Роберт Силверберг «Как всё было, когда не стало прошлого»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Порой очень хочется забыть прошлое, но знаем ли мы, что такое на самом деле Забыть?
Для жителей Сан-Франциско наступил день, когда прошлого не стало: внезапная амнезия поразила весь город.
Для кого-то день стал днём бедствия, для кого-то — блаженства.
А что выбрали бы Вы?
Входит в:
— антологию «Three for Tomorrow», 1969 г.
— сборник «Другие тени Земли», 1973 г.
— антологию «Catastrophes!», 1981 г.
— сборник «World of a Thousand Colors», 1982 г.
— антологию «Terrorists of Tomorrow», 1986 г.
— антологию «The Mammoth Book of New World Science Fiction: Short Novels of the 1960s», 1991 г.
— сборник «Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5», 1997 г.
— сборник «To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)», 2007 г.
- /языки:
- русский (2), английский (19), немецкий (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (22), самиздат (1)
- /перевод:
- Д. Липпи (1), С. Монахов (2), Б. Мюллер (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 18 января 2025 г.
«Совсем другое дело!» — умиротворённо произнёс я после прочтения этой повести Сильверберга. Почему другое? Да потому что три предыдущих текста автора в этой форме, с которыми я ознакомился ранее, произвели на меня не очень приятное впечатление. «Долина вне времени», «Пламя и молот» (особенно!), «Волшебница Азонды» — это не те вещи, которые бы я рекомендовал.
«Как всё было, когда не стало прошлого» — интересная, очень нескучная история о эпидемии амнезии в Сан-Франциско, спровоцированной высыпанием неопознанных химикатов в резервуары системы водоснабжения города. Наутро горожане попили «водички» и началось! Кто-то забыл многое, кто-то только часть. Амнезия приобрела причудливые формы.
Особо нужно отметить, разумеется в положительную сторону, что писатель исследует развитие болезнии, её последствия, преломляя всё в разрезе развития человеческих судеб и отношений между людьми. Героев, как это часто встречается у Сильверберга, мы в тексте повстречаем много:
- разорившийся музыкальный скульптор Пауль Мюллер, преследуемый кредиторами;
- профессиональный мнемонист Монтини, наизусть помнящий Шекспира;
- 70-летний капитан-лейтенант космической службы США в отставке Тейлор Браскет, мечтающий защить Америку от всевозможных врагов;
- пациент психушки, профессор Нат Халдерсен, потерявший семью (ему автор приготовил особую сюжетную роль);
- доктор Брайс и его очаровательная молодая жена.
И прочая, и прочие.Фантастический сеттинг в повести вторичен. Все эти роботы-сборщики долгов, ракетопланы и остальные НФ-детали — это лишь фон, сцена на которой разыгрываются настоящие людские драмы. Образы героев живы и интересны. Каждому автор приготовил «свою» версию амнезии. Каждому из них предстоит сделать непростой личный жизненный выбор.
Финал нам показывает, что эпидемия не только изменила жизнь конкретных индивидуумов, но и социуму уже не остаться прежним. Автор наполнил текст серьёзным социально-философским содержанием. Сильверберг умело соединяет личностный и общественный дискурсы, Ктулху меня прости за такие слова.
Текст украшен цитатами из Библии и Шекспира. И это, как вы понимаете, неспроста.
Первая из повестей писателя, которую я могу порекомендовать к прочтению с чистой совестью.
Darth_Veter, 21 сентября 2021 г.
Что будет с людьми, если они вдруг потеряют свою память? Ну, не полностью, конечно (такие идиоты нам не нужны), а частично, выборочно. Скажем, о нескольких последних месяцах или годах. Автор попытался проанализировать подобную ситуацию с разных сторон. Для этого он включил в повествование людей разных профессий: брокера, военного, скульптора, импресарио, врача со своим пациентом и политика. Каждый отреагировал на амнезию по-своему. Больной почувствовал себя лучше, ибо забыл про свою болезнь, скульптор вдохновился вернувшейся к нему женой (которая забыла, что когда-то развелась с ним) и взялся за новую работу, политик превратился в идиота, который и двух слов без подсказки связать не может, а артист-мнемотехник и вовсе свел счеты с жизнью, ибо растерял все свои таланты. Брокер разорился, зато военный стал доверенным лицом мэра. Всё смешалось в этом новом обществе: одни ушли в тень, а на их место пришли другие. Бывший псих основал новое религиозное течение «Церковь Забвения», адепты которого каждый день обязаны выпивать по стакану амнезификатора, чтобы больше никогда не вспоминать о своем прошлом. Каждый из этих людей приспособился к ситуации и счастлив по-своему. Единственный, чьи мотивы так и остались неясными, — это сам злодей, вызвавший массовую амнезию. Его «угостили» собственным же пойлом, так что он быстро забыл, зачем вообще сотворил подобную вакханалию. Читать этот калейдоскоп нелепостей и забавно, и грустно одновременно. Нверное потому, что в нашей стране такая беда творится уже с добрый десяток лет. И без всякого мерзкого пойла...
