Боб Шоу «Игрок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
При картографической съёмке новой планеты исследовательский корабль заметил ряд необычных предметов. Попытка их изучения привела к катастрофе.
Входит в:
— журнал «If, March-April 1971», 1971 г.
— журнал «Urania #586», 1972 г.
— роман «Корабль странников», 1978 г.
— антологию «Alien Worlds», 1981 г.
— антологию «Англо-американская фантастика. Том 1», 1991 г.
— антологию «Феникс в обсидиане», 1992 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2), итальянский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Камянова (2), Ю. Копцов (2), Р. Маджио (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 26 октября 2020 г.
Да уж, что называется «размах на рубль, а удар на пятак.» Идея рассказа оказалась слишком простой и очевидной, чтобы ее излагать (тем более, так пространно).
Статистика, как известно, штука странная и коварная. Такой она видится всем непосвященным. Особенно та ее часть, которая называется теорией вероятности. Именно о ее проявлениях и идет речь в рассказе Боба Шоу. Его суть выражается всего одним предложением: «Какова вероятность того, что, стреляя лазером по 362 крылатым торпедам, ты попадешь в одну и ту же дважды?» Любой математик тут же не задумываясь ответит: чуть более 7 процентов (26:362х100). А английский фантаст на основе такой простой задачи разыграл драматическую ситуацию, ценой которой была жизнь человека. Можно ли вообще выжить при шансах 7%? Большинство скажет, что маловероятно, и будет право. Но фантастика потому и называется фантастикой, чтобы попирать незыблемые догматы. Герой рассказа выполнил алгоритм, предложенный умной машиной, и выиграл. Но смысл рассказа был вовсе не в этом.
Марк был по натуре игрок и потому, просчитав свой шанс, не стал бы даже и дергаться, испытывая его. Скорей всего, он просто пустил бы себе пулю в лоб, чтобы не мучиться от удушья. Думающая машина «Эзоп» поняла эту логику и вмешалась, чтобы спасти его трижды ненужную жизнь. А для этого пришлось «смухлевать», убедив Марка, что она полностью контролирует ситуацию через забытую видеокамеру. На языке профессиональных игроков такой хитрый (и нелогичный) ход называется блефом. Машина блефовала так убедительно, что человек ей поверил и потому выжил. То есть, машина была более сильным игроком, чем профессиональный игрок Марк. Вот, собственно, и всё...
-------
ИТОГ: сказ про то, как одна машина победила 362 боеголовки и одного профессионала-человека. Мораль: никогда не садись играть с компьютером, не зная всех тонкостей игры.
vam-1970, 3 февраля 2018 г.
Расковыряв артефакт, обнаруженный на пустынной планете, земляне обнаружили
Автор надеется на взаимопонимание между человеком и ИИ.
tayKitaeC, 14 апреля 2011 г.
Рассказ о том что здравый смысл проигрывает статистике и математическим расчетам. Ну да, мы все больше зависим от машин, и скоро, возможно, не только в космосе, но даже на родной планете не сможем без них обходиться, просто выжить!:weep:
В мире строгих пропорций, точных попаданий и четких взаимодествий нет места предвзятости, а значит и прозрению. Все дружно деградируем:super:
MegaVOLT, 18 декабря 2006 г.
При таком интригующем начале — такая тривиальная концовка. Хотя видимо смысл рассказа не в том, что же там на плато было, а в том что компьютер — на самом деле тоже игрок, допускающий возможные вариации и риски.
P.S. Правда для того времени, когда был написан рассказ, системы ИИ (искусственного интеллекта) были еще из области фантастики, сейчас ими уже никого не удивишь. :glasses: