Леонид Бородин «Третья правда»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Они оба жили тайгой, но она разному их научила. У них были разные характеры, но они подружились. Один из них женился, а другой так и прожил одинокую жизнь. В конце концов один из них пропал очень надолго из родной деревни, но другой всё же продолжал его ждать.
Впервые напечатано — в издательстве «Грани» в 1981 г.
Входит в:
— журнал «Наш современник 1990'01», 1990 г.
— сборник «Повесть странного времени», 1990 г.
— журнал «Роман-газета, 1991, № 4», 1991 г.
— сборник «Третья правда», 1995 г.
— сборник «Третья правда», 2007 г.
— антологию «Русская проза второй половины XX века», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Ясная Поляна, 2005 // Выдающееся художественное произведение русской литературы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
maxxx8721, 22 августа 2016 г.
Когда-то очень давно жил в Древнем Китае философ Конфуций. И он первым упомянул термин «золотая середина», что есть центром между двумя крайностями, являя собой единство противоположностей. В споре рождается истина, а что есть спор, как не столкновение двух крайних мнений, правдивых по своему. Вот и в повести Бородина «третьей правдой» как раз и выступает та самая середина, даже если вопрос на повестке дня звучит «Есть ли всё-таки Бог или нет?»
Противоположности притягиваются и два главных героя повести, несмотря на полную противоположность во всех отношениях, стали близкими друзьями по жизни — один огромный, сильный мужик, другой щуплый, постоянно притворяющийся хитрец, который привык жить по своим принципам, пусть и не самым праведным, но по-своему правильными и понятными. Автор возводит хитроумный лабиринт отношений и столкновений противоположных мыслей, позволяя читателю саму сопоставить и выявить ту самую третью правду.
Повесть глубока, рассудительна, тяжеловесна. По своему психологизму, описаниям, стилю книга напомнила мне творчество Льва Толстого. В книге много размышлений о жизни, о Боге, о тайге, обо всём живом. Каждый найдёт здесь своё, но порой философских размышлений было более чем достаточно, когда даже лёгкий порыв ветра или писк комара сразу навевал того или иного героя на философские размышления, иногда не совсем понятные.
Тема Бога является центральной и в начале тема играет отдалённо, словно лёгкая музыка ветра. Но с каждой страницей звук ее становится громче, а в конце и вовсе гремит литаврами и мощным гулом духового оркестра.
Не могу пройти и мимо описания тайги, особенного отношения к ней. Так передать атмосферу тайги может не каждый. Я несколько раз встречал подобное отношение (последнее было у Валентина Распутина «Век живи — век люби»), и после такого русскую таёжную природу не любить невозможно. Всё описано с трепетом, заботой, любовью и благоговением. Всё таки отношение у русского человека к лесу всегда было особенное, даже священное. Вспомнить, хотя бы описание природы у того же Толстого или Тургенева, картины Шишкина. После такого мне ещё больше хочется поехать и посмотреть на тайгу, тем более у меня у самого кровь, можно сказать, таёжная, так как дед родом с Кировской области, жил рядом с тайгой, мать бывала там и после ее рассказов о тайге желание поехать туда возрастает многократно. (P.S. Насколько часто противоположное отношение можно встретить у западных писателей, где леса неизменно населены всякой нечистью, злыми волками, которые хотят съесть маленькую девочку в красной шапочке и пр., то же Лихолесье и пр.). Видно, что книгу писал человек, который сам был тесно связан и с тайгой, и с сельской местностью, так как деревенский слог, диалоги, выражения и обороты выглядят очень естественно, и в этом плане повесть стоит рекомендовать тем молодым авторам, которые пытаются сделать из своих рассказов «деревенскую стилизацию», вставляя постоянно «токмо», «он же ж «, «ерепенится», но получается это в большинстве случаев, мягко говоря, не очень.
Повесть увлекает, затягивает, написано живым и поэтически богатым языком и, несмотря на большой и где-то непонятный сумбур в концовке, всё же оставляет большое впечатление и стойкое послевкусие. Это повесть, в которую нужно вчитываться, где-то остановиться, поразмыслить, где-то ускориться, чтобы добавить динамики. В любом случае, равнодушным произведение не оставит никого, а третья правда, читательская, тоже у каждого своя будет — сюда целился автор и, думаю, попал если не в десятку, то в девятку однозначно. Меньше — ни в коей мере.