---------------
РЕЗЮМЕ: поучительная история про эпидемию амнезии в маленьком американском городе. Психологам будет скучно ее читать, а вот любителям «зомбоящика» — определенно полезно.
Writ-ovich, 26 апреля 2020 г.
Повесть интересна уже тем, что ее действие происходит в 2003 году, поэтому мы можем сравнить ожидания автора в области социальной жизни и технического прогресса с довольно далекой от них действительностью.
Читать «Как все было, когда не стало прошлого» интересно и легко, написана эта вещь мастерски.
Тем не менее, общее впечатление от повести портит ее некоторая вторичность по отношению даже к такой малопочтенной продукции, как голливудское кино и популярная американская литература.
Жизнь в общем-то благополучного, хотя и со своими небольшими проблемами американского общества нарушает маньяк-неудачник (что для среднего американца, по-видимому, одно и то же), отравивший городской водопровод. Вам это ничего не напоминает?
Повесть построена по шаблону американских романов, когда читателя знакомят со всеми основными персонажами, описав обычный день из жизни каждого из них, а потом происходит событие, которое всех этих людей как-то объединяет. Впрочем, этот прием, позволяющий с ходу отличить попсовый роман от хорошей литературы, в малом жанре, как показал Р. Силверберг, оказался несколько состоятельнее.
Возможно, следует сделать скидку на то, что рассказ написан уже давно, в 1969 г., и Силверберг в чем-то оказался и первооткрывателем.
MarchingCat, 29 ноября 2014 г.
Написано хорошо, интересно и весьма здраво с точки зрения реализма. Но... слишком уж мало, слишком уж коротко для такой тематики. Ведь действительно реакция на потерю памяти зависит от множества вещей. И от того что за воспоминания пропали, и как много, как глубоко пропали воспоминания, и от крепости психики человека, и от профессии человека, и от поведения окружающих его людей... А в форме повести это выглядит лишь зарисовкой, маленьким срезиком предполагаемых событий.
А ещё вот какой момент удивил. А где весь внешний мир? Всё происходящее в повести выглядит так, как будто этот город в пустыне находится. Или один на планете. В реале быстро бы пришла помощь, медики из других городов, нацгвардия для обеспечения безопасности и так далее.
И очень понравилось отображение средств борьбы с должниками. Ведь к этому и идёт, господа...
Fiametta, 4 апреля 2015 г.
Счастлив тот человек, кто никогда не молился о забвении. Но как много в нашей личности зависит от нашей памяти? Как много мы потеряем вместе с памятью о горе и вине? И до чего же страшно потерять память о любви, о счастье
Еще в рассказе есть остроумный прогноз о том, к чему приведет эпидемия кредитов. Как бы и у нас в стране такие законы не появились.
Cosmosom, 7 октября 2012 г.
Гениаль-но! Просто ошеломляющее. Сколько героев, сколько судеб, сколько действий в этом рассказе! Читается очень легко, непринужденно. Словом, бриллиант! Вообще, этот сборник «Другие Тени Земли», где есть много рассказов Силверберга, в том числе и этот, я считаю одной из своих любимых книг. Как в армии нарвался на него абсолютно случайно, так и вывез его оттуда.
Вертер де Гёте, 30 декабря 2007 г.
Забвение-что это? Высшее наказание или дар небес?На протяжении всей истории человечества находилось немало людей,которые были согласны со вторым.Совесть,мучительные воспоминания,ошибки прошлого-с этим грузом порой так нелегко и воли хватает не у всех.Миллионы людей пытаются забыться,уйти от самих себя-напиваясь до беспамятства,пускаясь в нелепые авантюры,а тут-ррраз.И всё.Память и жизнь как чистый лист.Пиши заново.Но это уже будешь не ты.
KiLLaRMy, 26 марта 2007 г.
Зачем то мне вспомнился рассказ Лэма, про то как Добриций уронил в реку « Альтруизин «
Ruddy, 24 сентября 2006 г.
По-моему, нет ничего страшнее, чем забыть себя самого, забыть — и не вспомнить. :shuffle: