Май Шёвалль, Пер Валё «Полиция, полиция, картофельное пюре!»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В начале июля 1969 года неизвестный мужчина вошел в ресторан гостиницы «Савой», на глазах у публики застрелил известного миллионера Виктора Пальмгрена и тут же скрылся. Всё произошло так неожиданно, что никто не успел рассмотреть убийцу.
Входит в:
— цикл «Мартин Бек»
— антологию «Зарубежный детектив», 1977 г.
— антологию «Честный шарлатан», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nadezda, 20 февраля 2024 г.
Если верить аннотации, то Май Шеваль и Пера Вале называют королями детективного жанра. Что ж, если судить по роману «Полиция, полиция, картофельное пюре», то это большое преувеличение. Давненько не встречала я столь беспомощной даже для развлекательного, «пляжного» жанра книги: слабая проработка сюжета, неубедительные характеры, ничем не выдающийся слог делают эту работу весьма посредственной и едва ли заслуживающей внимания даже непритязательного читателя.
Первая и главная характеристика, которую можно дать рассматриваемому роману – хаос, броуновское движение, никак не желающее выстраивать сколько-нибудь цельную картину происходящего. Основной причиной упомянутого явления я бы назвала слишком большое количество задействованных персонажей-полицейских, каждый из которых ведет собственный элемент расследования. Это не было бы проблемой, если бы среди героев в форме был один, собирающий раскручиваемые нити воедино, и, более того, в аннотации на обложке такой указан, а именно некий Мартин Бек, стокгольмский комиссар, однако искомую функцию он не выполняет. Указанный Бек по своим действиям ничем не выделяется из ряда прочих служивых, а многим даже и уступает, никакие ключевые догадки также не приходят в его светлую голову, что не позволяет считать его главным героем, но лишь одним из многих. Кроме того, он, как и все остальные, не отличается особенной проработанностью образа, оставаясь фигурой картонной и номинальной, что для детектива-расследователя просто недопустимо.
С точки зрения, собственно, выстраивания расследования вышла такая же бесконечная печаль. Несмотря на миллион задействованных героев, как полицейских, так и свидетелей и подозреваемых, все предлагаемые читателю пути расследования
Центральный посыл книги, за который, подозреваю, ее могли ценить авторы, становится понятен ближе к концу романа. Предлагаемая к рассмотрению идея, поданная с нарочитым трагизмом, печальна тем, что ни является ни новой, ни как-то особенно выраженной. Нет ничего выдающегося в донесении мысли, что для отдельных богатеев маленький человек – ничто, а позволяющая им существовать система обитателя социального дня перемелет и не поперхнется. Не считая мысль несправедливой глобально, тем не менее, замечу, что она может быть весьма предвзятой в отношении конкретно Швеции как воплощения идеала социального государства. Впрочем, даже если допустить необходимость ее раскрытия, то делать это надо не столь скомкано. Конечно, авторы пытались как-то сгустить краски, посвятив немало времени описанию нечистых или сомнительных дел окружения павшего миллиардера, однако, множественность эпизодов и невнимание к каждому конкретно вкупе с недостаточностью гипотетических злодейств каждого из героев не позволяет их по-настоящему возненавидеть, да что там – даже просто осудить, так что их гипотетическое торжество не вызывает настоящего отторжения и грусти.
В общем, книга так себе с любой точки зрения. Даже название – ни о чем. Да, видимо, в переводе пропала некоторая игра слов, но даже если учесть ее, зачем выбирать такое название? Показать, что устами младенца глаголет истина? Непохоже. Скорее, просто привлекающая внимание фраза, потому что больше привлечь читателя нечем. Словом, не рекомендую эту книгу совершенно. Впустую потраченное время.
Стронций 88, 12 июня 2021 г.
До того я читал лишь одно произведение данного типа (полицейский детектив) – «Дело «пёстрых» Адамова, которое мне так понравилось, что тут я не смог сдержаться от сравнений. Оба романа – о кропотливой работе и не одного персонажа, а целой группы сотрудников, равносильно прикладывающих свои умения; а преступник не находится в группе подозреваемых а-ля Агата Кристи, его ещё нужно найти, как иголку в стоге сена. Здесь же ещё сильнее видна роль случайности, которая может затормозить расследование или же вывести его вперёд.
Да, роман Валё и Шёвалля костист. Авторы будто выработали для себя определённый минимум, они лаконичны, иногда даже откровенно скупы на описания. Но это действенный минимум. Его хватает описать не только общую картину, но и заостриться на деталях, даже на жестах, взглядах и так далее. С этим минимумом выходит и своя атмосфера – она не тревожащая, не мрачно-нуарная, в ней есть даже место юмору (скорее сарказму), но она какая-то обыденно-холодная (не по температуре воздуха, конечно…), срывающая в себе социальную, будто бы тоже обыденную, несправедливость. Да, в центре роман – социальная драма. Даже слегка неожиданная от скандинавских авторов – я-то привык воспринимать Швецию как своего рода рай. Но не всё так хорошо и просто. И чуть ли не в лоб показана авторами изнанка – всё те же убийства, всё та же бытовуха, наркотики, такие же бедные, такие же богатые, не стесняющиеся наживаться на бедных. Из уст авторов (и мыслей героев) звучит откровенная критика государства, да и самой полицейской системы, разрываемой между неквалифицированными кадрами и карьеристами (знакомая ситуация, не правда ли?). Да и само преступление будто обрамлено глупыми констеблями и тщеславными правительственными агентами, что не прочь подзаработать «вистов» на политическом деле, а когда оказывается, что дело не политическое, а по сути, более важное, что в нём сокрыта вся боль социальной несправедливости – это будто специально стараются не замечать…
Интересны и герои – они разные, со своими чертами (опять-таки минимализма авторов хватило их показать), со своим характером, плюсами и минусами. Они не статичны, в их жизни и судьбе что-то происходит (это заметно даже по одному роману из цикла). И, честно говоря, именно эти самые герои вызывают во мне желание обратиться к циклу о комиссаре Беке ещё – возможно даже прочитать его от начала и до конца.
