Томас Харрис «Чёрное воскресенье»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Майкл Ландер, ветеран Вьетнама, потерявший всё — гордость, уважение, свою жену... Теперь в нём кипит лишь только ненависть и желание устроить большой взрыв с помощью дирижабля, который он пилотирует над стадионами во время матчей.
Его цель — матч на Суперкубок и свыше 80 000 жертв, включая Президента США. Однако сам он не сможет всё это организовать, ему на помощь приходит Далия — террористка из организации «Чёрный сентябрь», которые очень хотят помочь Ландеру в этом деле...
Им противостоят американские и израильские спецслужбы, однако смогут ли они предотвратить этот жестокий «акт возмездия»?
Экранизации:
— «Чёрное воскресенье» / «Black Sunday» 1977, США, реж. Джон Франкенхаймер
- /языки:
- русский (8)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- И. Алюков (1), И. Бессмертная (7), П. Поляков (1), А. Шаров (1), Т. Шишова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hades-2, 6 ноября 2024 г.
Чтение Томаса Харриса — это уникальный опыт. Стивена Кинга называли «темной стороной Спилберга». Харрис, в моем представлении, это темная сторона самого Кинга. Первый высказывает все, о чем второй боится даже заикнуться. Никто не заглянул во мрак глубже.
Харрис жесток и человечен, холоден и сентиментален. Он умеет взять банальную тему и вытащить из нее нечто стоящее. В первую очередь, благодаря глубокому исследованию предмета и творческой смелости. Трилогия о Ганнибале Лектере — тому пример.
И вот первый роман Харриса. Он пишет о терроризме, и страницы, посвященные тому, как Лэндер докатился до жизни такой — лучшие в романе. По стилю это обычный бульварный политический роман того времени — очень напомнило серию о Нике Картере KillMaster, если вы помните такую. Но книга Харриса все же явно выделялась на общем фоне, было очевидно, что у автора есть потенциал выше уровня мягких обложек.
Когда читаешь Харриса, прямо ощущаешь, как становишься умнее и яснее видишь мир. А это сложный, постиндустриальный, технологичный и психопатологичный мир конца XX века. Мир одиноких и безумных невротиков, ищущих любви, но обретающих лишь боль и смерть. Немногие авторы нашли язык, способный адекватно описывать эту безмолвно кричащую реальность. Харрис его нашел.
DoctorWagner, 2 августа 2024 г.
Прочитал «Чёрное воскресенье» Томаса Харриса. Заинтересовала именно эта книга в первую очередь тем, что это был дебютный роман Харриса, который написал «Молчание ягнят» и остальные похождения Лектора. Тем не менее «Чёрное воскресенье» является книгой на совершенно иную тематику — терроризм.
Сюжетно дебютная книга Харриса очень сильно смахивает на политическую агитку, американо-израильскую. Особенно остро она таковой воспринимается именно сейчас. Может быть в 70-х, когда и была написана книга, что-то и было иначе, но лично у меня есть некоторые сомнения в этом. В книге нас знакомят со специальным агентом Моссада — Давидом Кабаковым, который должен остановить приготовление терракта на Суперкубок в Новом Орлеане.
Проблема в том, что здесь в принципе нет ни одного персонажа, который мог бы вызывать хоть какие-то положительные эмоции. Тот же Кабаков вообще до ужаса стереотипный персонаж, да и симпатии не вызывает. Более или менее есть у тебя отклик только на палестинскую террористку Далию Аяк. Есть у неё какие-то сильные качества, даже несмотря на тот факт, что она тут отрицательный персонаж. Кстати сам Харрис всегда говорил о том, что именно Далия стала этаким прообразом Клариссы Старлинг.
Тем не менее на протяжении всей книги меня раздражали этакие реверансы автора в ключе того, что спецагенты Моссада являются просто невероятными и топовыми коммандос и только они в принципе способны разгадать заговор террористов. К тому же первые главы книги идут с невероятным трудом. Много каких-то имён и персонажей, которые в скором времени просто пропадают из повествования, много описаний заслуг Кабакова, который тебя с каждым разом все больше раздражает. Правда нивелирует все это концовка, которая хотя бы не воспринимается каким-то стандартным хэппи эндом.
Пока что не хочется браться за книги о Лекторе, хотя изначально было такое желание. Ну и после этой книги как-то пришло осознание того, что всякие там истории о террористах, террактах и крутых израильских спецагентах мне совершенно неинтересны.
Алорн, 27 апреля 2017 г.
Для многих отечественных читателей имя Томаса Харриса связано с историей Ганнибала Лектера. Но отнюдь не произведения о прожорливом психиатре подняли Харриса на денежный Олимп. До них он написал «Черное воскресенье» — террористический триллер и попал им в самое яблочко.
Дело в том, что коммерческому успеху произведения способствовали события печально известной Мюнхенской Олимпиады 72 года, когда арабские террористы убили израильских спортсменов. Харрис решил исходить от этого теракта и написал о следующем шаге террористов. Поэтому в 1975 году роман стал ну очень популярным, читатели даже пугались его реалистичности. Большего успеха Харрис мог добиться только в сентября 2001. Но так ли хорош роман в литературном плане?
