Илья Ильф, Евгений Петров «Разговоры за чайным столом»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Однажды отец-старый большевик решил выяснить у сына-старого пионера, что тот изучает и чем занимается в классе.
Первая публикация — «Правда», 1934, 21 мая.
Входит в:
— сборник «Директивный бантик», 1934 г.
— сборник «Как создавался Робинзон», 1935 г.
— сборник «Чудесные гости», 1935 г.
— сборник «Собрание сочинений, том 3», 1939 г.
— антологию «Юмор и сатира послереволюционной России. Антология. В двух томах», 1983 г.
— антологию «Русская советская сатирико-юмористическая проза. Рассказы и фельетоны 20-30-х годов», 1989 г.
— антологию «Гражданин! В очередь!», 2008 г.
— журнал «Смена № 11, 2010», 2010 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 5 ноября 2022 г.
Конечно, в фельетоне абстракция, конечно поддержка возвращения к формату классического образования, но как интересно высмеяна политота в качестве замены нормального обучения! Проработка «лебедевщины» — уклона оппортуниста Лебедева восьми лет от роду в качестве полноценной замены отдыху, или «гей, ребята, на поля, вырвем волос у коня» как правильные стихи, полезные для матрацной промышленности.
В общем душевно изложено и актуальней вечного стеба над конторскими буднями.
StasKr, 18 мая 2016 г.
Отличный фельетон на злобу дня. В рассказе речь идет о педагогических извращениях в практике школьного преподавания, которые получили распространение сразу после Октябрьской Революции. Конечно, в двадцатые годы советская власть сделала многое для образования и просвещения народа (один только Ликбез чего стоил!), однако и дров было наломано немало. Старая школьная структура, доставшаяся от царской России, была объявлена реакционной и отправлена в утиль. При этом никакого нового стандарта образования предложено не было. С одной стороны это дало талантливым педагогам возможность для работы без оглядки на параграфы, инструкции и регламенты (Макаренко добился успехов как раз в это время). С другой стороны, любой директор учебного заведения не наладивший работу учительского коллектива теперь мог скрыть свою некомпетентность громкими политическими акциями, проводимыми в школе и идеологическими лозунгами, которые вдалбливались ученикам на уроках.
Ильф и Петров отразили этот момент очень чётко. В их рассказе пионер «знает» что Нью-Йорк является местом, где контраст между бедностью и богатством достигает крайних степеней, но при этом не может сказать на берегу какого океана расположен этот город. Ну и какой прок школьнику от самой передовой идеологии, если он не способен прочитать географическую карту?
В итоге большевикам пришлось посмотреть правде в глаза и признать, что десять лет экспериментов в сфере образования дали крайне сомнительные плоды. В разгар индустриализации «внезапно» выяснилось, что квалификация специалистов, выпускаемых учебными заведениями, не выдерживает никакой критики. 16 мая 1934 года было принято постановление СНК СССР «О структуре начальной и средней школы в СССР», которое фактически восстанавливало начальную и среднюю школу в том виде, в котором она существовала во времена Империи. Несколько позже была реформирована система высшего образования, где тоже имелась масса недостатков.
Итог: восемьдесят лет назад, как и сейчас, образование в нашей стране находилось где-то в районе плинтуса. Но тогда у руководства СССР нашлось и понимание в необходимости проведения школьной реформы и политическая воля в преодолении собственных идеологических штампов. Очень хочется дожить до того момента, когда правительство Российской Федерации пересмотрит политику в области образования, отменит ЕГЭ и восстановит царскую/советскую систему во всём её великолепии.