Дэниел Абрахам «Путь дракона»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Культы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Мир, удивительно похожий на наш... Здесь воюют маленькие королевства, процветают вольные города, правят могущественные банкирские дома, плетутся изощренные политические и дипломатические интриги. Здесь судьбой предопределено встретиться людям, которые рано или поздно изменят ход времени. Гедер – единственный наследник благородного рода, книгочей и философ. Его снова и снова пытаются сделать пешкой в чужой опасной игре… Китрин – «сирота из хорошей семьи» на попечении банкирского дома. Ее готовят на роль финансовой королевы, не посвящая в семейные тайны. Маркус – циничный и усталый воин, чьи подвиги остались в прошлом. Наемник, готовый за золото пойти хоть на всадников Апокалипсиса. Теперь его отряд втягивают в необычную партию… Фигуры расставлены на доске. Игра начинается. Но кому предстоит сделать ход конем?
Входит в:
— цикл «Кинжал и монета»
Номинации на премии:
номинант |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2014 // Зарубежный переводной роман (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 27 февраля 2016 г.
Замах на миллион... страниц. Как минимум. Так масштабно, что только на пролог — знакомство с миром и героями — уходит целый том. Даже Сандерсон со своим «Архивом Штормсвета» или Мартин с его бесконечным сериалом не могли себе подобного позволить, начиная рассказ своих историй непосредственно с действия.
Но вот в чем вопрос: оправдано ли такое долгое начало. К примеру, мы попадаем в мир, которым правила некогда могучая раса драконов. Они были так велики, что для своих дел им потребовалось сразу 13-ть рас рабов, которых они создали искусственно из обычных людей. Так появились создания с чешуей и шерстью, сверхвыносливые и утонченные, любящие жару, не боящиеся холода или чувствующие себя как дома в воде.
Представляете, какие возможности дает такое население для сюжета? Сколько всего можно придумать, используя различные свойства разных рас в плане приключений или выполнения квестов! И что же? Все персонажи, к какой бы расе они не относились, думают и поступают исключительно одинаково, так, что вопрос, кто они и как выглядят, вообще не возникает в голове читателя.
Целый пухлый том мы путешествуем из конца в конец, проходим с караваном торговцев тысячи километров, не меньше — с войском завоевателей и экспедицией ученого-самоучки. Мы посещаем и долго живем в маленьких городках и даже столицах, детально изучаем быт дворян, торговцев, банкиров, монахов и простых тружеников. Но к концу романа о самом мире знаем примерно столько же, сколько и в начале. Как произошло, что могучая империя драконов пала, оставив после себя лишь кучу развалин и старые дороги? Во что они верили, и какова была их мораль? Бывшие рабы унаследовали эти верования или изобрели нечто свое? Что они взяли от бывших хозяев, а что создали сами, отбросив искусственно навязанное им древней расой?
Может показаться, что эти вопросы не имеют к сюжету никакого отношения. Но без этого остается совершенно непонятно, почему герои поступают так или иначе, и окружающие не удивляются и не противятся их поступкам, которые кажутся порой безумными и запредельно жестокими. Почему, собственно, сам роман получает такое название, которое явно намекает, что выбранный людьми путь повторяет историю Империи разрушения и убийств драконов, но никак этого не доказывает.
С первого взгляда может показаться, что в романе огромное количество героев. Не меньше, чем у Мартина или Сандерсона. На самом деле, количество тех, кто значим для сюжета, не очень велико. Это практически всего две сюжетные линии. Первая из них рассказывает историю телохранителя Маркуса Вестера и его подопечной Ситрин. Эта линия не слишком богата на события, как и положено теме банковских операций, кредитов, депозитов, юридических документов и аудиторских проверок. Здесь много деталей, которые могут показаться скучными любителям боевиков, не меньше разговоров и размышлений. Пожалуй, самое интересное в этой истории — набор второстепенных персонажей, среди которых выделяются две таинственные личности — охранник Джардем Хейн и глава актерской труппы Мастер Кит, каждый из которых может оказаться тем самым, с кого начинается все действие, и кто далее станет ключевой фигурой основной темы — прихода в мир древней темной богини.
