София Мак-Дугалл «Граждане Рима»
Римская империя не рухнула. Она существует в параллельной исторической реальности, захватив большую часть мира. И граждане Рима живут вполне цивилизованно: разъезжают на автомобилях, говорят по дальнодиктору и смотрят дальновизор. Для них, римских граждан, существуют и свобода, и законность, а тяжелые работы по-прежнему выполняют многочисленные бесправные рабы, которых распинают за неповиновение на механизированных крестах, воздвигнутых на окраинах городов. Тем, кто хочет изменить существующий порядок, трудно остаться в живых, какое бы положение в обществе они ни занимали...
The Guardian:
«Интригующий сюжет, изящный стиль и живой язык — блестящий дебют молодой английской писательницы и поэтессы Софии Мак-Дугалл.»
Входит в:
— цикл «Римская трилогия»
Номинации на премии:
номинант |
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2005 // Лучшее произведение крупной формы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 11 июля 2010 г.
Заговор, тайные убежища, уличный базар, овцы, отравленные иглы, родовое проклятие, Сивилла, телевизор, тоннель под Ла-Маншем, механическое распятие, наследник императора, вертолеты, пол, выложенный зеленой, голубой и вызолоченной плиткой, рвущие плоть пули и экстрасенсы в бегах. Стиль старых романистов, при котором автор показывает своих персонажей словно через лист бронестекла, приглушающий краски и крики настолько, что даже драматичное и энергичное воспринимается как шуршание гальки на малолюдном пляже. Персонажи — Сулиен, Ула, Марк Новий, август Фаустус, Дама, Клеомен, рабы, патриции, торговцы и спецназовцы, — типичные неприкаянные души.
Это то, что здесь есть.
Нет здесь Рима. Нет аттической соли, лапидарной мудрости латинян. Причин, по которым империя дожила до года 2758 от основания Города, а по нашему счету, 2005. Нет государственной машины, нет населения, считающего, по античной традиции, друг друга согражданами, а власть общественным делом. Нет объяснений, почему, если Великое переселение и торжество феодализма с монотеизмом не состоялось, всё вокруг настолько среднеевропейское.
Возможно, картина проясняется в следующих томах, но пока... Собирателям альтернативной истории — для галочки.
ii00429935, 20 ноября 2010 г.
Очень любопытный дебют молодой писательницы. Далеко не всякий новичок возьмется за такой амбициозный проект: огромный роман с десятками персонажей, альтернативно-исторический мир, сложное переплетение сюжетных линий... Плюс к тому в «Гражданах Рима» намешано несколько жанров — и альтернативная история, и антиутопия, и фантастика о суперспособностях, есть здесь элементы боевика, детектива и любовного романа. Конечно, не все получилось гладко. Местами книга показалась мне затянутой, но в целом это хорошая литература, без скидок на неопытность автора. Софии Мак-Дугалл удалось создать интересный мир, в котором Римская империя дотянула до наших дней (до чего интересно изучать перекроенную карту мира, помещенную на форзаце!). Автор не углубляется в политику и социологию, но буквально несколькими штрихами убеждает, что это реально: чудеса цивилизации, мегаполисы из стекла и бетона, а рядом — кресты для распятия неугодных. Сильной получилась психологическая линия, главным героям веришь, им хочется сопереживать, а когда речь заходит о любви, чувствуется, что писательница здесь как рыба в воде. Сюжет строится сразу на нескольких любовных треугольниках, но (вопреки ожиданиям) получилось изящно и трогательно, без натурализма и излишней сентиментальности.
И напоследок о грустном. «Граждане Рима» — не законченная история, а первая часть «Римской трилогии». Здесь есть завязка, кульминация и в своем роде развязка, но многие сюжетные линии остаются оборванными. На языке оригинала 2-я книга трилогии вышла еще в 2007-м, но в России продолжения, возможно, не будет вовсе. Как я вычитал в одном авторитетном журнале, новой книги Софии Мак-Дугалл нет даже в издательских планах. Жаль!
мрачный маргинал, 14 января 2011 г.
Помещённая на фронтисписах российского издания «Граждан Рима» карта производит, пожалуй, не меньшее впечатление, чем собственно текст романа.
Приём «картографирования альтернативной реальности» сразу вводит читателя в новую действительность. Автору остаётся лишь найти эффектную сюжетную интродукцию.
Однако, если забыть об альтисторическом фоне, сюжет принципиально не отличается от канонической «фэнтези», где интриги в недрах вымышленных королевств и свары внутри виртуальных царств — самые распространённые двигатели сюжетов.
Продолжение легко спрогнозировать, но в целом же конструкции «Вечной Империи» придают достоверность лишь удачные образы молодых главных героев. По преимуществу это — роман взросления в условных обстоятельствах АИ и в наличии экстра-способностей главных действующих лиц...
И — снова — отставание с переводом. Если в сайте «Ухрония» чётко указываются сроки издания продолжения и издательство (в крайнем случае, — причины задержки или прекращения издания) — переводы на русский можно ожидать годами...