы, да...

Хотя часть про инопланетян менее интересна, она удачно сопряжена с земными событиями. Сейчас современные подростки эту книгу не читают. А интересно, зацепила бы она их?

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала, в далеком детстве, я посмотрел фильм «Посредник», по первой части «Главный полдень». Странный, «сюрный», нудный и непонятный. В уже значительно более зрелом возрасте мне попалась в руки книга. Принимался читать ее я с некоторой опаской — воспоминания о фильме не способствовали объективному восприятию книги. Однако книга оказалась значительно интереснее фильма. Сильная и стильная фантастическая подростковая фантастика. Впрочем, подростковая — это ярлык не самый верный, т.к. эта книга ПРО подростков, но не только ДЛЯ них. Среди не такого уж и большого количества подростковой фантастики (Булычев, Крапивин, Велтистов), роман Мирера выделялся именно своей фантастичностью. Научной фантастичностью.

Первая часть «Главный полдень» — почти боевик. Идея о пересадке разума и захвата его «чужаками» не нова. Но впервые (других примеров того времени я не знаю) подобное действо происходит в СССР. И буквально все, каждая деталь повествования, выверена и достоверна. Герои-подростки, герои второстепенные весьма убедительны. Жизнь заштатного совкового городка прописана столь ярко и правдиво, что способствует глубокому погружению в атмосферу книги.

Вторая часть несколько менее динамична. Часть действия переносится на одну из планет чужаков. Их психология, поведение и быт также прописаны очень реалистично и не вызывают сомнений в подлинности.

Мирер не делает скидок на «подростковость» и серьезно работает над философией и психологией чужих, убедительно обосновывая их концепцию бытия, что ставит его произведение в один ряд с серьзной научно-фантастической литературой.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дом скитальцев — лучшая книга,которую я прочитал на эту тему. Она настолько перевернула моё сознание в юности,когда я её прочитал почти 40 лет назад,что на многие вещи стал смотреть иначе. « Аватар» просто жалкая пародия по сравнению с этой глыбой идей и сюжетов. В зрелом возрасте по силе воздействию на мышление можно поставить рядом с ней только 3 фильма « Дух времени « ZEITGEIST . Очень жаль,что автор так рано ушел из жизни. Его последний роман,кстати перекликается с идеями «Духа времени» о намеренном торможении прогресса мафией на самом верху. Одно радует,что все наши жалкие Бондорчуки еще не дорвались до экранизации этого романа,так как ни таланта Джеймса Кэмерона,ни таких денег у них нет. Братья Стругацкие ,наверное,в гробу перевернулись после выхода « Обитаемого острова»....

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что «подростковая» ориентация книги «Дом Скительцев» -- это сознательный выбор автора, а не следствие слабости идеи или сюжета или реализации этого сюжета.

Заменить детей на взрослых ( есть в книге персонаж по фамилии Благоволин, который тоже «выплевывает Мыслящих», а, потом, сознательно впускает в себя одного из них, согласившись сотрудничать, -- а это значит, что не только дети на такое способны... ), далее слегка переделать всего несколько эпизодов, «заточенных» исключительно под подростков, и получится вещь в одном ранге, например, с «Обнаженное Солнце» Азимова. Там тоже обыкновенный Землянин раскрывает заговор на другой планете и, при этом, в «детский ряд» ту книгу никто не ставит.

Автор же, обладая хорошей идеей и отличными способностями ее реализовать в виде книги, сознательно ориентировал книгу на подростковую аудиторию, и это его выбор.

А по поводу того, что «тема не нова», то, рассуждая так, можно и Льву Толстому в упрек поставить, что про любовь и войну и до него писали...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно вдруг вспомнил о книге. Читал ее давно, в юности. Забыл уже и название м автора, но вспомнил несколько ключевых фраз. Волшебная вещь — Интернет — «выдал» и автора и название. Перечитал, наверное, с еще большим удовольствием, нежели в юности.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов советской фантастики 70-х (почти вровень со Стругацкими, Булычевым и Михайловым), написан вроде бы для подростков, но в то же время и взрослые читали его тогда взахлеб. Короче, культовая книга своего времени. Да и экранизация — «Посредник» — получилась вполне стильной и необычной. «Здесь красивая местность» — только так, и не иначе...)))

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимейших книг детства, зачитана до дыр, однозначно золотой фонд советской фантастики. Читается легко, персонажи очень живые, сюжет лихой — не оторваться и хочется перечитывать неоднократно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про Александра Мирера я слышала давно, и только хорошее. Теперь, когда прошло много лет и я наконец добралась до его произведений, оказалось, что он знаменит одной детской дилогией, которую большая часть читателей не может осилить во взрослом состоянии. Удивительно, решила я, неужто все его так активно советуют из ностальгических соображений? Честно говорят, так и не поняла.

Сюжет... нет, будь мне хотя бы 15, я могла бы что-то сказать о сюжете. Сейчас я могу говорить лишь о непонимании, которое рождено полувековым разрывом между автором и читателем. Я так и не поняла, что это за шпионская банда на основе тира, почему у подростков такой лёгкий доступ к боевому оружию и почему существование этой шпионской банды никого не удивляет. Может быть, после войны было нормально, что мальчишки не гоняют в футбол во дворе, а «играют» в полувоенную организацию со строгой иерархией?

В подростковом возрасте, наверное, книга напряжённая. Сперва достаточно долго непонятно, что вообще происходит, откуда все эти странности, а предположения героев о гипнозе, шпионах и прочих врагах народа выглядят неправдоподобными и вообще не близки в реалиях современности. Потом на некоторое время кажется, что всё совсем плохо, пришельцы жили в людях годами и только теперь показали свою чёрную натуру. Идея копирования и подсаживания к личности человека инопланетной мыслящей сущности воспринимается с облегчением: значит, не виноваты люди, нет среди них предателей, а уж с простыми врагами, так и быть, справимся...

Идея такого вот вампирического бессмертия в космических масштабах, конечно, не нова сейчас, не могу ничего сказать про 60-десятые. С момента, когда это становится понятно, напряжение отпускает совсем: сюжет знаком, проблематика, философия и мораль уже привычны, и чтение наконец-то становится комфортным... на несколько страниц, пока не приходит, как обухом по голове, информация о Пути как идее, философии, религии

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и чём-то начавшемся не сейчас и не на этой планете, а давным-давно и неведомо где.
Могильной затхлостью и поднимающей волосы жутью веет от этого существа, которое смотрит на персонажа знакомыми глазами и бесстрастно произносит слова, переворачивающие весь мир если не для героя, то для читателя. Почему-то это понятно и нормально, когда кто-либо научился сохранять души умерших, не смог более считать их мёртвыми, перестал принимать смерть как часть жизни и отправился искать выход, пусть неприятный и аморальный, но представимый. Путь как он показан в книге — логическое продолжение этого подхода, ведь дети всё равно рождаются, взрослые стареют и умирают, и все они отныне бессмертные души и заслуживают нового существования, а значит, надо лететь снова и снова... Но это логика, которую нелегко принять и представить, ведь в знакомом сюжете она заканчивается на первой же планете и никогда не существует веками, не говоря уже о тысячелетиях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Логично и то, что пришельцы не знают ответа на вопрос «Как вы выглядите на самом деле?». На каждой новой планете — по-разному, и снова в путь, под другие небеса, в другие формы жизни. Каково просыпаться от долгого смертного сна и находить себя в совершенно чужом теле, теле другого вида, размера, возможно, даже дышащем другим газом? Это всё выглядит таким последовательным, когда свыкнешься с мыслью, но в первый момент, а для меня и час, очень шокирует.

Во второй части дилогии приходят новые сюрпризы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тотальный контроль и строжайшая иерархия на одной из родных планет
пришельцев выглядят логичными, ведь и у десантников было но так же, но чего ожидать от военизированного подразделения? Пришельцы «там», на планете, всё равно видятся эдакими небрежными небожителями, только и ожидающими, чтобы присвоить чьё-нибудь тело и прожить чужую жизнь. Реальность оказывается совсем иной, и подробно, в деталях рассказывает нам старую мысль: в обществе, построенном на подчинении, в рабстве все и каждый, и производит оно только новых рабов, и очень, очень боится порабощения или обвинения в порабощении.

В «Доме скитальцев» много интересных фантастических допущений по мелочам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так, разум, помещённый в чужое тело без комфортной прослойки разума-хозяина, не способен овладеть этим телом, пользоваться его мышцами и органами чувств. А ведь и правда, мы управляем телом подсознательно, а как можно переучить подсознание? Не доводилось раньше встречать и идею сливания двух параллельных сознаний воедино, когда различный опыт, приобретённый за одно и то же время, просто складывается, а не выбирается какой-то один вариант.

Пожалуй, мне никогда не доводилось читать книги, которая бы так порадовала меня своими фантастическими допущениями (не забывайте! мы читаем фантастику, она основана на фандопущениях, а не эльфах!!), что всё остальное не имело бы значения. Ради этих идей и их описания скучный сюжет и даже затянутый и осложнённый интригами экшн во второй части не просто можно потерпеть, — терпеть даже не приходится, потому что всё это проходит как фон.

Возвращаясь к первому абзацу — да, Мирер отличный писатель. Нет, это произведение нельзя назвать отличной книгой. Но и не порекомендовать — очень трудно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимых книг детства. Перечитывал несколько раз в возрасте 9-14 лет. Однако позже уже и не тянуло. Подростковая романтическая фантастика (туда же отношу Крапивина, но никоим образом Лукьяненко)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если искать что то подходящее под определение «подростковая фантастика» то дилогия Мирера подходит на 120%. Она и написана для подростков и главными героями ее являются подростки, причем Мирер придумал совершенно очаровательное этому обьяснение делающее именно подростков «суперсилой» против похитителей тел из космоса. Весьма интересно описание технологий пришельцев, а во второй части и социального устройства их общества. Первую часть дилогии я читал в двух вариантах. Интересно, что в более раннем у землян нет союзников среди пришельцев, так что тогда Мирер явно еще не собирался писать продолжение. По поводу последнего — жаль, что многие затронутые темы остались нераскрытыми, однако открытый конец ИМХО относится скорее к достоинствам книги.

К достоинствам стоит отнести и то, что она написана до того, как эта тема стала популярной в фантастической литературе и кинематографе.

Недостатки — это все таки именно подростковая литература. Перечитывать ее в зрелом возрасте не рекомендуется, так как можно заметить нестыковки, поверхностность персонажей на и общую я бы сказал наивность произведения. Но в целом очень неплохо.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх