Карина Шаинян «Амбра»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Условно-альтернативный
- Возраст читателя: Любой
На корабль напал гигантский моллюск и уничтожил всех кроме неё. Она не умерла только потому, что попала на десерт к кашалоту. Когда китобои вспороли живот этой рыбины они нашли её внутри живой, но осталась уже не человеком...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 13 февраля 2019 г.
Страшный рассказ. Герой ищет свою невесту, пропавшую во время кораблекрушения. Героиня проявляет поразительную волю к жизни. Но нельзя встретить ту, которая вступила на путь Иова, и вернуться из этого путешествия тоже нельзя. Смерти противостоит не жизнь, а рождение.
Автор показывает необратимость некоторых потерь. Разыскивая утраченное, ты можешь найти совсем не то, что ищешь. И лучше этого не находить. Оно уже не твое. Жажда жизни — доминирующая мотивация. Человек рвется к воздуху и свету, не думая о цене, которую придется заплатить. Преодоление смерти — не всегда победа.
Существуют извечные вопросы: что лучше — ждать и не дождаться или найти и потерять. Иллюстрацией к ним и является история героев. С поправкой на тень смерти, которая всё время рядом, потому что найти можно только то, что она уже практически захватила, и не важно — искатель ты или боец.
Рассказ пронизан атмосферой безнадёжности. Он вязкий, обволакивающий. Всякий, кто оказывается в нарисованном автором мирке, обречен остаться там навсегда, Мирок этот страшен и уродлив. Изломано всё и все — кто-то морем, кто-то страхом, кто-то жестокостью человеческой.
Читая подобные вещи, я пытаюсь понять, почему автору пришла в голову именно такая история? Почему ему захотелось создать больной изломанный мир и поместить своих героев именно в такие обстоятельства? Не могу понять. Не понимаю, зачем приумножать страдания человеческие даже в фантазиях, если это не несет никаких особенных смысловых нагрузок.
Seidhe, 21 февраля 2019 г.
Я уже говорил в своих отзывах на другие произведения Карины Шаинян, что не берусь даже приблизительно классифицировать, к какому литературному жанру они относятся, но раз уж чаще всего на них лепят ярлык «магический реализм», будем считать, что это — он. А к данному жанру я, по большому счёту, равнодушен. Но одного у прозы Шаинян не отнять — картины и образы, сотворённые её фантазией, врезаются в память накрепко.
Рассказ «Амбра» я уже читал. Лет пять, наверное, назад. И я совру, если скажу, что остался от него в полном восторге. Потому что истории, написанные в жанре этого самого магического реализма, в которых не совсем понятна разница между реальностью и вымыслом, а течение времени подчиняется каким-то неведомым законам — это не совсем «моё». Но когда несколько дней назад наткнулся на упоминание об отзыве уважаемой Тиань на данный рассказ, вспомнил его сразу же. Потому как история девушки, проглоченной кашалотом, сумевшей выжить в его нутре и вернуться в мир живых, пусть и совсем не той, которую кашалот проглотил — это, конечно, сильно...
Рассказ о непредсказуемости судьбы, ставящий сложный философский вопрос — стоит ли цепляться за прошлое и пытаться вернуть то, что потеряно навсегда. По крайней мере, я воспринимаю его именно так. Как воспримите вы — сложно сказать. Рекомендовать могу только поклонникам «пограничных жанров» — магического реализма, вирда и так далее.
Впрочем, есть у прозы Шаинян и ещё одно неоспоримое (для меня) достоинство — написано действительно красиво:
«Старая мамбо одинаково ловко штопает мужские рубашки и женскую плоть. Ее сморщенная кожа чернее ночного моря, волосы – белые, как сердцевина кокоса, а на юбке нарисованы все узоры, какие только существуют в мире...»
За это балл и накину.
zdraste, 12 марта 2018 г.
Прочитав «Амбра» Карины Шаинян, то, первое что пришло в голову, это то, что этот рассказ о Поиске. Поиске своей любви, своей девушки, которую ты знаешь, ты с ней общался, она существует или существовала в реальности. Сколько бы не было жизненных неурядиц, проблем, горького разочарования, это всё не смывает светлые воспоминания. Ни дикий конский визг, ни пороховой дым, ни смерть не может стереть любовь мужчины к женщине, она скорее становится якорем, что держит его на этом свете.
Спасибо за совет Post_1929
Lyolik, 27 июля 2010 г.
В «Долгом пути на Бимини» дорогу к источнику бессмертия одному из героев напевает некая провидица. «Амбра» рассказ о том, кем была эта провидица. У автора получился очень красивый трюк с переселением женщины в чрево кашалота, а затем души кашалота в тело этой женщины. Удачно подмечены мелкие штрихи, вроде лишения женщины зрения, дабы её новая душа не паниковала при перемещениях по суше, и другие мелкие детали, приятные глазу внимательного читателя. Необычна и сама подача текста, где каждый из участников поочередно рассказывает свою историю, которая постепенно становится общей.
В целом хороший атмосферный рассказ о Фатуме, но без каких-либо откровений.