Густав Майринк «На границе с потусторонним»
«На границе с потусторонним» — одна из последних книг знаменитого австрийского мистика Густава Майринка. В ней он рассуждает об искусстве йоги и оккультных знаниях, мистических циклообразующих параллелях и стремлении к перевоплощению.
Первая часть — «Оккультизм» — открывает читателям грани и стороны различных практик оккультизма и то, как они действуют на сознание. Как сознание избирает их для себя, как преображается мир под воздействием практик. Вторая часть — «Преображение крови», изящный черно-белый эскиз пути к самому себе — иллюстрирует первую.
Круги оккультных знаний и опыт самопознания, путь от мистики к собственной душе наглядно представляют читателю, даже не знакомому с творчеством Майринка, систему его взглядов.
В произведение входит:
|
||||
|
Статьи и интервью:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 23 марта 2024 г.
Очень во многом взгляд на мир и погруженность в его суть Густава Майринка перекликаются с моими, неоднократно автор расширял область таинственных познаний своими потрясающими мистическими романами и указывал верный «духовный путь», поэтому от эссе ожидал новейших чистых не завуалированных откровений, а не просто перечисление совершенно несерьёзных и далеко не являющихся чем-то запредельным фактов о том, как фокусники материализовывали из эфира некоторые предметы и заставляли волноваться воду, вверх чудес левитация, плюс ещё много словесных блужданий вокруг йоги и на этом всё, оккульизма не обнаружил :)
Night Owl, 15 января 2016 г.
«На границе с потусторонним» — нехудожественное произведение Майринка, посвящённое его любимой области знаний — эзотерическим наукам. По сути, здесь излагаются самые общие, но то же время фундаментальные, взгляды и выводы автора по части духовного пути человека.
С чем можно сравнить этот текст? Аналогов достаточно: сочинения Кастанеды, Блаватской, Кришамурти, Прабухпады, Ошо, Нами и многих других. Но, как и везде есть свои нюансы и отличия.
Первоочерёдно бросается в глаза, что не смотря на частые упоминания о принадлежности Майринка к буддизму, он придерживается отстранённого, сугубо практического изложения, без приоритетов и отсылок к учениям какой-либо школы, хотя и заостряет внимание на йоге, но йога, как известно — не прерогатива какого-то одного духовного направления, а обобщающее название прикладных практик любого из них.
Разумеется, такая позиция не делает сочинение Майринка исключительным, ввиду того, что подобных аналогов много, однако, характеризует его с выгодной стороны, поскольку в «На границе с потусторонним» отсутствует намерение куда-то завлечь и что-либо навязать читателю.
Подкупает Майринк именно сухим изложением фактов, кои подчёркнуто характеризует как личный опыт, без всякого фанатизма и намёков на превосходство.
К слову, более всего перекликается данный текст с романом «Белый доминиканец», где прямым образом иллюстрируются некоторые постулаты Майринковского мировоззрения.
Какова цель данного текста, кроме пресловутого намерения поделиться знанием? Пожалуй, главным её предназначением можно назвать стремление упорядочить и как-то обозначить основные векторы духовного развития человека. «На границе с потусторонним» — своего рода предисловие к любому эзотерическому пути, нужное, чтобы избежать ловушек и отделить зёрна от плевел, либо, напротив — некое резюме, фильтр после прочтения.
Читать можно рекомендовать только интересующимся сферой эзотерики, ну и, конечно, необходимо отметить, что Майринк не позиционирует себя каким-то учителем или наставником, в то время, как разбирается в данной теме намного лучше большинства самозваных пропагандистов.
Renat Asadullin, 9 июля 2013 г.
Было бы удивительно, если бы Майринк не написал чего нибудь в этаком роде, ибо оккультные науки были главным увлечением его жизни. Я вообще к подобным вещам отношусь со скептизмом, и взялся прочесть чисто из авторитетности автора. Первые три главы — рассуждения автора, которые можно свести к следующим тезисам:
1) Сверхъестественное существует, потому что оно существует (приблизительно так автор и поясняет свою позицию — приведя в качестве доказательств истории из разряда «Я знал парня, который знал парня, который это видел» и «да я тебе отвечаю!», которые читатель должен, видимо, принять на веру.
2) Искусство Йоги при правильном использовании является «дверью к истине». Майринк гидовским языком рассказывает о йоге, ограничиваясь поверхностной информацией.
3) Репутация оккультизма сильно пострадала от шарлатанов. С этим. пожалуй, можно согласиться, ибо то, что мы привыкли наблюдать под этим названием теперь, имеет мало общего с «ортодоксами» типа Майринка.
Вторая часть произведения — рассказ «Мейстер Леонгард», который, судя по всему должен художественно проиллюстрировать первую часть. Почему нельзя было просто отослаться на рассказ, который к тому времени уже был напечатан, непонятно.
Подведя итоги — «На границе с потусторонним» стоит читать в том случае, если Вы интересуетесь соответствующими областями знания (может, чего нового найдёте). либо если Вы фанат Майринка (поймете, чем он забивал себе голову помимо литературы). Остальным — не советую, рискуете испортить впечатление от творчества писателя и потерять время.