Вторая линия, более динамичная, связанная с заговорами, войнами и придворными интригами. Здесь всего лишь два основных персонажа — барон Доусон Каллиам и мелкий дворянин Жедер Паллиако. Последний, что называется, делает этому роману честь, поскольку обладает наиболее проработанной индивидуальностью. Персонаж противоречивый, который то внушает к себе жалость и презрение, то страх и брезгливость, но, по крайней мере, не оставляет равнодушным, «раскручивая» уже оговоренную тему Темного Божества.
Очень долгое чтение. С удручающе медленным развитием сюжета и огромным количеством ненужных сцен и информации. Какое к сюжету имеет отношение, как кормят и лечат мулов? Или какого цвета нижние юбки у героини? Или сколько за ужином она выпила стаканов пива и сколько вина, чтобы напиться в стельку? Да, никакого. Зато то, что надо для понимания характеров и событий упорно остается «за кадром». Более того, пока абсолютно непонятно, как связаны две сюжетные линии. Наверное, все это будет далее — во втором, третьем или сколько там еще запланировал автор, томах. А это был всего лишь пролог... с замахом на миллион страниц.
DiegoFreeman, 15 февраля 2016 г.
Вспомним математику. Содержание текстов всеми известного Мартина минус содержание текстов чуть менее известного Аберкромби равно содержание текстов Абрахама. Такой вот формулой можно охарактеризовать данную книгу и закончить на этом.
Но мы продолжим, поскольку «Путь дракона» заслуживает того.
Перед нами – взрослое фэнтези, в качественности которого можно убедиться быстро.
Оно не может похвастаться каким-то уникальным мироустройством, необычными персонажами или сюжетными находками. Просто составляющие подогнаны друг к другу очень плотно, без явных зазоров и трещин.
Конечно, этот мир далеко не так тщательно описан и наполнен деталями, как того хотелось бы, но это не делает его менее интересным, а наоборот, только подогревает интерес к книге как к началу масштабного действа.
Похожее дело обстоит и с персонажами. Каждый их них, имея свое в разной степени богатое прошлое, показан здесь как начинающий свой долгий путь.
И нет уверенности, что он приведет к желаемому.
Кроме того, интересен и показателен факт, что мотивы некоторых из персонажей обусловлены исключительно воспитанием, а не личными умозаключениями, как например, стремление стать главой филиала у воспитанницы банка Китлин. В противовес ей есть молодой неудачливый дворянин, отправившийся на край света, чтобы найти настоящую правду — и власть. Да только определенного рода символика и легкие намеки говорят о том, что он вляпался в поклонение хаосу.
Но есть и более взрослые и частью состоявшиеся персонажи, такие как барон, стремящийся всеми силами сохранить стабильность королевства и легендарный капитан, а ныне наемник, который, по правде, сам еще толком не знает, каким образом устроить свое будущее. И есть еще отступник веры, сбежавший на другой конец света и пытающийся построить вокруг себя другую жизнь – но прошлое все равно его достанет.
А затем, во второй половине книги все чаще начинают мелькать знакомые нотки — нерешительный король с болезнью, аристократы, ждущие подходящего момента, дабы решить, чью сторону принять в надвигающейся междоусобице, все тот же благородный барон и его умная и деятельная жена, старающаяся помочь супругу в нелегком деле предотвращения гражданской войны.
Хорошо, что такая вторичность затеняется другим, более важным мотивом:
по ходу повествования мы обнаруживаем, что не титулы, должности и армии сильнее, а ум, изворотливость, хитрость, — и деньги.
Потому именно банкиры кажутся наиболее эффективными и деятельными в жизни этого мира, нежели все остальные, оказывающиеся не более чем инструментами, пешками в руках закулисных кардиналов.
