Маркиз де Сад «Жюстина, или Несчастья добродетели»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Эротическое | Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Умная, порядочная и невинная девушка по имени Жюстина оказывается жертвой негодяев, завладевающих её наследством и ввергающих несчастную в кромешный ужас бесконечных пыток и изнасилований. Жюстина открывает дла себя скрытую от посторонних глаз, теневую сторону общества — она переходит из рук в руки различных преступников, наслаждающихся безнаказанностью...
Философский памфлет маркиза де Сада, почти всю жизнь проведшего в тюрьме без суда и следствия, по надуманному предлогу, направлен против просветительского тезиса об исходно прекрасной натуре человека, лишь отчасти испорченной неправедным обществом. Де Сад обстоятельно и логично доказывает аморальность человека и постулирует порок и преступления, как наиболее комфортные формы существования человека в обществе.
Роман «Жюстина или Несчастья добродетели» существует в трёх формах. Первый вариант — короткая динамичная авантюрная повесть в стиле философских повестей Вольтера. Второй вариант — более чем в два раза увеличенный за счёт философских и порнографических оступлений роман. Третий вариант — ещё более разросшийся текст, где злоключения Жюстины тонут в потоке философствования и оказываются не более чем поводом для рассуждений об обществе, религии, морали и месте человечества в мире тотального насилия всех над всеми.
вторая версия «Жюстины».
Входит в:
— антологию «Соперница собственной дочери. Мадам де Помпадур», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
- /языки:
- русский (15)
- /тип:
- книги (13), самиздат (2)
- /перевод:
- Э. Браиловская (4), А. Гейсман (1), Н. Забабурова (1), Г. Кудрявцев (1), А. Павлов (1), С. Прохоренко (2), Е. Храмов (2), А. Царьков (2)
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 1 апреля 2021 г.
Как известно, маркиз де Сад считал себя философом, причём предельно продвинутым. Философия его довольно проста. Все моральные, этические, религиозные, социальные ограничения – просто лицемерные выдумки. Люди, способные переступить через них, и есть абсолютно свободные господа и дамы. Они могут делать всё, что вздумается, с прочими людьми, если захотят (а захотят обязательно). То есть, абсолютная свобода неотделима от абсолютного рабства. И это правильно. Научная аргументация этой идеи на уровне газетной агитки с соответствующей дозой вранья. Эта несложная философия облачена в форму совсем уж простенького авантюрно-эротического романа.
Собственно, садизма как такового в «Жюстине» не так уж много, и он по нашим временам не впечатляет. Впечатляет обилие пошлости. Бедную девочку все стараются опустить как можно ниже с помощью всевозможных извращений. Даже не думал, что в восемнадцатом веке знали уже столько извращений. Выбраться из этого ада невозможно. Общее впечатление отвратительное.
Конечно, нас садизмом не удивить. А представим современников де Сада, людей близкого социального положения. Как люди просвещённые и прогрессивные, они считали своим долгом знакомиться с современной философией, хотя гораздо охотнее читали эротические книжки с картинками. И вдруг такое открытие. Оказывается, надо не прятать такие книги подальше, а, наоборот, держать их на самом видном месте. Не надо мучиться над Кантом, притворяться, что понимаешь Фихте. Можно со знанием дела рассуждать в самой продвинутой компании о самой прогрессивной в мире философии. Как по мне, такая философия на уровне ложа в сто раз хуже простого садизма из Интернета.
А кончилось всё печально. Когда к власти пришёл Наполеон, де Сад послал ему полное собрание своих сочинений, снабдив его особым посвящением. Вот, пришёл, наконец, человек, способный оценить мои идеи по достоинству. Наполеон книжки пролистал, особенно возмутился посвящением и приказал: автора отправить в крепость пожизненно, а его сочинения запретить навечно. И этот запрет сохранял силу во Франции почти 200 лет, дольше, чем в любой другой стране. Уже одна эта история достаточно говорит об уме маркиза.
Groucho Marx, 26 октября 2020 г.
Три версии «Жюстины» сильно отличаются друг от друга. Хотя они писались по одному и тому же сюжету, но, по сути, это совершенно разные книги.
Ехидство и саркастический юмор первой версии, которая порнографична не более, чем современные ей романы Ретифа де ля Бретона и Дени Дидро, сменяются ослепляющей панорамой гротескных сексуальных фантазий, отчасти подкреплённых сложившейся к тому моменту нигилистической философией автора (в первой версии де Сад ироничен по поводу философствующих негодяев, во второй версии он с ними согласен), а затем следует тяжеловесный философский трактат, в котором тонет бедная героиня. Третья версия «Жюстины», по сути, оказываается не более чем развернутым прологом к чудовищному литературному монументу — роману «Жюльетта или Преуспеяния порока», посвящённому преступлениям родной сестры несчастной Жюстины.
Я лично предпочитаю первую, краткую версию. Но, как говорится, о вкусах не спорят, и я знаю людей, которые вторую версию предпочитают и первой и третьей.
