Джонатан Летем «Сиротский Бруклин»
Четверо сирот, в числе которых страдающий нервными тиками Лайонел Эссрог, слепо преданы своему покровителю Фрэнку Минне, вытащившему их из приюта, чтобы сделать «своими парнями». Они готовы выполнить любое его поручение, чем, собственно, и занимаются под крышей то ли транспортного, то ли детективного агентства. Но в один чёрный день Фрэнка убивают, и Лайонелу приходится стать настоящим детективом, расследующим преступление.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Национального круга книжных критиков / National Book Critics Circle Award, 1999 // Художественная литература | |
лауреат |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2000 // Золотой кинжал |
Экранизации:
— «Сиротский Бруклин» / «Motherless Brooklyn» 2019, США, реж. Эдвард Нортон
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 3 февраля 2023 г.
Неплохая вещь, своего рода социальная драма — детектив в аранжировке той самой части Нью-Йорка, о которой говорится в названии.
Группа пацанчиков из сиротского приюта, а именно — четверка разноплановых персонажей — с юности подрабатывала выполнением разного рода погрузочно-разгрузочных работ у некоего мутного типа по имени Фрэнк Минна. Впоследствии детки подросли и работали на него уже в качестве подручных в его же детективном агентстве, официально оформленном как такси.
И тут на одном сложном деле их хозяина гнусно лишают жизни. Поскольку зацепок мало, а о тайной деятельности этого мутного типа Фрэнка они в основном без понятия, то новоявленные детективы сами ищут убивцев почти что с чистого листа.
Впрочем, по факту речь идёт о расследовании только одного из этой четверки, Лайонела, у которого имеется такой интересный врождённый дефект, как синдром Туретта. То есть, неконтролируемый нервный тик и словоизвержения. Именно этим обстоятельством и уникален труд товарища автора, видимо за привлечение внимания к убогим он и получил детективную премию, так сказать, по инвалидной квоте.
Собственно, передать незабываемые «осюсения» страдающего этой болезнью автору удалось, становление сироток тоже вышло неплохо, пусть и весьма отрывисто, а вот насчёт детективной части получилось кривовато.
Зато картины общества дзен буддистов, любви японцев к морским ежикам, а также раскрытие того факта, что побережье любимого Постоянными Читателями штата Мэн — просто Клондайк упомянутых ёжиков — немного компенсируют недостаток сыщицкой квалификации.
В общем, труд приятный, читается без насилия над собой, но все же не шедевр.
therolinguist, 17 октября 2011 г.
Гангстерский детектив, контрабандой — по автору — просочившийся на fantlab. За «фантастические» детективы Литэма здесь больше ругают, чем хвалят. Ругают и за фантастичность, и за детективность — дескать, шаблонный он. Так вот вам тезис: «Сиротский Бруклин» — не шаблонный.
Лайонел Эссрог, персонаж, ведущий расследование и одновременно повествование, — страдает синдромом Туретта. Это очень специфическое поражение коры головного мозга, заставляющее человека, среди прочего, все время сочинять рифмы. Или передразнивать прохожих. Или и то, и другое. Эдакий шут поневоле. Хорош «крутой сыщик», правда? Его разгулявшейся языковой стихией и наполнен весь роман. Не глядя в оригинал, могу лишь предполагать, что исковерканные Лайонелом слова разоблачают интригу куда раньше, чем доходит до ответов разворачивающийся сюжет. И соответственно предполагаю, что — по замыслу автора — история должна казаться более нелепой, чем это дано ощутить русскому читателю.
С другой стороны, психически неполноценного главного героя тоже можно назвать шаблоном, в смысле, что сам факт его неполноценности — это шаблон, начавшийся с «Форреста Гампа» или с кого там еще. Только этот шаблон почему-то котируется на рынке интеллектуальных ценностей куда выше. Это был антитезис.
А теперь синтез: книжка-то — хорошая, съешьменябейли!