Андрей Рубанов «Йод»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Для взрослых
Андрей Рубанов возвращается к прославившей его автобиографической манере, к герою своих ранних книг «Сажайте и вырастет» и «Великая мечта».
«Йод» — жестокая история любви к своим друзьям и своей стране. Повесть о нулевых годах, которые начались для героя с войны в Чечне и закончились мучительными переживаниями в благополучной Москве.
Классическая «черная книга», шокирующая и прямая, не знающая пощады. Кровавая исповедь человека, слишком долго наблюдавшего действительность с изнанки.
У героя романа «Йод» есть прошлое и будущее — но его не устраивает настоящее. Его презрение к цивилизации материальных благ велико и неполебимо. Он не может жить без любви и истины. Он ищет выход. Он верит в себя и своих товарищей. Он верит, что однажды люди будут жить в мире, свободном от жестокости, лжи и равнодушия.
Пусть и читатель верит в это.
[Михаил Бойко] — А название «Йод» как объясняется?
[Андрей Рубанов] – Эта книга – о насилии. О пороках. Вы спрашивали, что такое расчеловечивание. Я совок и воспитан на Павлике Корчагине. У нас – совдеповских бастардов – была надежда, что человек – это звучит гордо. Как только рухнул СССР, выяснилось: нет, не звучит. Я верю, что мы до сих пор оплакиваем крах проекта «улучшенного» человека. Мы обнаружили, что пороки неискоренимы, что они пребывают глубоко в нашей природе, что без насилия, без тяги к разрушению себя и окружающего мира, без водки, азартных игр и так далее мы не можем. Я не покривлю душой, если скажу, что это тема всех моих книжек. Мы должны переоценить человека. Да, быть человеком – хорошо, но надо оценивать его трезво. Я помню, как в 1990 году закрывались книжные магазины и вместо них открывались казино и бордели. Не знаю, как другие, а я не могу этого забыть.
© Из интервью «Независимой газете».
Входит в:
— условный цикл «Андрей Рубанов»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 297
Активный словарный запас: высокий (3227 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 12 июня 2020 г.
Пока самый слабый из четырех романов, что читал у Рубанова. Наверное, потому, что автор ещё не дозрел до мемуаров. И весьма незатейливо хитрит — подаёт откровенно отлакированные события своей жизни в виде кризиса среднего возраста. Мол, ах, все не то, и все не так. Ах, я был простым московским купчиком и бросил все, но туда-сюда миллион, кормил десяток людей и посадили сугубо за финансовый размах. Ах, употреблял, но сугубо маловредную траву, чисто посозерцать. Ах, был рэкетиром, которому девки с радостью давали, но из волыны стрелял только по банкам в овраге. Тусовал в Чечне в лихие года под эгидой несостоявшегося президента Гантамирова, но токмо чтобы писать забесплатно пресс-релизы про честных чеченцев, хотящих жить с Россией.
Понятно, что неразумно в художественном произведении реально кусать политиков и бандитов, но если слащаво-наивно вводить образы молодых революционеров (лимоновщина?) и нормальных корешей со звездами на коленях, то это существенно снижает уровень произведения.
Да и философские сентенции на основе лакированных событий и последствий не заходят. Как не зайдет пресыщенность семейных отношений от старшеклассника, которого разок поцеловали на школьной дискотеке.
Впрочем, местами, если не обращать внимание на гордость автора (глядите, как жил и живу), читается с интересом, с коэффициентом на легкую былинность.
prouste, 16 апреля 2017 г.
Прочитал роман три недели назад, а по существу ничего и не помню содержательного. Тем не менее, коли уж Рубанов проходит по линии постлимоновской прозы с «достоверным рассказчиком», то «Йод» в авторской библиографии что-то вроде «Исповеди неудачника». Роман, котором много авторской болтовни ( или размышлений, кому как), но почти ничего не происходит. В моем представлении, для авторов указанного направления непрменное движение, сюжетность и событийность жизненно показаны, потому что ну как ни крути, Рубанов не мыслитель, а его понятные упрощенные суждения о геях, уродах, женщинах и проч. при добротном изложении все же простоваты. Какие-то в книжке реминисценции, фиксирование психического состояния, мысли о мести ( вполне себе бесплодные) — и ничего не происходит. Поклонникам — обязательно , но категорически не для первого знакомства.
Dan-Master, 1 сентября 2017 г.
Йод...
Иод – химический элемент VII группы периодической системы. Атомный номер – 53. Атомная масса – 126,9044. Галоген. Из имеющихся в природе галогенов – самый тяжелый, если, конечно, не считать радиоактивный короткоживущий астат.
Йод — уникальное лекарственное вещество. Он определяет высокую биологическую активность и разностороннее действие лекарственных препаратов, и используют его в основном для изготовления различных лекарственных форм. Йод -применяют наружно для ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ран.
