Максим Горький «Песня о Буревестнике»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В аллегорической форме автор раскрывает тему одиночества отважного героя, противопоставляя его трусости и серости обывателя.
Впервые напечатано в журнале «Жизнь», 1901, книга четвертая, апрель.
Входит в:
— антологию «Великие дни», 1967 г.
— антологию «Мысль, вооружённая рифмами», 1984 г.
— антологию «Слово о флоте Российском. Морские повести русских писателей», 1989 г.
— антологию «Морские были», 1990 г.
— антологию «Строфы века», 1999 г.
- /языки:
- русский (64), польский (1)
- /тип:
- книги (64), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Б. Бопре (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 26 мая 2019 г.
Черчелю приписывают следующую фразу: «...Кто в юности не был либералом — у того нет сердца, кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов...». Весьма полезно воспринимать любое чтиво с учетом означенного выше афоризма. Тогда — в принципе — исчезает некая «автономия» отдельно взятого текста, и появляется эффект «вневременного восприятия» печатного слова. Судьба Горького именно горькая, как ни банально сие прозвучит. Глашатай революции много чего переосмыслил в старости, к многому стал относиться совершенно иначе. Как и любой из нас. Это — один из всеобщих законов Бытия, впаянный в нашу реальность Творцом.
И тем не менее. Это вовсе не отменяет «завораживающей прелести» данного конкретного текста. Да — пафоса много. Ну, так поднимать в атаку без пафоса, без всплеска адреналина — просто невозможно, однако.
А в нашей Жизни — и были и есть и будут всегда масса моментов, когда требуется просто вылезти из окопа под пули и вместе со всеми — бежать навстречу Смерти. Такова наша Жизнь.
Поэтому вот без таких текстов — увы, но прожить не получится
voroncovamaria, 9 октября 2012 г.
Вспоминается это школьное уныние, когда тебя заставляли читать то, что тебе не нравится, а «Песнь о буревестнике» учить наизусть. Вероятно, сам Горький считал написанное о сердце Данко и о Буревестнике произведениями в стиле романтизм. Жизнь рабочего и бродяги, отсутствие классического образования не оправдывают недостаток художественного вкуса. Народные песни и сказки в России великолепны, но Алексей Пешков, уйдя от традиций, оказался в тупике. Размер «Песни о буревестнике» нравится играющим в КВН. Помпезность его, сочетаясь с содержанием, годным для анекдотов, порождает комический эффект. Горький берет претенциозный размер и наполняет не менее помпезным содержанием. Аллегорическое использование птиц не оправдано. С одной стороны, возникает ассоциация с песней «Один сокол Ленин, другой сокол тоже» (Сталина развенчали, пришлось петь о ком-то, кто тоже был сокол, не называя имен), с другой — имеющая право на существование ассоциация с басней. Легко сотворить поэтическое детище, используя одни лозунги. Еще легче сделать это, если отказаться от рифмы. Печально, что подобные произведения обязательны в школьной программе. А ведь они портят вкус и читающего, и заучивающего вирши, рекомендованные авторитетами, и грозящие уцелеть в нашей памяти на годы, которые наступят после окончания школы.