Дэйл Бейли, Нейтан Баллингруд «Расщелина»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Полярные регионы (Антарктика ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Раздался жуткий треск, снег разошелся как будто сам собой, собаки на полном ходу влетели в разверзшуюся перед ними бездонную темную щель, и сани буквально застыли, покачиваясь на краю пропасти. Вой испуганных животных, повисших над беспросветной бездной на стягивающей их упряжи, не прекращался ни на мгновение, тут же вернув Гарнера воспоминаниями в ад войны, когда в его врачебную палатку вносили и вносили солдат с разорванными животами и оторванными конечностями.
Спрыгнув с саней, следовавших следом, Гарнер выхватил нож, зная, что единственный способ спасти ситуацию — это перерезать упряжь. Иначе в образовавшуюся ледяную расщелину рухнут не только собаки, но уже и люди...
Онлайн-журнал «DARKER» № 8'15 (53) — перевод Анны Домниной.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Lovecraft Unbound», 2009 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «New Cthulhu: The Recent Weird», 2011 г.
— антологию «The Best Horror of the Year, Volume Two», 2010 г.
— антологию «The Year's Best Dark Fantasy & Horror 2010», 2010 г.
— сборник «Земля монстров», 2013 г.
— журнал «DARKER № 8'15 (53)», 2015 г.
— антологию «Тёмные аллеи 2.3: Аколиты и Ктулху», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2009 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (7)
- /тип:
- книги (7), аудиокниги (1), цифровое (2)
- /перевод:
- Р. Демидов (1), А. Домнина (2)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 11 января 2025 г.
Каюсь, грешен: с давнего босоногого детства нравятся мне истории об изучении Арктики и Антарктики, как художественные так и научно-исторические (хотя при этом приключенческая литература не мой жанр, тоже с детства). Поэтому и представленный соавторами рассказ мне тоже весьма зашел.
Хотя в нем нет того, что я полюбил в творчестве Баллингруда — соприкосновения богатого внутреннего мира персонажей с невероятной сложностью и многоаспектностью внешней реальности. (И при этом часто здесь мерзость соприкасается с кошмаром)))
Рассказ — совместное детище, поэтому несет все следы проектности. Поставлена задача, и умело скроенный и сшитый текст ее успешно решает.
Не могу согласиться, что тема не раскрыта. Просто это не та тема, которую ждут любители хоррора (наверно, я любителем не являюсь)) Чудищ Кэмпбелла и Лавкрафта дождаться не придется.
Авторы задаются вопросом: что происходит с обезбоженной душой человека? Вынь Бога из центра человека и останется клин пустоты, словно пронзающий его до самого нутра. Немыслимый вакуум, в который коллапсирует сознание.
Рассказ заставил меня крепко задуматься над тем, почему космос Г. Ф. Лавкрафта, вдохновителя Бэйли и Баллингруда, населен таким немыслимыми чудищами.
Потому что пустой механистический космос, бездумный механизм истребления — это ведь и на самом деле очень страшно, если иметь хоть чуточку воображения. (Эйнштейн о ту пору только начал приподнимать завесу над истиной, а Шредингер с Хайзенбергом ему подыгрывали).
Буки с щупальцами в этой гремушке, заполненной раскаленным газом, сами собой зарождались, как мыши в грязном белье.
За почти целое столетие мы многое узнали — что Вселенная не пуста, а перенасыщена энергией, полями, невероятно сложными взаимосвязями всего со всем. Страх сменился восхищением и восторгом, ожиданием неслыханных чудес. А чудища превратились просто в развлечение для публики под попкорн, разгрузка для мозгов.
Поэтому и БиБ не играют на поле Лавкрафта (так мне видится), а полемизируют с ним.
Ваши чудовища — порождение слепого отчаяния, Мастер!
Они уже неадекватны веку «жестоких чудес».
Prosto_Chitatel, 22 сентября 2024 г.
М-да, похоже, придется привыкать к «оригинальным» концовкам Бэллингруда, делающим произведение чем-то другим, нежели ожидалось. Действительно, классически развернуться в стиле «Нечто» автор не пожелал, хотя все шло именно к подобному исходу. Можно было заподозрить что-то такое, знай читатель заранее, что перед нами одно из «свободных продолжений мифов Ктулху» — тогда, конечно, надо было готовиться к мегасуществу-богу, подавляющему человеческое сознание и превращающему его в «мошку в глазу Вселенной». Можно даже сказать, в молекулу или атом. Но никто предупредить не соизволил, поэтому не всякий читатель останется доволен — тут к бабке не ходи.
С этой точки зреня (ктулховой) — все действительно получилось. Бэллингруд нагнал нужной атмосферы, соорудил тягучую фирменную лавкрафтовскую динамику-патоку и погрузил героя с гнетущим прошлым под контроль создания, явно питающегося такими вот страдальцами. Вышло загадочно и действительно пахнуло чем-то потусторонним.
Кому-то может не понравиться полуоткрытый — или же вообще полностью распахнутый настежь — финал истории, но лично мне наоборот зашло то, что пусть и в силу обстоятельств, но горе-путешественники убрались подальше от пугающего объекта, все остались живы (ну, кроме того, кто пострадал еще до), и вопрос их столкновения с мистикой или же чем-то глобально-космическим так и останется с ними навсегда, как часть жизни, которая вообще без проблем может не давать внятные ответы даже на четко поставленные вопросы. В этом куда больше правды и приблеженности к нашей реальности, по которой, может, бегают инопланетяне, ведьмы и бигфуты, а, может, и не бегают. Каждый решит для себя в силу своего опыта столкновения с чем-то эНтаким.
Frogman, 20 мая 2024 г.
Чувства главного героя скорее принадлежат трещине, чем он этому миру. Военный врач, лишившийся жены. Сани с больным, у которого заражение крови.
Действие происходит после первой мировой.
Написано психологически сильно.
sergej210477, 13 июля 2021 г.
Антарктида. Лёд, мрак, холод. Маленькая экспедиция встречает на своём пути нечто неизвестное и страшное.
Да, чувствуется влияние Лавкрафта и его «Хребтов безумия». Атмосферно, мрачно.
Но, тема, вообще, не раскрыта!
Авторы заинтриговали, нагнали жути, потом — оборвали повествование.
Герои нашли некую тайну. Но, не исследовав, плюнули на неё и пошли дальше.
Вот, все хорошо: завязка истории, герои. Сумрачные ледяные декорации. Сама атмосфера рассказа. Только, такой финал, по-моему, убивает все вышеперечисленное.
Как при просмотре интересного фильма, когда сеанс оборвался на самом интересном месте…