Роман «Йод» Андрея Рубанова — мощный антисептик для обеззараживания, обеззараживания душ. Для снятия налета самодовольной плесени, розовой пелены с глаз и паутины с памяти. Буквально ожогом роман возвращает в То время. Когда распалась великая страна, когда на обломках появилось непонятное племя — мы новые... И каждый теперь сам за себя и каждый выживает как может. Роман используя своего героя увеличительным стеклом показывает историю страны. Такой, какой его видело брошенное поколение разорванное перестройкой и реформами 90 -х. Безусловно многое в книге спорно, передернуто, натянуто... но, кто определил границы личных переживаний и личных падений?. Хочется сказать автору только одно:огромное спасибо. Спасибо за экскурс прошлое, которое мы уже пережили, перешагнули и давно ушли от него. А для себя из книги вынес просто блестящую фразу: «Кто жил во времена ножей, тот спокоен и весел во времена вилочек.» Во истину так.
alex33, 10 сентября 2013 г.
Истории человека, чья активная жизнь пришлась на 80-90 и нулевые, т.е. на эпоху жёстких социальных потрясений. При этом главный герой считает себя мегаломаном — под этим флагом и идёт повествование. Из-за этого психологического расстройства, связанного с переоценкой своей значимости, герой готов лезть в пекло. Дикий бизнес и рэкет 90-х, предательство и месть, тюрьма и Чечня начала 2000х, спокойный бизнес нулевых и литературное ремесло, наркотики и алкоголь, а главное — непроходящий сплин поиска себя...
Книга понравилась, несмотря на зашкаливающем акценте на самокопании. Но знай бы я заранее о сути книги, то я точно не стал бы погружаться в эту мрачную автобиографию. Пусть моя жизнь складывалась более гладко, чем у автора, но я не хочу смаковать трудности эпохи перемен. Хватает мне негатива из новостей и из реальной жизни. Надеюсь, автор просто пропустил светлые пятна своей жизни...
Читать рекомендую любителям жёсткой современной социальной прозы.
cadawr, 16 февраля 2012 г.
Классная мужская проза. Злая, честная, глубокая. Масштабная (не путать с эпической). Многие суждения автора о стране я не разделяю, но хорошо уже, что кто-то задумывается об окружающей гнуси, а кто-то, прочитав, задумается тоже. Живописные жесты? Мелодраматизм? Да, есть. Может, и сопли есть. Но все это какое-то честно-пацанское, близкое, ненадуманное. Кризис, который переживает ГГ близок, мне кажется, любому. Каждый проживает его в одиночестве. А стиль хорош, хоть и несколько тяжеловат для чтения. Может, мне было чуть проще, потому что в таком же «потке мысли» написан мой любимый Тропик Рака. Книга для неравнодушных.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Книга человека, который в жизни много чего повидал и испытал и которому уже всё обрыдло.
Интересные рассказы о прошлом и нудноватое публичное самокопание в настоящем.
А ещё мне этот роман напомнил книги Стогова. С той лишь разницей, что Стогов (Стогоff) не навязывает личную оценку описываемых событий, а у Рубанова рассуждения насквозь пропитаны Личным.
В принципе, интересный роман. Но из него почти ничего не извлекаешь, кроме оценки автором общеизвестных событий и фактов биографии автора с его же оценкой этих фактов. Кризис среднего возраста в описании конкретного индивидуума.
----------------------------------
цитата из книги:
«Жизнь меня научила простому правилу: никому никогда ничего нельзя доказать словами. Только поступками.»
Резиновый Лев, 5 мая 2011 г.
Роман автобиографичен и публицистичен, как «Сажайте, и вырастет», но, в отличие от него, вообще лишён признаков романа. Безостановочный монолог: Чечня, первый обрез, жена, контора, бизнес 90-х, 15-летний сын и его тусовка, бизнес нулевых, Гантамиров, ну и главное — я и мой богатый внутренний мир. Тут важно не заморачиваться, что это всё-таки роман, и не вздыхать, какой он плохой. В такой репортажности, пусть с налётом резонёрства, есть даже обаяние. Однако всему есть предел, и под конец герой и его эго поднадоели избытком мелодраматизма, живописных жестов и соплей. Даже крикнуть хотелось: ну перестань ты, наконец, трындеть, сделай хоть что-нибудь! А он опять за своё. Но, право, пусть лучше такие книги, пусть и несовершенные, представляют нулевые годы, а не Кысь или Венерин волос. «Йод» хоть к жизни отношение имеют, а не высосан из пальца.
mor78, 29 июня 2010 г.
Если меня попросят назвать мое самое любимое произведения, я не задумываясь отвечу: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и все книги Андрея Рубанова. Хотя я читаю достаточно много, особенно современную прозу, но не одна книга меня еще так не зацепила как книги А.Рубанова ( все шесть без исключения). считаю что все шесть книг очень уникальны по своему характеру. «йод» особенно порадовал все же автобиографические книги читать приятнее. рекомендую