«Черное воскресенье» это типично американская история с типично не американскими героями. Все крутится вокруг бывшего летчика ВВС США прошедшего войну и пленение во Вьетнаме Майкла Ландера и его арабских партнеров и агента израильской разведки Давида Кабакова. Ландер придумывает план, арабы исполняют, Кабаков и товарищи разгадывают. Непонятно, в чем смысл книги, когда заранее известно место теракта и, собственно, финал. Совместное расследования Кабакова и ФБР похоже на колейдоскоп сцен из дешевого детектива.
По логике, сюжет, построенный вокруг теракта на Superbowl’е, должен содержать в себе хоть какую-то загадку, но ее здесь просто нет. Автор не утруждал себя какими-то изысканными поворотами сюжета и прочей ерундой. Это ведь, триллер, детка! Здесь должно быть напряжение! Колоритные злодеи! Леденящие душу эпизоды! Да вот в том то и дело, что здесь всего этого нет. Харрис по очереди рассказывает истории большинства персонажей и потихоньку двигает Кабакова по цепочке из людей связанных с Ландэром к цели. И все.
Финал вообще один сплошной мыльный пузырь, по типу дирижабля, который нарисован почти на всех обложках к книге. Само собой нас ждёт хэппи энд и героические жертвы. Складывается впечатление, что читаешь биографии малоизвестных людей, а не художественное произведение.
Несмотря на все вышесказанное книга читается легко и непринужденно. Стиль Харриса очень хорош. Словно чары какие на текст наложил. Вроде читаешь какую-то ерунду про террористов, а оторваться не можешь, ибо не в тягость. Да и любовь автора к деталям не может не радовать.
Диалоги тоже не плохи, правда стандартные колкости между ФБР и израильтянами немного надоедают. Кроме этого странными кажутся истории из прошлого героев, причем даже третьестепенных, которых убивают через несколько страниц. Это же триллер, читатель должен вместе с главным героем изучать его противника, рыться в его прошлом. А тут Харрис сразу кидает информацию о героях и злодеях когда ему вздумается. В общем, Харрис писать умел, но не совсем понимал, что писать.
С персонажами все тоже плохо. Над их историей автор поработал хорошо, но характера своего у них нет. Набор шаблонов. Бравый израильский разведчик Давид Кабаков, родился в Латвии, переехал с семьей в Израиль и начал мстить арабам. Типичный пёс войны. Умелый боец, умный, ловкий, готов пожертвовать собой ради других.
Майкл Ландэр бывший военный летчик, управлял военными дирижаблями и вертолетами, во время войны во Вьетнаме попал в плен. После плена долго не мог восстановить охоту к половому влечению, от чего от него ушла жена. И поэтому он решил взорвать 80 тысяч американцев. Типичный псих.
Остальные герои тоже набор клише и штампов. Разве что Далия Айад, террористка ответственная за проведения теракта выбивается из общего ряда. Потому что в мусульманском мире никогда не доверят террористический акт женщине. В смысле не просто прийти с бомбой на стадион и все взорвать, а контролировать ход всей операции.
Для 1975 года роман о террористах просто вверх оригинальности. К тому же он написан действительно очень реалистично, пусть и без души. Тема тогда была, безусловно, свежа и актуальна.
Харрис подробно описывает и сам теракт и работу спецслужб, при этом часто используют для происходящих событий реально существующие места, что еще сильнее помогает понять страх американцев перед арабской угрозой. Не американцем, в принципе ловить в этой книге нечего, литературной ценности роман не несет. Да и атмосфера до уровня хорошего триллера не дотягивает. Да, реалистично и оригинально, но все равно многое мешает поверить в историю. Не надо было автору раскрывать все сюжетные ходы с первых же страниц.
Первая работа Харриса — мыльный пузырь. «Черное воскресенье» роман сугубо для американского читателя. Хорошо написанный, но слабо рассказанный. Тем, кто не хочет разочаровываться в авторе Ганнибала лучше пройти мимо. Любителям триллеров и шпионских историй тоже. Да всем лучше мимо пройти.
Dead_Anarchy, 24 августа 2011 г.
Вот что мне действительно очень не понравилось (даже слегка разозлило), так это аннотация от издательства. Судите сами (кто читал), «...игра сезона началась!», «...над стадионом уже парит начиненный взрывчаткой дирижабль...» Но в книге этого нет! Я надеялся на какой-то политически-психологический триллер о противостоянии террориста со спецслужбами, когда в заложниках уже 85000 человек с Президентом, а получил вовсе другое
Если же не смотреть на тупоголовость издателей, то книга получилась неплохая. Я не берусь истолковывать политическую сторону книги, ведь для такой пропаганды и была она написана. Больше интересует художественная сторона. Вышел неплохой триллер, который читать интересно, если не впихивать в себя всё за раз. Хорошая книжка, чтобы её растянуть. Что касается темы Вьетнама и пленников, то получилось интересно, хотя можно было и лучше. Книга скорее для любителей детективных историй и погонь за бандитами, чем для любителей триллера.