Итог:
«Путь дракона» представляется как берег, на который одна за другой накатывают волны.
Первая волна – действия персонажей, меняющие, приспосабливающиеся или пытающиеся поменять свою жизнь.
Вторая волна — действия банка, которые, в конечном счете сводят на нет все яростные трепыхания аристократии.
Третья волна — возвращение забытой богини и возведение храмов в ее честь в городах, в которых и без этого неспокойно.
Мир еще только осознает последствия этих волн, а ведь грядут новые…
В общем, интрига велика и начало ей, положенное в «Пути дракона» более чем достойно.
k2007, 2 июля 2019 г.
Роман неплох. Тут есть интересные герои (хоть и достаточно типичные, особенно для фэнтези — великий воин с трагедией за спиной, девушка, которая вопреки всему гнет под себя мир, аристократ, который предан королю больше, чем сам король), интересные приключения, перспектива не просто на противостояние со злодеями, а на спасение мира. Проблема в том, что это начало большой эпопеи, а другие книги мы пока не увидим. Финал книги уж очень промежуточный
Добрый Филин, 19 сентября 2016 г.
«Путь дракона» открывает цикл «Кинжал и монета». Роман получил множество хороших отзывов.
По сути, данный роман — один большой пролог к циклу. Масштабность книги говорит о том, что автор решил замахнуться томов этак на семь. Грандиозно! Однозначный плюс — то, как показана экономика моделируемого мира. Не менее интересны политические распри. Дворцовые интриги сделаны интересныо, несмотря на обилие героев, всё просто и понятно.
Большой минус — затянутость. В романе имеется целая куча сцен, никак не влияющих на действие. Яркий пример: зачем так подробно описывать лечение мулов, переживания Китрин за них?
Персонажей тоже много. Но они раскрыты здорово! Капитан Маркус Вестер — умный, рассчетливый, хладнокровный, но упрямый (в плохом смысле) и немного алчный. Китрин — умна, хитра, знает своё дело, но.., она ребёнок! Гедер Паллиако — наиболее приятный персонаж, но за некоторые его действия хочется придушить. Доусон Каллиам — честный и преданный, но высокомерный.
Начало неплохое. Но чтобы вторая книга тоже интриговала, автору следует работать и работать.
Aleks_MacLeod, 3 июля 2011 г.
В «Пути дракона» несколько главных героев — капитан Маркус Вестер, воспитанница банка Ситрин, сир Жедер Паллиако, барон Доусон Каллиам и его жена Клара. Развитие событий попеременно показывается с точки зрения каждого из этих пяти персонажей. Все они предстают живыми людьми, со своими достоинствами, недостатками и скелетами в шкафу, но при этом очень редко кто из главных действующих лиц способен вызвать настоящую симпатию. Капитан Вестер благороден, честен и отважен, но чересчур прямолинеен и упрям, барон Каллиам действует на благо государства, но его высокомерность и презрение ко всем, у кого в имени отсутствует приставки «барон», «граф» или «виконт» регулярно действуют на нервы, маленькая Ситрин занимается благородным делом, но она еще слишком молода, глупа, наивна и самоуверенна, а Жедера за пару его поступков хотелось бы придушить собственными руками. Пожалуй, только Клара Каллиам не вызывает никаких нареканий, она настоящая жена аристократа со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами, но за весь роман с ее точки зрения написаны всего две главы. Очень надеюсь, что в следующих книгах ей будет уделено больше авторского внимания.
Гораздо больший интерес вызывают второстепенные герои: помощник Вестера Джардем Хейн, глава актерской труппы Мастер Кит (у этого персонажа есть собственный скелет в шкафу, впрочем, внимательными читателями он быстро угадывается), телохранитель Доусона Винсент Коу, друг Жедера Джори Каллиам, священник Басрахип и другие. Эти персонажи или действуют на протяжении всей книги, либо же появляются в определенные моменты, однако их присутствие регулярно идет на пользу как главным героям романа, так и читателям. В конечном итоге благотворное влияние второстепенных персонажей сказывается настолько, что к основным если и не проникаешься симпатией, но хотя бы привыкаешь, как к незадачливым родственникам.