Однако есть тут большая обиднейшая нестыковка, отяжеленная ещё и тем, что она играет важную роль в расследовании.
Siberia, 16 июня 2021 г.
«Полиция, полиция, картофельное пюре!» криминально цикла «Мартин Бек» напоминает памфлет, обличающий неидеальную, по мнению авторов, модель шведского общества конца 60-х. Роман акцентирует внимание на социальном неравенстве, равнодушии аристократических кругов к людям, находящимся ниже по статусу. Обеспокоенности внешним лоском, как ширмой, прикрывающей неблаговидную изнанку, со стороны руководящих фигур. Подобное, можно сказать, привычная картина. Однако, Валё и Шёвалль ткнули читателей носом в то, как это «привычное» некрасиво, превратив сюжет в острую сатиру.
Индивидуум, бухнувшийся многоуважаемой «мордой лица» в картофельное пюре, как и его окружение за столом — пустые, равнодушные и расчетливые люди. Убитый, человек неприятный. Возникает много версий, на тему, кто бы хотел от него избавиться. Монссону и Беку предстоит найти верный мотив.
Забавно показан представитель Сепо (полиции безопасности) — Паульссон. Да и действия обычной полиции описаны без подобострастия. Отмечается, что с годами все меньше дельных, умных полицейских, все ниже планка при наборе молодых сотрудников. Однако, есть еще работники, относящиеся к делу добросовестно. Как давно работающие, так и новички. Тот же Бенни Скаке, например. А то, что при всех своих достоинствах он ежедневно звонит невесте по межгороду за счет налогоплательщика, это так, мелочи)))
С точки зрения детективной интриги — не самая сильная история цикла. Четко видно, что авторы считали основной целью, показать неприглядное за респектабельным фасадом богатой прослойки шведского общества, а криминальная составляющая задвинута на второй план. Однако, роман мне понравился.
karlan, 6 июня 2022 г.
Несколько скучноватый полицейский роман.
Сюжет — примерно все то же самое что и в более ранних работах пары Вале-Шёвалль, но действо перенесено из Стокгольма в Мальмё и движуха происходит знойным летом, а не серой зимой. При этом к сожалению естественно теряется традиционный шик присущий большинству скандинавских детективов, где плохая погода с непрерывным дождем и снегом является полноправным участником действия.
По сути книга не особенно удалась, она пустовата, второстепенные персонажи гротескны до неприличия, движуху вполне можно было ускорить раза в два и текст бы только выиграл.
Но есть и сильные стороны, расследующие дело полицейские показаны живыми людьми, без какого либо героизма и самоотверженности просто выполняющие свои служебные обязанности. Они не супермены, а просто части хорошо отлаженной машины государственного принуждения, которая механически перемалывает преступников даже не особенно напрягаясь.
Особенно удалось авторам создание атмосферы повседневности, максимальной естественной происходящего. Нет киношности, даже сцены с экшеном не ярки, а исполнены подчеркнуто просто. Это здорово выделят книгу из общего ряда. Неплохая концовка, без претензий, но запоминающаяся.
Никакой особенной, присущей конкретно этим соавторам социальности я снова не заметил, при изменении имен и географических названий книгу можно было бы выдать за роман Чандлера или любого англоязычного автора, которые о социальных причинах совершения преступлений никогда не писали. Нельзя же считать «социальной» любую причину для совершения преступлений кроме любви?
Не могу сказать что особенно понравилось, но стандартам полицейского романа вполне соответствует, а большего я и не ждал. Несмотря на более чем пятидесятилетнюю давность выхода романа читается легко, а это безусловно знак определенного качества.
6 из 10.
prouste, 24 марта 2016 г.
Слабый роман. Соавторы достигли литературной зрелости и в других работах демонстрируют умение сцеплять несколько сюжетных линий, давать фарса. Здесь все однолинейно, несложно и большая работа огромного количества людей откровенно сводится к поиску пуговиц от ширинок. В конце концов улику находят, по инициалам выходят на злодея. Очень просто. Ясно, как день, что жертва, коль скоро он миллионер, подонок совершенный, негодяй каких свет не видел ( я все ждал, что в рамках расследования проявится и в сексуальной сфере какой-нибудь садизм жертвы, но обошлось). Окружение убитого — все богатые — клейма не на ком ставить. Все схематично, как положено у этого дуэта. Не за что глазу зацепиться, проходная вещь.
k2007, 27 декабря 2011 г.
Самый, пожалуй, смешной и самый остросатирический роман в цикле. Как обычно, узнаваемые герои, работа полицейской машины, но также много места отведено описанию язв шведского общества, скрытых за благополучным фасадом. К тому же авторы вволю поиздевались над шведской политической полицией, показав ее непрофессионализм и ненужность