Максим Горький «Песня о Соколе»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сражённый врагами отважный Сокол падает на дно глубокого ущелья и последние минуты жизни проводит в обществе добродушного философствующего Ужа.
Впервые напечатано в «Самарской газете», 1895, номер 50, 5 марта под названием «В Черноморье», с подзаголовком «Песня», в серии «Теневые картинки». Рассказ старого Рагима имел подзаголовок: «О соколе и уже». В первое издание (Дороватовского и Чарушникова) «Очерков и рассказов», 1898 года, произведение вошло под названием «Песня о Соколе», подзаголовок «О соколе и уже» был снят. В остальном рассказ подвергся небольшим стилистическим изменениям. В следующем издании «Очерков и рассказов» «Песня о Соколе» была уже изменена не только стилистически. Горький создал новую редакцию «Песни», в которой значительно заострена политическая направленность произведения, усилено революционное звучание образа Сокола. Полностью переработаны последние строфы. Эта редакция 1899 года легла в основу всех последующих публикаций произведения. «Песня о Соколе» включалась во все собрания сочинений.
Входит в:
— журнал «The Golden Book Magazine, February 1926», 1926 г.
— антологию «Лукоморье. Сказки русских писателей», 1952 г.
— антологию «Чем люди живы», 2006 г.
— антологию «Крым в русской литературе», 2014 г.
- /языки:
- русский (60), английский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (59), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Б. Блок (1), Б. Бопре (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 1 марта 2018 г.
С детства знаю эту вещь наизусть и частенько читаю её сам себе. Значит, несомненная десятка. А вот понимание её разительно отличается от того, что нам внушали в школе. То, что Сокол – апологет драки ради драки, вполне очевидно. В случае его победы ничего бы не изменилось, вместо Сокола пал бы с неба Коршун с разбитой грудью в крови на перьях. Сокол – фигура примитивная и неинтересная.
Иное дело Уж. Прежде всего, видим, что он не стал вредить опасному Соколу, даже пытался помочь. Но это так, первый уровень восприятия. Дальше «Уж долго думал». Он не отбросил априори безумные речи Сокола, он, бескрылый, попытался взлететь! Большего подвига невозможно представить. Сегодня потомки Сокола по-прежнему летают, не поднимаясь выше того, что очертила им природа, а мы, бескрылые потомки бескрылого ужа взлетаем к звёздам. «Безумству храбрых поём мы славу!»
Ох, сколько двоек огрёб я в восьмом классе за такое понимание «Песни о Соколе», но и сегодня я с лёгким презрением отношусь к пернатому драчуну и с великим уважением к мудрому змею.
URRRiy, 3 марта 2023 г.
О, файтинг фалкон!
О, Эф — шестнадцать!
Тебя сбил с неба
Одним ударом
Ползучий ужик
Эс — триста с буквой!
А нефиг гадить
Из поднебесья
Рождённый гадить
Получит в бубен!
Примерно такая современная вариация на тему известного — обязательного школьного произведения. «Набор трескучих фраз» и достаточно бессмысленный по идее текст. Какая, действительно, польза от того, что хищник в высоте летает и периодически подыхает? А от ужа польза реально имеется — сокращает поголовье разных паразитов — от мышей и крыс до слизней.
В общем, особенно если учесть прелюдию: сказка — песня крымско-татарская по происхождению, очередной серьёзный вопрос к советской школьной программе.
Groucho Marx, 20 ноября 2017 г.
Когда я был школьником и пионером, нас в школе заставляли учить кусочки из «Песни о Соколе» наизусть. «Песню о Буревестнике» — ту целиком, она не очень длинная. А из «Сокола» — самые патетические фрагменты.
Уже тогда, когда я был мальчонкой вихрастым и на улицу без кастета не выходил, я понимал, что «Песня» — фигня. Во-первых, кто такие враги, в боях с которыми отважный Сокол истёк кровью? Ну, такие же Соколы, как и он. Может, помоложе, посильнее, но такие же. То есть, все они на одно лицо. Вот этот упал в ущелье, а мог бы упать тот. Ничего бы не изменилось, к Добру и Злу вся эта мистерия отношения не имеет. Во-вторых, Уж, даже не поднявшись в небо, оказывается прав. Небо — это просто пустота. Там нечего кушать, там негде отдохнуть, там можно только драться с такими же идиотами, как ты. Сегодня убъёшь ты, завтра убьют тебя. Если захочется покушать и поспать, придётся спускаться вниз, к Ужу. Другими словами. «Песня о Соколе» — эстетичски взвинченная апология гопничества, коим Максим Горький как раз в начале своего творческого пути увлекался. К революции и прочему самоотверженному героизму «Песня» не имеет ни малейшего отношения.
Поэтому пафос «Песни» донельзя фальшивый. «Безумство храбрых», о котором поют волны в финале, это, вообще-то, отважное стремление к осмысленной цели. Но у Сокола никакой цели не было, кроме как драться с себе подобными в пустоте.