Игорь Ефимов «Новгородский толмач»
Роман повествует о времени правления князя Ивана Третьего, о заключительном этапе противоборства Москвы с Великим Новгородом. В центре романа — молодой чех Стефан Златобрад, приезжающий в Россию в качестве переводчика при немецком торговом доме, но также с тайным заданием сообщать подробные сведения о русских княжествах своему патрону, епископу Любека. Бурные события политической жизни, военные столкновения, придворные интриги и убийства в Кремле всплывают в письмах-донесениях Стефана и переплетаются с историей его любви к русской женщине.
Публикация в журнале «Звезда», 2003, №10 ,11.
Входит в:
— журнал «Звезда № 10 2003», 2003 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 26 октября 2020 г.
Это, конечно, никакой не роман и даже вообще не художественная литература, это самый настоящий нон-фикшн, которому не стыдно было бы и на Просветителя номинировать. Да, здесь есть какой-то пунктирный и сильно дискретный сюжет — любовь-морковь, война-гуро-кишки и все такое, — но если его игнорировать, то хуже-то не станет. Он здесь исключительно в структурных целях, чтоб все остальное не разваливалось и кое-как друг друга подпирало.
А так здесь густое хлебово из этнографии, истории да религиоведения; все посолено-поперчено, хорошо размешано и даже разлито по тарелкам для более удобного усвоения. Узнать и запомнить из книги о событиях второй половины пятнадцатого века на Руси можно гораздо больше и легче, чем из специально для этого предназначенных изданий. Если история особого интереса не вызвала, то за декорации да антураж Игорю Ефимову спасибо.
Помимо же этнографической бытовухи в остальных аспектах книги автор не доработал. И в сюжет Ефимов не захотел углубляться, поэтому плавает мелко, да и главный герой обозначен как-то вообще, широкими штрихами. Слишком уж толерантен он да восприимчив, очень уж мягок, сдержан и объективен — не от мира сего да не от времени, даже его инкантации о еретиках в самом начале кажутся условностью. Было б интересней, если бы титульный толмач был убежденным латинщиком, хулил бы все русское, клеймил бы позором чуждые ему обычаи, но постепенно перенимал бы их и вообще развивался. А то больше похоже на русского, который онемечился и вот теперь вернулся на родину — все вроде как все забытое, но вполне понятное.
Эпистолярность как основной прием рассказывания штука сложная и зыбкая — при неудачном ее использовании лишает книгу объема и сужает поле зрения. Многоголосия не хватает, и многообразной патетикой да риторическими вопросами его не заменишь. Так что вместо движущейся картины — просто картина, где все замерли в неестественных, хоть и впечатляющих позах.
SerPok, 12 апреля 2017 г.
Я считаю роман Игоря Ефимова Новгородский толмач, по своему уникальным романом где главный герой Стефан Златобрад являющимся членом ганзейского союза, а так же по совместительству информатором любекского епископа, освещал в своих письмах состояние тех дел что творятся на территории России 15 в., в особенности как ведут свои дела высокопоставленные руководители ганзейского союза находящиеся в своих отделениях в Новгороде, а также не забывал о расстановке политических сил в Новгородской республике где речь велась о противостоянии двух партий таких как сторонники Ивана III желающих лишить самостоятельности Великого Новгорода с одной стороны, а с другой стороны партию сторонников во главе с неформальным лидером боярской оппозиции Марфы Борецкой, которая всячески этому противилась и старалась заключить союзы с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода. Позже данный герой романа Стефан Златобрад оказался в Москве где вел переписку со служащим в посольском приказе Из Вильнюса, он писал о политической деятельности Ивана IV как о внутренней так и о внешней его деятельности. Так же в ходе романа мы можем проследить и биографию семьи самого героя и какую тайну, он вынужден был скрывать относительно членов своей семьи когда проживал у себя на родине где мог в любую минуту стать жертвой инквизиции, которая тогда господствовала в Западной Европе и почему он себя мог чувствовать в относительной безопасности на территории России. По сути это роман состоящий из переписок главного персонажа как с любекским епископом, как со служащим в посольском приказе Из Вильнюса, так и с членами своей семьи.