Михаил Лермонтов «Маскарад»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На маскараде обнажаются порок и преступления, которые обычно скрывает маска благопристойности благородного общества.
Дата написания 1835-1836.
Впервые опубликовано (с купюрами): Стихотворения М. Лермонтова, СПб., 1842, ч. III. Полностью: Лермонтов 1873: II, 324–437.
Ранняя редакция впервые: Лермонтов 1935–1937: IV, 522–551 (в извлечениях, как вариант основного текста); Лермонтов 1953: 349–419 (полностью, как самостоятельное произведение; на с.425 — список действующих лиц из тетради В.X.Хохрякова).
Входит в:
— антологию «Русская драматургия», 1974 г.
— антологию «Русская драматургия XIX века», 1988 г.
— антологию «Бригадир. Недоросль. Горе от ума. Маскарад. Ревизор. Женитьба», 2001 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Русская драматургия XVIII — XIX вв.», 2007 г.
— антологию «Каких событий отголоски», 2014 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 10 апреля 2025 г.
О высокочтимая светская богема, сливки общества, голубая кровь. На деле вы столь же низки и примитивны, как представители самых низших слоев общества, над которыми вы по своему мнению гордо возвышаетесь. Лермонтов во многих своих произведениях открыто высказывал свое презрение высшему свету, хотя по своему происхождению сам к нему принадлежал. «Маскарад» является драмой и события здесь действительно драматические. Но к роковой развязке привело не какое-то великое злодейство или же терзания а-ля Раскольников, а мышиная возня возникшая из пустяковых событий.
Как часто бывает в жизни, когда какая-то незначительная вещь может привести к самым серьезным последствиям. Самолюбию, гордыне, зависти, желчности достаточно малейшего стимула, чтобы воспылать стеною пламени. Звездич, баронесса, Шприх — кто умышленно, кто невольно, подбрасывали щепочки в костер драмы и так «вспыхнул» Арбенин, не сумевший укротить свои чувства.
Ревность может буквально изгрызть человека, не давая покоя, влезая в каждую мысль и даже сон. Лермонтов прекрасно показал это в тексте, и подумать только — до чего мог додуматься Арбенин, чтобы подсыпать собственной жене яд в мороженное! Сейчас такие вопросы решаются менее изощренно, правда стоит признать, бывает и с не менее трагическим финалом. Есть мнение, что «Маскарад» является социальной драмой, я же подхожу к этому проще, рассматривая сюжет как великосветскую бытовуху. Но тут конечно не надо забывать о описавшим ее поэтическом пере Лермонтова, а оно превосходно! Я лично получил большое удовольствие от отражения кипения страстей в рифме великого поэта. Кого-то в драме жаль, кого-то презираешь и подобные сцены частенько ставит не гений поэта, а наша жизнь.
Lena_Ka, 5 марта 2012 г.
Удивительно красивая и насыщенная событиями драма с шекспировскими страстями. Юная и нежная Нина, разочарованный во всём, кроме своей жены, Арбенин, коварный высший свет. Просто читала и представляла себе всё в лицах: маскерад, потерю, ошибку, мороженое... Действительно, тут изнемочь может любой мудрый дух.
Романтическая и трагическая одновременно история. А ещё, когда я читала, всё время слышался замечательный вальс Хачатуряна, вихрь которого уносил героев. Потом смотрела фильм, старый, но потрясающе красивый.
Всем, кто любит хорошую классическую драму, очень советую.
nphoenix, 7 октября 2014 г.
Пусть говорят, а нам какое дело?
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
«Маскарад» — неслучайное название пьесы. Маскарад — это олицетворение, квинтэссенция благородного общества. Не случайно также, что главным антагонистом пьесы является человек весьма сложного характера — Арбенин — он умен, он обаятелен, радикален во взглядах и, безусловно, апогеем его наружности является разрушительное чувство ревности. Вначале он предстает перед нами как альтруист — Арбенин бескорыстно спасает князя от проигрыша, отрицая свой поступок с чрезмерным цинизмом. Но вскоре, всё то доброе, сакральное, все самое лучшее что у него оставалось в душе рушится под тенью ревности. И это разрушительное, всеобъемлющее чувство увеличивается, нагнетая атмосферу, и достигает кульминации к концу пьесы. История заканчивается трагично, но этим она и прекрасна: жизнь не заканчивается титрами со счастливым концом.
Bums, 15 мая 2021 г.
Отравить собственную жену из-за тараканов в своей голове, а потом ещё утешать её: «Но ты не бойся — мир прекрасный тебе откроется, и ангелы возьмут тебя в небесный свой приют»...
Животное, перестрелявшее на днях детей в Казани, хотя бы не общалось со своими жертвами. Оно просто животное. Но Арбенин — представитель величественного и благородного высшего света XIX века — это настолько страшнее и порочнее, что остаётся только удивляться нравам того времени...