Алессандро Барикко «Такая история»
Итальянский писатель Алессандро Барикко сегодня один из интереснейших романистов Европы. Его изысканные книги, напоминающие одновременно и притчи, и триллеры, и поэмы в прозе, уже переведены на десятки языков и положены в основу спектаклей и фильмов.
В настоящем издании представлен роман «Такая история», где история Европы первой половины ХХ века переплелась с личной историей героя — худенького мальчика с золотой тенью и странным именем Последний, выросшего страстным автогонщиком, влюбленным в дороги. Знакомый изгиб трассы видится ему в морщинах на лбу старика, в линии женских плеч. Ведь «это не трасса, а целая жизнь», где так хочется без рассуждений мчаться вперед, но порой важно и уметь поворачивать.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kmysko, 22 июля 2014 г.
Один из последних романов Алессандро Барикко. Социокультурный фон — начало прошлого века. Описываемые события являются скорее декорациями, нежели авансценой, на основе которых прорастает целое поколение в период между автопробегом Париж-Мадрид в 1903 году и легендарным ралли «Милле Милья» 1950го. Сквозь глаза персонажей мы становимся свидетелями не только развитию автокультуры (здесь стоит особо поблагодарить Барикко за эрудицию и педантичность воспроизвидения всех нюансов и тонкостей этого феномена), но и деструктивных веяний войны навсегда изменят жизнь как отдельных индивидов, так и целых народов. Показательны записи в дневнике Елизаветы, с хирургической точностью фиксирующая особенности женского поведения . Она таким образом отображает этические и эстетические веяния в модернистской Европе начала ХХ ст. — еще один очень интересный культурологический уровень. Так же и через отношение Последнего к машинам, главного героя в книге, отображается технократическая составляющая культуры, ее необратимая траснформация в цивилизацию. Поэтому неслучайными будут ассоциации с философскими рассуждениями Освальда Шпенглера, Хосе Ортега-и-Гассета и другими теоретиками, которые пытались «уловить» изменения в человеке и его окружении, а также понять, что мы навсегда потеряли.
Проза Барикко может показаться на первый взгляд жестокой, циничной и слишком холодной. Невольно кажется, что автор намеренно провоцирует нас безжалостными сценами убийства или расправами. Однако за этим апаичным лицом скрывается водоворот чувств, вопросов и рефлексий, в первую очередь касательно человеческой природы. Наверное, это основная идея романа: каким образом человеку быть человеком в наше время? Как уберечь себя в мире жестокости? Сложно не согласиться, что вопросы сегодня более чем актуальные. К сожалению, утвердительного ответа не найти ни в романах «Без крови» и «Такая история», ни в мини-романах «Шелк», «Море-океан» и других. С другой стороны, мы читаем такие романы не для утвердительных и однозначных ответов. Для этого и пишет Барикко, чтобы аккуратно поставить вопрос о человеке, мире, любви, смысле бытия, которые еще долго будут звучать после прочтения. В этом и главный минус всех текстов итальянского писателя: иногда он просто боится/не хочет давать ответ, оставляя читателя в недоумении. Дело в том, что мы устали от вопросов, а если литература тоже капитулирует от моральной ответственности ответов, то что тогда вообще остается?