Роберт Шекли «Майрикс»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На незаселённой планете Майрикс обнаружены развалины древнего города, прозванного Чужеземным. Он когда-то принадлежал древнейшей цивилизации, возникшей почти сразу после Большого взрыва и исчезнувшей таинственным образом. Представители шести известных цивилизаций были посланы на исследование развалин. Попав туда, они начинаю хранить радиомолчание, а если и выходят на связь, то ничего толком не объясняют. Лоренс — сын главного героя романа Аарона — уже давно участвует в экспедиции, и от него никаких вестей. Межпланетный Совет посылает Аарона разобраться в ситуации и подготовить доклад...
Входит в:
— цикл «Азимов. Свободные продолжения» > цикл «Isaac's Universe» > антологию «Isaac’s Universe Volume One: The Diplomacy Guild», 1990 г.
— антологию «Isaac’s Universe Volume One: The Diplomacy Guild», 1990 г.
- /языки:
- русский (4), английский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- М. Ардуини (1), С. Трофимов (4)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alex_Serg, 25 апреля 2020 г.
Поначалу всё очень серьёзно и многообещающе.
В галактике шесть рас. Та, о которой рассказано, причудлива с виду, но
очень даже себе на уме. Про остальные увы почти ни слова.
Главная загадка настолько сложна и небывала, что
лучшие умы шести рас, чего только не достигших за века, в полной растерянности.
Главному герою ставится конкретная задача и, ни с того ни с сего, вручается
бомбочка карманного формата, но способная разнести всю планету к чёртовой
матери. Ага, подумалось, он всё там взорвёт в конце (точно по Чехову).
Что потом творится с ГГ — путано, непоследовательно, обрывочно и потихоньку
начинает раздражать. А в конце как в знаменитой сказке про кота и людоеда.
Помните.
- а ты в льва можешь превратиться ?
- да легко;
- а в мышку слабо ?
- да пожалуйста;
Прыгнул кот, и нет мышки.
Ну а здесь:
- прими образ человеческий, пожалуйста, мне так удобнее
будет тебя на атомы разложить;
- ну раз просишь, оп-ля и готово;
И нажал ГГ кнопочку на бомбочке, и вздохнули шесть рас облегчённо.
Нескорений, 30 апреля 2016 г.
Прежде чем говорить непосредственно о «Майриксе», необходимо отметить, что эта повесть была написана в рамках межавторского проекта «Вселенная Айзека». Это единственное произведение из цикла, которое на сегодняшний день доступно на русском, поэтому оценить масштаб общего замысла сложно. В художественной части проекта Азимов участия не принимал, ограничившись тем, что установил общие правила игры. В далёком будущем существует шесть высокотехнологичных рас, осваивающих космос, сотрудничающих и конкурирующих между собой. Каждая раса уникальна и обладает яркими характерными особенностями — одни вышли из водного мира, другие могут летать, третьи видят то, что недоступно зрению прочих, а иные вообще непонятно каким образом достигли вершин прогресса, являя собой бесформенные куски плоти. В числе прочих есть и люди, точнее землемы — бессмертие еще не достигнуто, но продолжительность жизни очень велика и состоит из 12 циклов, после каждого цикла субъект проходит гериатрические процедуры и профессиональную переподготовку. Жизненного пространства море, а колонистов не хватает, одна семья из четырех человек может населять целую планету, обрабатывая колоссальные территории благодаря техническим достижениям, правда, непонятно куда девать такую прорву сельхозпродукции в итоге.
В начале повести мы знакомимся с главным героем — Аарон вместе с женой Сарой, невесткой и сыном Лоренсом проживает на одной из пяти планет в системе Миниэра. Все свободное время он посвящает фермерству в промышленных масштабах, его сын Лоренс в составе второй экспедиции находится на пятой планете системы — Майриксе, где были обнаружены развалины Четвертого Чужеземного Города. Есть мнение, что Майрикс некогда населяла загадочная седьмая раса, сошедшая с исторической сцены еще до появления человечества. Проблема в том, что члены экспедиции регулярно выходят на связь, но не дают никакой информации о том, что происходит в Городе. Для того, чтобы получить хоть какую-то информацию правительство отправляет на Майрикс Аарона. Компанию главному герою составляет самиец Октано Хавбарр, который внешне напоминает пережаренный ломоть бекона. Помимо загадки Майрикса правительство землемов поручает Аарону раскрыть тайну самийцев — как им удалось достичь такого уровня цивилизации не обладая конечностями, как они вообще выжили в процессе эволюции — здесь явно содержится какой-то секрет, оберегаемый самийцами от посторонних.
