Май Шёвалль, Пер Валё «Подозревается в убийстве»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ноябрь 1973 года. В маленьком шведском посёлке Андерслёв пропала женщина, сорокалетняя Сигбрит Морд. Местная полиция предполагает, что произошло убийство и подозревает бывшего мужа Сигбрит – Бертиля Морда и её соседа, Фольке Бенгтссона.
Раскрыть все детали возможного преступления предстоит начальнику отдела по расследованию убийств стокгольмской полиции Мартину Беку и его ближайшему помощнику, Леннарту Кольбергу.
Входит в:
— цикл «Мартин Бек»
— журнал «Вокруг света, 1976'05», 1976 г.
— журнал «Вокруг света, 1976'06», 1976 г.
— журнал «Вокруг света, 1976'07», 1976 г.
— журнал «Вокруг света, 1976'08», 1976 г.
— журнал «Вокруг света, 1976'09», 1976 г.
— журнал «Вокруг света, 1976'10», 1976 г.
— антологию «Золотой фонд детектива. Том 12», 1995 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 7 августа 2022 г.
Очередной крепкий «процедурный» детектив про комиссара полиции Мартина Бека и его коллег.
На этот раз, слава богу, никакой экзотики наподобие трупов в запертой комнате. Сплошная проза жизни — бытовое убийство на почве ревности, случайная стычка с грабителями...
Вале и Шеваль щедро (если не знать специфику Швеции семидесятых, то может даже показаться, излишне щедро) живописуют окружающий мрачняк: в верхах общества коррупция и полицейский произвол, в низах безработица, криминал и наркомания. Полиция на глазах превращается в репрессивный аппарат подавления любых признаков недовольства ситуацией в стране. Цены растут, зарплаты падают.
Коллеги Мартина Бека, старые опытные копы, один за другим увольняются из продажной системы; сам комиссар пока продолжает честно трудиться и раскрывать преступления, но былого энтузиазма в его глазах уже совсем не видно.
В общем, хороший социальный детектив, с отчетливым ударением на первом слове.
P.S. В книге применен довольно необычный сюжетный ход — авторы вводят в повествование некоторых преступников из первых романов цикла. Это довольно мелкие камео, но все равно очень интересно узнать, как сложилась жизнь этих людей после тюрьмы.
Siberia, 16 июня 2021 г.
В «Подозревается в убийстве» снова фигурирует Фольке Бенгтссон, знакомый по первому роману цикла «Мартин Бек» — «Розанна». Тот самый, что чуть не придушил работницу полиции Соню Хансон, а до этого убил Розанну. Он вышел на свободу и поселился в провинции. Через некоторое время в доме по соседству пропала женщина.
Разбираться с этим делом едут Бек и Колльберг. На месте им помогает Херрготт Рад, обаятельный провинциальный полицейский, не расстающийся со своей собакой даже на время службы. Общительный пес не раз оближет Бека с головы до пят.
В этом романе идут два параллельных расследования, по делу Сигбрит Морд и по нападению на полицейских. В обоих случаях активно вмешивается начальство, настаивая на глупых решениях и всячески усложняя работу. Авторы акцентируют внимание на том, что полиция функционирует все хуже и хуже, реформы ей не на пользу. При этом Мартин Бек по-прежнему вдумчиво и качественно исполняет свои обязанности, также как Кольберг, Меландер и Ларссон, Монссон и Скаке, ставший инспектором. В некотором роде постарались и местные полицейские. В поисках помещения, к которому подошел бы один из ключей жертвы, они методично обходят дома, пытаясь открыть все двери подряд. Не самый умный ход, но сделанный из лучших побуждений и сработавший.
Одно расследование случайно дает толчок другому и в итоге все преступники пойманы. Но нет ощущения торжества справедливости. Многое сложилось по воле случайности и вопреки глупости. Обошлось без лишней крови, только благодаря самовольным действиям Ларссона и несговорчивости Бека, а вовсе не благодаря системе.
Роман хороший, немного ностальгический — напоминающий о первых произведениях цикла — встречами со давними фигурантами, жизнь которых идет своим чередом. Колоритный Рад и его пес стали украшением сюжета.
Тиань, 6 марта 2017 г.
Писать отзыв на девятый роман цикла сложно, учитывая, что весь цикл показывает практику работы шведской полиции в середине двадцатого века. Чтобы не допускать повторов, отмечу лишь те моменты, которые мне показались особенностями данного романа.
На мой взгляд, в этой истории особенно ярко проявилась роль фактора случайности в раскрытии преступления. Да, полицейские работали, выдвигались и проверялись версии, устанавливались факты, но если бы не пресловутая оса, укусившая полицейского, никто не стал бы устраивать облаву на глупого мальчика Каспера, соответственно, у него не было бы повода угонять машины в бегах, и, вполне возможно, полиция не смогла бы установить личность любовника Сигбрит Морд. Оса помогла правосудию в одном случае и создала основу для осуждения невиновного в другом.
В этом романе неожиданно вновь появляется герой самого первого произведения цикла — психопат Фольке Бенгтссон, тот самый, который якобы убил Розанну. В первом романе казалось, что он виновен. В девятом данный факт поставлен под сомнение. Вина Фольке не опровергается, но, учитывая косвенный и провокационный характер доказательственной базы по тому раннему делу, а также ситуацию, в которой оказался Каспер, возникает стойкое ощущение, что Розанну мог убить и кто-то другой.
Вообще по мере развития цикла качество полицейской работы и социальный статус полицейских существенно изменились к худшему. Старая гвардия уходит, на первые роли выдвигаются показушники типа Мальма. Деятельность данного персонажа представлена поистине гротескной — десятки полицейских с собаками, вертолетами, слезоточивым газом и т.д., брошенные на поимку двух не столь и опасных преступников, вызывают оторопь.
Если в первых книгах цикла полиция действовала в некоторой связке с обществом, пользовалась поддержкой граждан, то здесь правоохранительные структуры и граждане, которых они охраняют, оказываются разделенными баррикадой. Роман политизирован чисто по-советски. Насколько это соответствовало современной авторам шведской действительности, из дня сегодняшнего и из другой страны судить трудно. Да и не столь это важно.
Важно, что политизированность правоохранительных структур делает их непригодными для тех целей, ради которых они когда-то создавались. Явление это универсальное и авторами раскрыто весьма убедительно.
Как всегда, очень хороши персонажи, практически все. Шёваль и Валё умеют создать узнаваемые и запоминающиеся образы живых людей, а не просто функции для продвижения сюжета. Полицейские структуры все больше вовлекаются в решение политических задач, а сотрудники полиции «на земле» оказываются в оппозиции данному процессу, потому что мешает работе, создает зону отчуждения там, где ее не должно быть.
Хорошая, умная книга. Не только детектив, но и социальный роман, через призму полицейских расследований показывающий тенденции развития современного авторам государства и общества.
k2007, 5 апреля 2011 г.
Полицейский детектив. Громкое убийство, начальство, требующее от полицейских как можно быстрее его раскрыть, тем более что есть подозреваемый, и не важно, виновен он или нет. И идея о том, что государство само вынуждает граждан совершать преступления, выталкивая их на социальную обочину. В руководстве полиции – идиоты, из каждой операции делающие повод попасть в газеты, а наиболее эффективно действуют рядовые инспектора по своему разумению, без санкции начальства.