Михаил Кликин «Один»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Здесь выжившие, раздобыв горы оружия, оборудования и провизии, не отражают нападения жутких постапокалиптических чудищ и банд беспредельщиков. Не разъезжают на специально подготовленных внедорожниках, и не блещут знанием принципов выживания. Не ведут беспощадные войны за ресурсы, и не спасают сексапильных женщин. В общем, не строят недружелюбный, но новый и притягательный мир. Здесь главный ресурс – семена. Главная война – битва за урожай. Коза – ценнее склада боеприпасов. Здесь все изменилось, и прежним остался лишь он один. Один во всем мире…
Роман в авторской редакции выложен на сайте автора.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 289
Активный словарный запас: средний (2788 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
h.hotey, 25 ноября 2024 г.
Кликин, добротный автор из плеяды 90х. Читал его не всё, но читал. Что касается данного романа... испытываю двойственные чувства. Язык, психология (имеются проблемы — Катя целует ГГ взасос, чтоб не шел за пивом с другой и тут же ему изменяет) и т.д. и т.п.
Нет, интересно, прочитал же. Но жесткое отсутствие логики, доставляет. Приверженность ГГ своей сраной «десятке» когда вокруг куча других нормальных машин... и все ему советуют, но нет! неописуемо! Пишет о брошенных фурах возле заправок. Бл... Камаз без прицепа пройдет по любой грязи, но мы будем лелеять «десятку». ГГ спутники назвали земляным червяком и это на 100% верно. Описанный Кликиным мир, для выживания предполагает мобильную группу на мощных машинах — налет — уход. Но мы станем доить коз и растить картошку. Какой вывод: Кликин, как тот слонёнок, которому крокодил оттянул нос, не знает собственной выгоды — мог бы написать мощную вещь, но слился.
Сноу, 31 августа 2014 г.
Так уж получилось, что в большинстве своем отечественные зомби-романы являют собой нечто среднее между «выживальческим пособием для «чайников» и «наставлением по стрелковому делу», тоже, к слову, для начинающих. Многотомные циклы, целые межавторские серии, несчетное число фанфиков — все они смотрят на жанр исключительно сквозь прорезь прицела, и разнятся только описанием «снаряги», «обвеса» и добытых на «мародерке» трофеев. Люди в таких историях хорошо если на вторых ролях, ну а зомби представляют собой подвижные ростовые мишени. По большому счету, все это — не более чем типичная мужская проза, легкий боевичок в фантастических декорациях. Замени тутошних мертвяков на триффидов или гигантских крабов — не изменится ровным счетом ничего.
Поначалу казалось, что «Один» Михаила Кликина ничем от своих собратьев не отличается. Страничка, где поначалу выкладывались черновые главы романа, предлагала привычные уже инструкции по выживанию, автономному существованию, снаряжению, с той лишь небольшой разницей, что спасаться читателю предстояло в местности сельской, даже глухой. Ориентирование, охота, рыбалка, земледелие, животноводство — те же самые яйца, что и у прочих, только в профиль; еще один справочник... Или нет?
Роман начинается с того, что группа из шести молодых людей за веселым «квартирником» пропускает начало конца света. Когда же пришел черед возвращаться обратно в привычную жизнь, родной город встретил их пустыми улицами, темными окнами и странными неуклюжими людьми, — а может, и не людьми вовсе, — без устали наматывающими круги по двору. Выбравшись на разведку, ребята вдобавок обнаруживают странные коконы, внутри которых обитает нечто живое, и нечто это оказывается крайне враждебным, да и чудовищно голодным... Осознав, что дальнейшее пребывание в городе смертельно опасно, ребята решают покинуть его, и в попытке этой сталкиваются с разнообразными препятствиями, врагами и жуткими открытиями. Как видно из названия, в живых по итогу остается только один из них, и именно на его плечи ложится вся тяжесть этой новой робинзонады, выживания в мире, где человеку места больше нет...
На самом деле, от сбора выживальческого «приданого» роман «Один» никуда не делся, и проблема быта и дел насущных, постапокалиптических, занимает здесь место весьма заметное, частенько являясь единственным мотивирующим действием героев. Впрочем, до нездоровых подробностей и банального пересчета добычи и «хотелок» дело, к счастью, не доходит, и это хорошо. Вместо этого внимание автора концентрируется на взаимоотношениях в группе, характерах героев, которые, надо сказать, меняются на всем протяжении романа, и не всегда в лучшую сторону. Все это настоящие люди и характеры, совсем не однообразные придатки к АКМ, бросовые функциональные шаблоны. Следить за ними весьма интересно, и это главное достоинство книги.
Что касается самих зомби, то здесь они самые что ни на есть обыкновенные, даже несмотря на то, что часть их со временем эволюционирует в другие, совсем уже нечеловекоподобные формы. Быстрые, медленные, тупые, умные, одиночки, орды — на любой вкус. Легкий налет НФ, там и здесь проглядывающий в романе, тоже далеко не нов, и разбавляет собой поджанр еще со времен Хайнлайна и Типтри, а в наши дни активно используется авторами вроде Крейга ДиЛуи и Конрада Уильямса.
Отдельного упоминания заслуживает присутствие в романе огромного, даже гигантского количества пасхалок из культовых фильмов, книг и игр, как-то: «Добро пожаловать в Зомбилэнд» («твинкиз», да), «Зловещие Мертвецы» (наличествует бессмертное «хороший, плохой» Эша, а также «дэдайты»), «День триффидов», «Ходячие мертвецы»; Фульчи, Брэдбери, Хайнлайн; весь Ромеро, «DOOM», «28 дней спустя», «Зомби по имени Шон», «Летучий раствор» (по одноименному рассказу Джеймса Типтри был снят эпизод второго сезона «Мастеров Ужасов») и многое-многое другое. Местечко нашлось даже Андрею Крузу, чья труба пока будет явно пониже. Впрочем, надо сказать, что не всегда эти оммажи звучат к месту (а иногда и вовсе не уместны) и порой создается ощущение некоторого балагана, китча. Словно смотришь крэйвеновский «Крик», в котором герои демонстративно пытаются высмеять и забороть жанровые стереотипы, чаще всего — неудачно. Перебор. Впрочем, это все вкусовщина, и не столь уж и важно.
Важно, что роман «Один» — это тот самый редкий случай, когда баланс между «историей о людях» и «кратким курсом выживания» автором успешно найден, и ни один из этих подходов не работает в ущерб другому; более того, они гармонично переплетаются и дополняют друг друга. По нынешним временам — большая редкость. Всем любителям зомби роман всячески рекомендуется.
sergej210477, 8 мая 2019 г.
Для меня, хорошие впечатления от чтения этой книги, убавлялись по нисходящей линии.
Достаточно интересный пролог. Очень неплохие страницы, предшествующие апокалипсису. А потом — все стандартнее, шаблоннее и однообразнее.
Нет, в романе много сильных сторон.
Во-первых, М. Кликин хорошо пишет, легко, ярко.
Во-вторых, герои получились живые и интересные. Да, опять же, шаблонные. Один — воображающий себя героем, другой — эгоист, трус. Главный персонаж — Брюс, достаточно натурален и естественен.
Но... Вот автор пишет от лица главного героя:
А мне, наверное, этого и не хватило. Нет той атмосферы, саспенса, которые присутствуют в великолепных рассказах М. Кликина.
Ну а главное — все это я уже не раз читал и смотрел.
Просто, мне кажется, произведений подобного типа — великое множество.
В последнее время столько книг про зомби-апокалипсис, про робинзонаду, про выживание на «умирающей Земле». Целые циклы отечественных авторов — «МЕТРО», «STALKER», романы А. Круза и подобные серии. Вот и этот роман — отлично написан, но, принципиально нового, оригинального, нет.
Все те же — автоматы, дробовики, мачете.
Всю книгу герои оказываются зажатыми в каком-нибудь помещении, но, с бое пробиваются из окружения. Одно и то же.
Я уж не буду говорить о неестественном поведении персонажей. Будем считать, что это элемент фантастики.
В общем — стандартный набор для обычного зомби-апокалипсиса: оружие, расчлененка и разборки внутри группы героев.
Написано хорошо, но шаблонно.
Str_Kremen6, 15 августа 2018 г.
Я ожидал простого приключенческого боевичка на фоне зомбиапокалипсиса, а получил намного большее.
Начинается роман как банальный зомби-коллапс : главные герои, на фоне катастрофы, пытаются выжить. Они взаимодействуют, познают новые реалии, раскрываются. Однако, уже в начале меня стали терзать странные мысли: почему действующие лица такие необычные , или, неординарные, что ли ; отчего диалоги поставлены странным и нелогичным образом и почему поступки персонажей не менее необычны. Конечно, неплохой экш и выживалка отвлекали от данных странностей, к тому же протагонист вышел очень ярким. Его мысли заставляли удивляться и поражаться, так как они были не шаблонны, не призывали к выживанию и сплочению, а касались самих рассуждений о жизни, о поведении людей.
В итоге только к концу книги я понял, что зомбиапокалипсис был лишь фоном, или я бы сказал, главной составляющей, позволившей раскрыть характеры героев, показать их истинное лицо. Только к концу книги я понял, что автор старался показать именно человеческую сущность, ее противоречия, ее разносторонность. Нравственные противостояние героев, их душевные страдания, различные мировоззрения и ценности. Для кого-то это деньги, для кого-то основным мерилом жизни оказалось прошлое, для кого-то реалистичная игра стала главной отдушиной. К концу книги я понял, что передо мной открылись 6 абсолютно живых людей. А их отношения, непростые, натянутые, во-многом, очень странные, оказались вишенкой на торте.
Я поражен романом. Не думал я, что такое может меня зацепить. Что простой человеческий быт в экстремальной ситуации может так зацепить. А атмосфера зомбинашествия только добавила яркие краски во все эти жизненные переплетения. 9\10
kronen, 25 февраля 2019 г.
Хотелось чего-нибудь близкого к зомби. А так как «крузовский ареал» я уже весь осилил, ищу всё дальше по сторонам (когда хочется отдохнуть от фэнтези и НФ). Так и набрёл на этот роман.
Впечатление неоднозначное. С одной стороны, интересный сюжет (и не совсем зомби), интересные герои, своеобразная многолетняя сага (хотя показанная отрывками).
Вообще, главное в этом романе — психология людей, оказавшихся при разгроме цивилизации. Много натурализма, многое зациклено на отношениях между полами.
Но и много вопросов. Первый — что это было? Да, автор ведет повествование от лица обычного человека (совсем не гения), никаких параллельных линий, как у того же Круза. Поэтому, разумеется, обычный человек не может знать причин, но так и писатель облегчает себе жизнь.
Второй — что это за вкрапление «чужих»? Инопланетяне? Они уничтожили цивилизацию или, наоборот, прибыли спасать выживших? Или это, как думает ГГ, новая версия человека?
Третий — почему ни один из 6 человек одной компании не «окуклился»? Это против всякой статистики. Тем более, что за весь роман им попалось не более 5-6 других людей, избежавших той же участи (хотя, разумеется, многие просто погибли, а не переродились).
К психологии героев тоже много вопросов, но здесь уже нужно статью писать...
Складывается впечатление, что автор сначала намеревался сделать целый цикл, а потом потерял мысль, разочаровался и «убил» мир и почти всех героев...
lawyer.1979, 23 июля 2015 г.
«Один» Михаила Кликина — это еще одна история выживания группы людей в условиях зомби-апокалипсиса. На подобную тему любителями фантастики было прочитано уже огромное количество книг, Стивен Кинг, Макс Брукс, Андрей Круз, Айзек Марион, и навскидку можно назвать еще более десятка авторов, которые рассказывали нам о нашествии живых мертвецов, но у Михаила получилось не только не затеряться среди этих имен, но и более чем достойно выступить на фоне признанных мэтров жанра.
К безусловным преимуществам «Одного» следует отнести реалистичность происходящего, разноплановых персонажей, отсутствие «роялей в кустах», а также то, действие романа максимально приближено к нашим, российским, реалиям. На страницах этой книги мы не найдет супергероев, обвешанных оружием с брошенных армейских складов, и уничтожающих зомби пачками, здесь нет глобальности в географическом плане, действие происходит на небольшом участке территории нашей страны, и даже причину, вследствии которой случился апокалипсис Кликин раскрывает не полностью, оставляя читателя в легком неведении, а также ожидании возможного продолжения. И, если уж быть до конца честным, «Один» — это даже не история о нашествии зомби, оно играет роль фона, гигантской декорации, это, прежде всего, правдивый, временами жестокий, рассказ о метаморфозах поведения человека и межличностных отношениях в условиях экстремального выживания.
Как я уже писал выше, персонажи романа получились разноплановыми, автор тщательно, детально прописал особенности характера и поведения каждого из героев, здесь нет хороших или плохих людей, все это осталось в прошлой их жизни, в условиях смертельной опасности на первый план выходят поступки, именно они предельно честно характеризуют человека. Кликин как будто изучает влияние окружающей действительности на разных индивидуумов, ведь на одно и то же событие каждый человек реагирует по-разному и именно этот факт отличает людей от животных.
Итог: «Один» — это один из лучших романов о нашествии зомби, который ценен не рассказом о непосредственно самом нашествии, а правдивым описанием действий человека в условиях данной действительности.
miklik, 31 августа 2018 г.
Полный текст «Одного» в авторской редакции можно прочитать на сайте автора — http://www.klikin.ru/1/1.html
fox_mulder_nsk, 17 июля 2017 г.
Я являюсь большим поклонником апокалипсис-тематики, но так сложилось, что не люблю именно зомби-апокалипсис. Это связано с особой нелогичностью постапокалиптических произведений такого типа. Я знаком с двумя основными клише, описывающих природу зомби: чистая магия и некий зомби-вирус,
Наибольшая нелогичность и необъяснимость в «зомби-апокалипсис»-ах связана с необычайной силой, живучестью и энергетическим обменом веществ описываемых существ, порою явно противоречащим законам физики и химии. Итого, мою компетентность в вопросе можно описать так: я приобщался к малому количеству источников по теме (и часто плевался), хотя моего скудного опыта хватило для узнавания почти всех пасхалок, оставленных Кликином.
Начну с минусов. Есть откровенные ляпы, например, девушка идёт ставить чайник, когда свет отключили ещё вчера, или
Малое количество персонажей (именно индивидуальностей, для которых разработаны своя модель поведения и личный сюжет) и короткое время основного действия лишили автора возможности раскрыть в полной мере внутригрупповые взаимодействия,
то есть весь сюжет произведения помещается в один рассказ.
Отсутствие продуманности вселенной, его колоритных деталей, не дали миру «Одного» обрести себя, не будет «фан-фиков», «фэн-арта», каких-то ответвлений, продолжений, игр на тему, так как автор не создал свой полноценный мир и не дал ему имени. Кое-какие придумки, конечно, имелись, но только на уровне упоминания, создаётся впечатление, что автор такой цели перед собой и не ставил, а просто собрал мозаику отовсюду по-маленьку.
Многие пишут, что в «Одном» нет подробных описаний оружия, экипировки и битв с монстрами, мародёрства и прочего, лично мне таких деталей как раз не хватило (ввиду моей неискушённости). Я думаю, ты либо пиши в соответствии с жанром («держи планку»), либо акцентируйся на чём-то другом (а второго так и не последовало). К примеру сценка ограбления книжного киоска очень приятно напомнила мне журналы типа «Порох и пули» из Fallout-а (после прочтения такого персонаж получал +5 к навыку владения лёгким огнестрельным оружием), но сцена эта не получила развития, была единичной, дала лишь чуть-чуть окунуться в атмосферу, а после автор быстренько старается завершить и без того короткий сюжет.
Конечно, есть и плюсы. Вместо откровенных противоречий лучше недосказанность. По ключевым замечаниям в произведении вполне можно решить задачу интерполяции самостоятельно (додумать всё, что между) касательно нового мира, иерархии существ и причин происходящего.
Тема половых взаимоотношений в условиях зомби-апокалипсиса раскрыта достаточно внятно, есть и романтика, и суровая реальность.
Отдельным плюсом является описание системы выживания в глуши, хоть, к сожалению, и без детальных подробностей, в отличие от, например, «Робинзона Крузо», как заметил сам автор.
Концовка
В-общем, впечатления хорошие. Почитал бы продолжение, хотя оно вряд ли будет.
Knigolub282, 20 ноября 2015 г.
Сражайся с мертвыми.
Бойся живых.
«Один» Михаила Кликина – история борьбы за выживание группки людей в ожесточенных условиях зомби-эпидемии, в одночасье захлестнувшей земной шар. На схожую тему в отечественной фантастики было прочитано довольно много книг, да и в зарубежной литературе тоже. Мало что зацепило, если честно, пускай даже я – огромный поклонник этой тематики. Отсмотрел множество фильмов, начиная от классического «Ночь живых мертвецов» Ромеро, до «Ходячих Мертвецов» Фрэнка Дарабонта. В индустрии игровых развлечений продукты на тему нашествия живых мертвецов (веселое уныние) и вовсе не представляли интереса. Исключение из правил: драма «The Last Of Us» и сериал «The Walking Dead: The Game». Но, как оказалось, даже такого скептика, как я, человека, который зарекся читать отечественные романы о зомби после Андрея Круза, к примеру, удивить было чем.
К преимуществам «Одного» можно смело отнести следующие:
1. Довольно интересные, разноплановые персонажи. Некоторые колоритны, некоторые немного стереотипны, но все они не вызывают отторжения, не превращаются в тупой картон.
2. Отсутствие «роялей в кустах».
3. Отсутствие супергероев, уничтожающих врагов направо и налево, угоняющих крутую бронетехнику с армейских складов.
4. Отсутствие откровенного восхищения оружием, переходящего во что-то нездоровое. В книге вы не встретите диалоги в стиле:
– Привет, это у тебя автомат (подставить любимую модель), оснащенный (подставить любой «девайс»).
– Да, это у меня автомат такой-то модели, но нет, он оснащен такой-то примочкой, а эта примочка оснащена такой-то примочкой.
– Ух ты, а я вот люблю такой-то автомат с такой-то примочкой, а примочка еще и с другой примочкой.
5. Показная жестокость, страх смерти, поехавшие выжившие люди, и все то, что не романтизирует глобальную катастрофу, уничтожившую большую часть населения Земли.
6. Деревня, вместо крупного города, в которой и разворачивается основное действие романа.
В книжке присутствует довольно таки интересный «любовный треугольник», за которым интересно наблюдать, хоть развязка весьма предсказуемая, но трогательная. Само повествование оформлено оригинально, словно Борис (главный герой) ведет личный дневник, вечерами записывая произошедшие за день события и мысли.
Но и неприятные, даже отталкивающие моменты в книге присутствуют. Например, начало, которое больше походит на откровенный дешевый зомби-трэш, с не логичным поведением главных персонажей. Отсутствие интриги как таковой. Недостаток атмосферы гибнущего города. Однако со второй половины романа автор исправился полностью, создал атмосферу одиночества, придал персонажам реалистичную психологическую окраску. Ты точно знал, чем руководствовались герои, принимая разные решения, исходящие из их интересов и черт характера. Встречались и жуткие моменты: привязанная к заднему сидению «BMW» семья одного из второстепенных персонажей, убийство бандитов, поездка в город за… А тут мы опустим подробности, читайте роман.
Апофеозом всего произведения становится концовка, которая походит на переиначенный на новый лад библейский сюжет.
Сюжет: девять баллов по десятибалльной шкале.
Мир: восемь баллов по десятибалльной шкале.
Персонажи: десять баллов по десятибалльной шкале.
Язык и стиль автора: девять баллов по десятибалльной шкале.
Качество печатного издания: восемь балов по десятибалльной шкале.
Общая оценка: девять баллов.
garris1969, 5 октября 2016 г.
Будучи фанатом «зомби-хоррора от Круза», я взялся за чтение этой книги в ожидании фанфика (некоторые из них во многом превосходят оригинал) и был слегка разочарован рядом моментов. Во-первых, сами герои повествования, т.е. «ожившие» мертвецы, у автора отличаются от классических далеко не в лучшую сторону.
wic, 20 июня 2015 г.
Не осилил. Автор сначала говорит, что произойдёт дальше, а потом в подробностях расписывает то, что читателю уже известно. Читать становится не интересно. Не хватает только оглавления с раскрытием сюжета: «Глава первая, в которой мы отмечали день рожденья и пропустили конец света.»
Шалашов, 22 марта 2015 г.
Книгу мне дал почитать мой друг. Глядя на мою кривую ухмылку (это я рассматривал картинку на обложке) сказал лишь: «Достойная книга!». Что же, могу сказать, что роман превзошел мои ожидания. Я ждал, что это будет либо «Наш ответ Голливуду», либо нечто пародийное, но это оказалось интереснее.
Всегда считал, что главное в романах — это внутренний мир людей, а все остальное — лишь фон. Вот и в книге Михаила Кликина герои могут существовать в другой реальности, оставаясь интересными читателю.
george1109, 6 августа 2014 г.
Зомби-трэш, зомби-хоррор, зомби-саспенс. И не важно, что речь идет не совсем о зомби. И не важно, что так и не выяснилось – в чем дело. И не важно, что мораль, к которой подводит автор, проста, и даже примитивна. Важно, что зомбятник по-русски, начинающийся издевательской перекличкой с соответствующей тематики синематографом и рОманами, на самом деле, являет собой апофеоз безысходности, локально-глобального апокалипсиса для одной компании, а потом – и вовсе для одного человека. В целом, перед нами максимально спрямленное описание «большого песца» с максимальным психологизмом и почти максимальным натурализмом.
Неудивительно, что этот «дневник Робинзона конца света» переполнен страхом, разочарованием, неуверенностью и усталостью, переходящими в глубочайший пессимизм и тотальную депрессивность.
Не являясь большим поклонником или знатоком зомби-культуры, роман Кликина я прочитал с достаточным удовольствием. Конечно, не в последнюю очередь оно основывалось на предвкушении развязки. Увы…
При этом отмечу, что книга, пожалуй, не совсем подойдет как поклонникам зомби-апокалипсиса – для них маловато экшна, зато слишком много психологических экзерсисов, так и любителям психологической фантастики – для них будет многовато «чистого» зомбятника.
P. S. И не знаю, как у кого, но у меня овладение гг «простыми технологиями» по журналам «Моделист-конструктор», энциклопедиям и техническим справочникам – постройка вольтова столба, электрогенератора, гончарного круга, штамповка саманных кирпичей и т. д. – вызвала скепсис.
Silent Evil, 30 августа 2014 г.
Очень динамичный получился роман, мне совсем не было скучно, но может только ближе к концу книги. Атмосфера тоже не плохая, герои не раздражали. Концовка получилась, на мой взгляд, слабой. И вопросов, после прочтения, тоже осталось немало. Ещё очень много отсылок к фильмам и книгам о зомби (мне, любящему тему зомби, было приятно всё это).
В общем. Не плохой роман от российского автора на тему зомби.