В мироустройстве Абрахама можно отметить как сильные, так и слабые моменты. С одной стороны, отлично получились исторические экскурсы и экономическая составляющая мира. Автор в интервью говорил, что ему было интересно написать роман о банковском деле в фэнтези, и с этой задачей Дэниэл справился полностью. С другой стороны, политики и интриганы Абрахама и рядом не стояли, например, с Мизинцем или патрицием Ветинари. Кроме того,в «Пути» большое внимание уделяется тому факту, что еще со времен империи драконов человечество разделилось на тринадцать различных рас. Здесь автор мог бы уделить внимание различиям в структуре общества или культуре, религии и мифологии каждой расы, на деле же они ничем, кроме внешнего вида, друг от друга не отличаются. Кроме того, из всех действующих лиц книги только двое не принадлежат к расе первокровных, а многообразие и сходство названий всех рас только затрудняет ориентирование между ними, и вот такой путеводитель по расам, размещенный Абрахамом на своем официальном сайте, очень бы пригодился в виде приложения в книге.
Повествование выдерживает достаточно рваный темп; яркие, насыщенные событиями эпизоды сменяются главами, в которых ровным счетом не происходит ничего интересного. Отдельные сюжетные ходы выглядят предсказуемыми и угадываются заранее, но временами автору удается удивить читателя и представить происходящее в книге в новом свете.
В книге несколько сюжетных линий, некоторые из них достаточно тесно переплетены, особенно линии Маркуса и Ситрин. По сути, эти двое как встречаются в самом начале романа, так и не расстаются до самого конца. Другие герои пересекаются гораздо реже и в основном друг с другом. В конце «Пути» каждый из персонажей добивается своих местных локальных целей, но Абрахам ясно дает понять, что все основные события еще впереди. Хотя чего еще можно ожидать от книги, заканчивающейся фразой «Началось»?. Вообще несмотря на некоторые провисания и предсказуемость сюжета, «Путь дракона» доказывает, что у «The Dagger and Coin» есть большой потенциал. Вопрос только в том, насколько полно сможет раскрыть его Абрахам. Многое зависит от следующей части, «The King's Blood». Размещенный в конце «Пути» отрывок из «Крови королей» настраивает на оптимистический лад, так что с окончательной оценкой циклу повременим до выхода второго, а то и третьего, томов.
Резюме: Несмотря на то, что в перспективе у всего цикла достаточно неплохой потенциал, полностью раскрыть его в первой же книге Абрахам или не смог или не захотел. В романе присутствуют как достаточно интересно прописанные моменты и персонажи, так и плохо проработанные детали повествования, не вызывающие симпатии герои и в общих чертах показанный окружающий мир. Многообещающей фразы Мартина на обложке книга не заслуживает, однако абсолютно точно ясно, что сам Джордж оказал очень большое влияние на творчество Абрахама. Впрочем, до уровня мастера Дэниэлу еще расти и расти, и «Путь» нельзя назвать очередным уверенным шагом на этом пути.
V-a-s-u-a, 19 июня 2013 г.
Читая первые книги из серии «Expanse», я не мог нарадоваться их легкоусвояемости. Простой и приятный стиль, захватывающий, быстро движущийся сюжет, персонажи достаточно достоверные, чтобы не раздражать, короткие главы и ловкое жонглирование точками зрения — всё это играло не менее важную роль в привлекательности книги, чем так любимый мной космооперный антураж. «Что ж, — подумал я,- в таком случае, в других жанрах этот автор должен писать не менее интересные истории.» С этой мыслью я и принялся за прочтение «Пути дракона» — первой части заявленной пенталогии «Кинжал и монета». В целом, мои надежды оправдались. Все вышеперечисленные преимущества стиля Абрахама присутствует и в этой серии. Впрочем, иногда кажется, что их не хватает для стопроцентно удачного воплощения амбициозного замысла автора.
Дело в том, что «Левиафан пробуждается» и его продолжение «Калибанова война» были динамичными триллерами, где запутанный, не дающий расслабиться, сюжет, помогает не обращать особое внимание на не блещущий изысканностью стиль, или одномерность отдельных персонажей. «Путь дракона» же, являясь неторопливым вступлением к эпической фэнтезийной серии, влеком больше персонажами, чем сюжетом, таким образом, недостаток глубины в прозе автора иногда бросается в глаза.
В первую очередь это видно по главным героям — как уже замечено Aleks_MacLeod, не все они привлекательные, но у меня с этим проблем нет, они и не должны быть. А вот интересными они должны быть обязаны, однако с этим случаются небольшие просчёты. Лучше всех прописанным мне показался Гедер Паллиако — терпящий насмешки окружающих юный полноватый «ботаник» из не сильно уважаемого дворянского рода. Его основные качества — тщеславие и тяга к научной деятельности вместе довершают образ до поры до времени безобидного, затравленного, отрезанного от реальности парня, готового проявить тёмную сторону своего характера, стоит ему только получить больше власти и почёта, чем он того заслуживает. Ещё один персонаж подросток в книге — выращенная банком сирота Ситрин бель Санкур — тоже представляет интерес, в следствие того, что испытания, через которые она проходит закаляют её характер и изменяют мировоззрение, но в принципе это просто отчаянная бизнесвумен, не видящая себя вне банковского дела, и на этом вся её мотивация и характеристика завершаются. Остальные же персонажи — высокомерный дворянин Доусон, не могущий заручится поддержкой старого друга короля Сименона в борьбе с заговорами против него же, и в прошлом блестящий военачальник, отошедший от дел после смерти жены и ребёнка, Маркус Вестер ещё более одномерны и штампованы, особенно последний.
Плюсом является то, что характеры героев не статичны, но следить за их изменением было бы гораздо интересней, будь они изначально более оригинальными. Почему-то Абрахам, удачно украшая характеристики персонажей в «Левиафане» дозировано раздаваемыми сведениями о интересных страницах из их прошлого, здесь почти не использует эту технику — повествование очень линейно, что иногда скучно.
Аспекты, которые скорее всего будут интересны поклонникам конкретно жанра фэнтези — мир и магия — здесь, на мой взгляд, занимательны, но не сильно выпячены. Магия здесь почти напрочь отсутствует — лишь пару раз упоминаются какие-то волшебники, да таинственные священники, поклоняющиеся гигантской паучихе, умеют безошибочно отличать правду от вранья. Мир представлен множеством городов и королевств, а также человеческих рас — всего 12 модификаций — но описываются подробно, а не просто называются тут немногие из них — видно, расчёт на продолжения.
Сюжет же книги, в принципе, нареканий не вызывает. Местами он несколько медлителен, местами чувствуется, что что-то было подстроено автором специально — этакий неуловимый привкус рояля в кустах. В остальном, всё неплохо — пара сюжетных поворотов поразила(особенно связанный с судьбой города Ванаи). Кроме того, не смотря на очевидный «ту би континуед», каждая сюжетная линия имеет своё логичное, а некоторые даже неожиданное, завершение.
На своём сайте Абрахам пишет, что на написание опуса «Кинжал и монета» его сподвигла... банка кетчупа «Хайнц», на которой он прочёл слоган «Делать обычную вещь необычно хорошо». Не то, чтобы первая книга цикла написана так уж необыкновенно, но по-моему даже то, что меня, не самого большого фаната эпик-фэнтези, история как никак увлекла и я постараюсь прочитать продолжения, о чём-то да говорит.