Максим Горький «На дне»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие разворачивается на самом «дне жизни» — в ночлежке, где последнее человеческое отребье выясняет отношения, поёт песни, пёт водку, убивает друг друга. Когда в ночлежке появляется некий старец Лука, разговоры всё больше начинают приобретать другой оборот...
Впервые напечатано отдельной книгой, под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене, без указания года, и под заглавием «На дне», издательством товарищества «Знание», СПб. 1903. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г., петербургское — 31 января 1903 г.
Входит в:
— антологию «Русская драматургия», 1974 г.
— антологию «Вечное солнце», 1979 г.
— антологию «Русская драматургия начала XX века», 1989 г.
— антологию «Драматургия русских классиков», 2002 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Драматургия русских писателей», 2005 г.
Статьи и интервью:
Экранизации:
— «На дне» / «Les bas-fonds» 1936, Франция, реж. Жан Ренуар
— «На дне» / «どん底 / Donzoko» 1957, Япония, реж. Акира Куросава
— «Без солнца» 1987, СССР, реж. Юлий Карасик
- /языки:
- русский (62), вьетнамский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (60), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Чан Тхи Фыонг Фыонг (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 9 декабря 2022 г.
Повторение пройденного
Конечно же помнится и сюжет пьесы, и не забыты главные герои/персонажи, и даже собственные мысли и чувства. Тем более, что последний раз обращался к аудиоверсии пьесы совсем недавно, всего-то пару лет назад.
Однако же вот вдруг захотелось обратиться уже не к аудиокниге, а к радиоспектаклю — всё-таки волшебный мир театра порой манит со страшной силой, а опытный актёр способен дать тебе в разы больше, нежели самый толковый учитель литературы или твой собственный ум.
На этот раз это был спектакль Александринского театра, запись 1972 года, а в главных ролях блистали Николай Черкасов, Николай Симонов, Константин Скоробогатов… И надо ли говорить, что несмотря на хорошо знаемый сюжет спектакль вызывает и новые чувства, и новые мысли. Ну, а о зрительском наслаждении и вовсе речи не идёт — оно бесспорно.
strannik102, 3 августа 2020 г.
Когда ты на самом дне, то все возможные пути ведут только вверх (и тут снизу постучали)
В очередной раз убеждаюсь, что составители школьной программы по русской литературе при её формировании исходили непонятно из каких соображений. Потому что пьеса «На дне» явно адресована не прыщавым 16-летним юнцам и созревающим девицам, а людям уже более зрелым. Мне кажется, что такого рода произведения если и нужно «проходить» в школе, то не в форме попыток тщательного анализа, а просто в художественном виде, т. е. лучше всего в формате просмотра пьесы по видео (а лучше всего вживую) и последующего обсуждения.
А обсуждать тут конечно же есть что. В первую очередь это представленные в произведении типажи человеческих личностей и особей (потому что некоторые персонажи на личность ну никак не тянут, только на особь того или иного пола). Прямо готовая копилка психопортретов, бери и заполняй шкалы и графы разных психологических нюансов и характерологических особенностей. К тому же тут не простые маргиналы и алкаши всех мастей, а люди из категории «бывшие», т. е. когда-то вполне благополучные и затем по тем или иным жизненным обстоятельствам спустившиеся вниз по социальной лестнице и оказавшиеся «на дне». И истории этих грехопадений, пусть даже изложенные кратенько, добавляют зловещности и мрачности и самой атмосфере ночлежки, и всему тому, что здесь происходит.
Далее, конечно же, напрашиваются на обсуждение взгляды наиболее ярких личностей: Лука (непременно), Актёр и Сатин, Васька Пепел и Барон, Клещ и женские персонажи. К тому же зачастую эти мировоззренческие взгляды едва ли не напрямую противоположны и потому полемичны. И у каждого носителя этих взглядов и убеждений имеется своя собственная объяснялка, почему дОлжно быть так, как они считают и представляют. И тут уже можно вовсю поупражняться в спорах относительно мировоззрения Луки (кем он тут был, ангелом-миротворцем, или, наоборот, возмутителем и соблазнителем, идеалистом-мечтателем или жестоким коварным прагматиком-шутником, вредным старикашкой или благостным старцем…) и других персон.