Сама идея загадочного Города уже интригует по определению, но описание событий на Майриксе выглядит как-то аморфно и скучно, постоянно меняющееся окружение, сюрреалистические картины, которые возникают вокруг главного героя — всё это похоже на обрывки предрассветного сна, совмещенные с состоянием вялой апатии, возникающей пасмурным и тусклым осенним днем. Какие-то яркие краски временами прорываются сквозь непроглядную пелену сюжетного тумана, но в очередной раз испытываешь разочарование: «нет-нет, показалось..» Как могло бы быть интересно вместе с героем исследовать все закоулки реликтового Города, искать и находить загадочные артефакты, постепенно добывая и складывая воедино кусочки причудливого паззла — так могло быть, но увы, здесь ничего подобного нет и близко. Чётко ощущается стиль позднего Шекли, здесь нет веселого и безумного потока сознания, как в «Обмене разумов», автор пытается философствовать, периодически подкидывая читателю ключи-символы, но для тех, кто не любит заниматься фрейдистским психоанализом, такой подход покажется скучным и непонятным.
В паре эпизодов, только не ясно для какой цели, автор делает намеки на романтику и сексуальность, при этом развивать эту тему он не планировал, для добавления глубины образам персонажей это тоже ничего не дает, в общем, непонятный ход. Опять же не зря Азимов дал участникам проекта целых шесть разных и самобытных рас — берите, пользуйтесь — простор для фантазии широчайший. Геополитика, интриги, конкуренция и сотрудничество различных форм разумной жизни — здесь тоже можно было развернуться, однако автор «Майрикса», словно капризный ребенок, ковыряющийся ложкой в тарелке остывающей манной каши, немного потоптался на линии, связанной с тайной самийцев, чуток намекнул на наличие конкуренции за первенство в Галактике, и на этом всё... Прямо скажем — не густо. И ведь вдвойне обидно, что тема интересная, загадки достойные, временами что-то проскальзывает, но подобно искрам, слетающим с кремня в дождливую погоду, едва зарождающийся интерес читателя тут же угасает.
Кульминация и финал повести выглядят совершенно блекло и шаблонно, не вызывая никаких эмоций — ты просто перелистываешь страницы одна за одной и, вздыхая, мысленно говоришь: «ну, окей.. давай дальше». С чем я могу сравнить «Майрикс»? С формованным силикатным кирпичом, одним из многих, образующих несущую стену здания — без облицовки, без утеплителя. Показательно, что в голову пришла именно такая ассоциация — это не частица красочной фрески, не кусочек мозаичной смальты, а именно блок кирпича, вышедший из стандартной формы. Ставлю оценку с небольшим авансом, потому как несмотря на все претензии, есть ощущение, что в общей массе проекта произведение будет восприниматься лучше, будем надеяться, что когда-нибудь увидим всю «Вселенную Айзека» на русском.
ivan2543, 26 марта 2015 г.
Некоего Аарона направляют на загадочную планету Майрикс, выяснить, что же происходит в находящемся на ней реликтовом Чужом Городе, построенном невероятно древней исчезнувшей расой. В город прилетают исследователи, туристы и паломники – но мало кто возвращается оттуда, а вернувшиеся рассказывают странные вещи. Аарон заинтересован в разрешении загадки еще и потому, что на Майриксе находится его сын Лоренс, ученый, руководящий исследователями-людьми.
Город оказывается мистическим пространством, изменяющим сознание людей, вытворяющим странные фокусы с пространством и временем. Образ такого сакрального города, восходящий к библейскому Эдему, как ни странно, довольно редко появляется в литературе, но появлении эти запоминаются надолго: например, ранний, еще не затронутый пороком и упадком Макондо Маркеса, или Медный город из Кабирского цикла Олди.
Обычно смысл рецензий на это произведение сводится к следующему: «замах на рубль, а удар на копейку». И действительно, после прочтения остается такое ощущение. Довольно долго и подробно описываемые психоделические приключения главного героя, в конце концов, приводят к стандартной развязке в духе голливудского ужастика.
Но суть в том, что «Майрикс» и развенчивет эзотерику и мистические практики.
Что поделать, рассказы о мистических откровениях, космических богах и расширении сознания уже были не слишком актуальны – в 1990 году, когда был написан «Майрикс», миновали и космическая эйфория, и уфологический бум, и эпоха расцвета психоделической культуры, и «новая волна» НФ. Зато расплодились десятки мракобесных сект, вскормленных «политкорректностью».
Итог: замаскированная под психоделическую повесть агитка против шизотерики. Избыточная форма и оборванные нити рассуждений могут разочаровать, но что поделать – Шекли разрубил клубок философствований, где какой-нибудь модный нравоучительный автор привел бы все к какому-нибудь слащавому «откровению». Жаль, конечно, что по большей части это здание строилось для того, чтобы его разрушить…
Oreon, 16 июля 2012 г.
Ну нельзя сказать, что полный маразм. С начала даже интересным показалось, несмотря на некоторую половою озабоченность, которая проскальзывает как легкий антураж всего произведения, не то чтобы людей будущего, но по крайней мере героев точно. И определённая идея вроде бы есть: на Майриксе открыты несколько городов цивилизации намного более древней за все 6 космических рас существующих теперь; дальше некая стандартная загадка — что от них исходит польза или угроза? Но в дальнейшем описанная нить повествования уходит где-то на задний план, уступая место фирменному шеклевскому сюрреализму, в котором не понятно где сон, где явь, причина, следствие... Плюс достаточно рваный стиль повествования.