Что и говорить, маркиз де Сад был гениальным писателем. Его книги зачастую совершенно невыносимы, однако стоит учесть, что писал он не для читателей, не для печати, а для себя самого, аранжируя философские пассажи порнографией исключительно для собственного развлечения. Мы, читатели, всего лишь случайные свидетели одиноких развлечений интеллектуального титана, гения, запертого в каменном мешке своего воображения. Мы подсматриваем за тем, что для наших глаз не предназначено. Поэтому критики текстов де Сада всегда выглядят довольно жалко — они попросту не имеют права критиковать чужие галлюцинации, их не звали на этот праздник разрушения и разглагольствования.
euthanazia, 25 января 2018 г.
В качестве вступления. Среди анимешников есть такая шутка. Когда кто-то из новичков просит посоветовать хорошее аниме, ему советуют Boku no Pico (жесткий яой). Среди книголюбов можно тоже устраивать такую злую шутейку. Мол, посоветуйте что-нибудь лёгкое. Вот, пожалуйста, — “Жюстина” (“120 дней Содома” — слишком палевное название).
А теперь серьёзно. Если опустить всю мерзость и порнографию из произведений де Сада, то можно вычленить главное, т.к. все его романы связывает одна и та же тема.
1. Добродетель не является положительной чертой человека, потому что чаще всего за собой она скрывает глупость, наивность и слабость. Добродетельность крайне сложно сохранить в мире порока и легко её очернить.
Нет смысла быть добродетельной от пят до корней волос ,т.к. тебя может постичь ровно такая же судьба, как и девицу, добровольно ставшую проституткой. Потому что порок вокруг, в других людях, и если его нет в тебе, то он найдёт тебя в лице какого-нибудь дядьки из подворотни. Правда, это больше похоже на навязчивую идею маркиза, но когда читаешь очередную новость о том, что 12-летние девочки выпотрошили десяток котят ради веселья, начинаешь задумываться, что де Сад не так уж далёк от истины.
2. Религия – та самая червоточина, которая зияет первородным пороком. Люди, которые должны жить в бедности, скромности и добродетели, из-за запрета на плотские утехи (включая даже вкусную еду) наоборот развращаются и вырождают на свет самые извращенные желания. Нет в храмах и церквях святых: где-то cвященники, насилующие мальчиков, епископы, растлевающие девочек, а у нас попы с золотыми часами и на BMW. И нет добродетельным девушкам и юношам никакого спасения в «доме божьем», потому что нет никакого бога, иначе смог бы он позволить, чтобы непорочная девушка могла быть обречена на такие кошмары?
Нынче религия существует в основном под видом коммерческих организаций, так что, была ли там когда-то святость, я не знаю, но сейчас она точно не существует. Только притворство и отмывание денег. Люди, которые носят свои деньги в церковь и прыгают в проруби зимой, Библию вряд ли читали, а если бы и прочитали, то придумали бы какие-нибудь отмазки тем жестям, которые там проповедуются.
После чернухи де Сада хочется принять душ из самых светлых и оптимистических книг, существующих на свете. Может, 100%-ной добродетели и не существует, но в добро я всё равно верю. Оно в сердцах тех, кто спасает животных, разрабатывает планы по восстановлению экологической ситуации в мире и т.д.
Оценивать такие книги сложно. Трудно поставить 1-4 книге, в которой есть философия, также трудно поставить 7-10 (тем самым сказав «мне книга понравилась»), потому что растление малолетних, откровенное порно и поедание экскрементов далеко не то, что может понравиться, и невозможно поставить нейтральную оценку, т.к. для меня нейтрально – значит никак, ноль эмоций, а отвращение, шок, психологическая подавленность — это очень сильные эмоции! Поэтому я не ставлю ничего.
Ctixia, 2 октября 2018 г.
» Обречена будет каждая девушка, которая прочтет одну-единственную страницу из этой книги». (с) Руссо
Подгоняемая нездоровым любопытством, я таки решилась почитать одно из самых знаменитых произведений печально знаменитого маркиза.
Что я увидела?
Список жестоких сексуальных сцен, чуть ли не каждая сопровождается комментариями типа мы не хотим, но мы обещали, мы расскажем. Сцены перемежаются с монологами разных героев. Это отдельный разговор! Первый монолог Брессака про Бога и природу я честно прочитала. Второй про природу и убийства так же, уже с определенными усилиями. Третий, Родена, про прелести распутства осилила с трудом. Остальные читала уже наискосок.
В целом, чем дальше, тем больше книга вызывает ощущение, что автор просто собрал в кучу все свои сексуальные фантазии, которые, как известно из истории, не отличались целомудренностью, и связал их одним не слишком складным сюжетом. Вернее, попытался связать.
Отдельно порадовало приложение в издании — дано объяснение, что Маркиз Де Сад неоднократно переписывал сей роман, с разными концовками. У всех принципиально разные мотивации героев, но
Тем не менее, от идеи прочитать продолжение романа «Жюльетта» я не отказалась.