Наконец, вполне можно попробовать разыграть самим некоторые эпизоды пьесы с последующим «судом» над каждым персонажем (суд просто как формат обсуждения). И заодно поискать другие негорьковские варианты финала драмы…
К тому же пьеса начинена таким количеством афоризмов и фраз-«хайфлаков», что можно цитатить если не половину, то треть реплик. Ибо актуальность пьесы несомненна, и пусть сейчас всё не совсем так, как было в самом начале XX века, однако же типажей, подобных горьковским, да и судеб, вполне хватает ещё на одну такого рода пьесу.
В общем, не школьное это дело, разбираться во всём сложном горько-горьковском ночлежечном мире. И потому от школьного восприятия почти ничего в памяти и не осталось (хотя у нас была отличная литераторша). А жаль...
SnickS, 6 апреля 2018 г.
Правда, сюжета в данной пьесе почти нет, но дело то тут не в сюжете вовсе...
«Красочная» зарисовка, как выглядят люди самых разных происхождений и увлечений на ДНЕ общества.
Пожалуй в этом основной интерес пьесы и есть.
Пожалуй отдельного внимания (как исключение) стоит разве что странник — Лука. Но он не житель дна, он лишь гость из вне, который боламутит воду — к добру ли или не совсем...
glupec, 2 декабря 2016 г.
Пьеса без действия, хотя и не сказать, чтобы без конфликта. Внешний сюжет (убийство) есть, но он никак не связан ни с проповедями Луки, ни со знаменитым монологом Сатина. Получается, смерть Костылева — сама по себе, а «Чело-век! Это звучит... гордо» — само по себе. Хоть вырезай из книги и издавай отдельной брошюрой.
Вообще, Сатин, конечно, интересный персонаж («А убил — из-за бабы? — Нет. Из-за родной сестры... А славная, брат, человечинка была сестра у меня!») Но его одного мало, чтобы вытянуть сюжет. Вышла в итоге просто бытовая зарисовка. Затянутая и потому не слишком любопытная.
Lena_Ka, 11 марта 2012 г.
Это произведение я в первый раз не прочла, а увидела в нашем театре, впечатление спектакль произвёл колоссальное, и я, тогда девятиклассница, села за чтение.
Горький меня поразил глубиной своих размышлений, его интересуют вопросы, на которые очень сложно дать однозначный ответ: что есть истина? нужно человеку сострадание? всегда ли правдой можно вылечить больную душу? что есть человек и каково его предназначение? Причём истину автор пытается установить в спорах между «бывшими людьми», выброшенными из общества, живущими на дне, в пещере, куда не проникает солнце.
Поначалу Горький так и назвал свою драму: «Без солнца». (Название это было выбрано автором неслучайно. Горького чрезвычайно интересовали легенды, в которых рассказывалось о сотворении мира, по одной из них, землю и человека создал падший ангел Сатанаил, который всё мог сотворить: и землю, и зверей, и людей — всё , кроме солнца и живой души. Бог смилостивился над человеком и вдохнул в него душу, и дал ему солнце. Но ночлежники солнца этого не видят, они духовно мертвы. ) Так они и живут: с темнотой в душе, безымянные, не надеющиеся выбраться со дна жизни.
А возможно ли это вообще: выбраться? А если тебя поддерживает надежда? Ведь надежда на лучшее — это мощный стимул к самосовершенствованию. Но всегда ли это так? Горький даёт такую надежду практически каждому из ночлежников. В «пещере» появляется странствующий проповедник с многозначным именем Лука (кто он: светлый или лукавый?), который обещает излечение, успокоение, любовь, уважение... «Во что веришь, то и есть,« — вот его философия. «Человека жалеть надо,« — вот его этика. И подкрепляет он эти мысли притчей о праведной Земле: пока верит — жив человек, веру убили — и человек погиб, незачем жить стало. Или обмана не вынес?
Ответ приходится искать самим, потому что авторский, высказанный Сатиным в монологе о человеке не слишком устраивает: слишком абстрактно, никак не привязано к жизни, неприменимо! И хоть Горький несколько раз высказывал свои порицания в адрес Луки, называл его «лукавым старцем», принесшим в ночлежку обветшалые христианские истины, и объяснял, что в «карете прошлого далеко не уедешь», всё же вынужден был признать, что противопоставить этим истинам ничего не смог.
Да, вот сейчас пишу и думаю, а как интересно было бы узнать о пути на дно каждого из героев, ведь Горький почти не приоткрывает завесу прошлого. Кем они были, а главное, какими они были: бывший барон, бывший телеграфист, бывший актёр...? И кем был Лука?
Надо бы почитать об этом.