Концовка?
, хотя предугадать ее можно уже, где-то, с первой половины произведения, так что большую часть произведения и интриги собственно никакой.
Gynny, 24 июля 2013 г.
Поставила низкую (для Шекли) оценку из-за финала, который оказался, примитивно говоря, по типу — «замах на рупь, удар на копейку». Длинная вводная часть, подробное описание галлюцинаций главного героя, и что в результате? Все сюрноватые картины, представляющиеся Аарону в городе Древних — это
И тема игрушек так и не раскрыта.
Kriptozoy, 15 июня 2009 г.
Майрикс. Планета, давно открытая, но ещё не колонизированная ни одной из шести разумных рас, сосуществующих в известной Галактике. Среди них есть и человеческая раса, которая разделилась на тех, кто продолжает считать своей родиной планету Земля, и на тех, кто давно отделился и совершенно обособленно заселяет всё новые и новые пригодные для жизни планеты. Майрикс. Одна из самых больших загадок, волнующих разумные расы. Потому что на этой планете находится так называемый Чужеземный Город, по преданиям оставшийся от Седьмой Разумной Расы, которая когда-то была властительницей обитаемого космоса и зародилась ещё во времена не слишком далекие от Большого Взрыва.
Вот примерно такую картину нарисовал Роберт Шекли для дальнейшей интриги и для предыстории событий. Начало действительно интригующее. И я действительно приготовился к на редкость увлекательному, но уютному и неспешному чтению, которое, как я думал, доставит мне не меньшее удовольствие, чем многие из произведений автора. Так и произошло. С самым началом, когда всё ещё только расставлялось в повествовании по местам. И на нескольких последних станицах, когда наконец-то стало ясно, для чего был написан основной объем произведения и стала понятна его идея.
А идея очень даже неплохая. Причем присуща именно Роберту Шекли в его рассказах. То есть в увлекательнейшей форме рассказать о чем-то великом, древнем, или могучем, или непостижимом, или неизведанном. На этом строятся сюжеты большинства его произведений. И очень часто с хорошей долей юмора. А в этот раз автор видимо решил написать настоящую научно-фантастическую повесть со всеми присущими ей компонентами. Что он и сделал.
Основная часть не получилась бы такой скучной, если бы давались хотя бы какие либо намеки на то, зачем нужен весь этот сюрреализм и бесконечные, порой не связанные друг с другом описания. Вот именно через них, через описания, и было тяжелее всего пробираться. Причем первая половина повести написана ярким, узнаваемым языком автора, а вот начиная где-то от середины произошла резкая смена темпа и, не побоюсь этого слова, внятности. Самое главное читаешь — и думаешь о том, что неспроста все эти погружения главного героя в глубины сознания. Но причина и развязка выясняются много позднее.
Теперь, когда я знаю финальные события повести, наверное, если соберусь когда-нибудь перечитать, я буду внимательнее читать все путешествия главного героя на границе сознания. Но это произойдет я думаю не скоро.
И ещё чуть снизил оценку за удивительно большое количество оборванных сюжетных линий.
just_kidding, 18 апреля 2011 г.
Это тот Шекли, которого я не люблю — абсурд, приправленный философскими конструкциями. Особенно разочаровывает финал — я не понял, к чему были все эти усилия?
Nansy, 6 июля 2011 г.
Просто полный абсурд. Даже идея, которая присутствует в романе, не делает его лучше. Читала около 3 месяцев — заставляла себя. Я думаю многие со мной согласятся...
Yazewa, 8 января 2010 г.
Сложное для восприятия произведение: сюр, возникший как описание состояния ГГ, весьма непрост. История на любителя: далеко не каждый читатель получит удовольствие от этих галлюцинаций, и в то же время — если сумеешь создать в себе определенный настрой, можно погрузиться в эти иллюзии, в этот бред подсознания.
Итак, может быть, эта повесть и ограниченно читабельна, но слабой ее назвать нельзя.
670739, 18 октября 2009 г.
Самое бредовое произведение, которое я читал у Шекли, начало еще более-менее, но где-то с середины повести начинается бред, существа в виде жареного бекона и глюки главного героя под действием какого-то местного лсд. Одним словом если вы еще не начинали читать это произведение, лучше и не делайте этого, у автора есть сотни намного лучших рассказов.
ZiZu, 6 сентября 2006 г.
Банальный сюжет, стандартная концовка. Непонятно зачем сюда приплетено такое большое количество рас, неужели только для того, чтобы эта древняя раса была седьмой? В общем, загадок намного больше, чем ответов в книге.
Vendorf, 25 апреля 2006 г.
Достаточно филосовское произведение. Почти каждый автор рано или поздно касается темы разумного города, так бвло и у Бредбери и у остальных. Видимо настал черед Шекли...