Евгений Замятин «Рассказ о самом главном»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Ненайденные (вымышленные) планеты )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В России идет гражданская война. В это время к Земле приближается загадочная Темная планета, где идет своя борьба между обитателями.
Опубликовано также: Русский современник. 1924. N 1. С.11-39.
Входит в:
— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.
— антологию «Рукописи не горят», 1990 г.
— антологию «Российские фантасмагории», 1992 г.
— антологию «Сада кад сам се пробудио. Антологиjа руске приче XX века (од Сологуба до Хармса)», 1995 г.
— антологию «Живая мебель: Русская фантастика 10-20-х гг. XX в.», 1999 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
— антологию «Глубина. Погружение 32-е», 2021 г.
- /языки:
- русский (42), французский (1), сербский (4)
- /тип:
- книги (45), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Лалич (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Carex, 7 августа 2021 г.
Хочу предупредить, рассказ очень сложно воспринимается на слух в виде аудиокниги. Я начал слушать, дочитывать пришлось глазами. Основная причина — несколько параллельных линий сюжета, которые плохо отделены в тексте. Кроме того даны подряд события разные по времени. Сделано это мастерски и намеренно. Добавьте к этому совершенно необычный ломаный стиль изложения и очень много авторского. Красоту текста можно оценить только глазами.
Невероятно экспрессивный текст, наполненный экзистенциальной болью. Очень необычно. Для любителей острого вкуса в литературе.
god54, 1 апреля 2019 г.
Сразу оговорюсь, что рассказ на любителя экспериментальной прозы. При этом следует отметить великолепное умение автора обращаться со словом. Как он лихо лепит предложения, абзацы... Правда образы не получаются, лично для меня слова так и остаются словами, ибо нелогично, не увязано, сюжетно разобщено, кто, куда, зачем и, как главное, зачем? Конечно, я люблю всё разложить по полочкам, увязать, начало, конец... Не получится... Я всё же сторонник классики во всём, в том числе и в литературе.
WoroH, 9 августа 2021 г.
Трудно вначале, так как запутанно. Трудно в конце, так как тяжело психически. В рассказе для чего-то объединились две истории. Не совсем понял для чего. История последних людей на звезде, объединенных целью выжить, найти последние глотки воздуха. И вторая душещипательная история любви, жертвенности, гордости и моральных принципов. В отличие от других произведений Замятина за счёт чередования и отсылок написано скомкано, не сразу переключаешься. Но последние строки приводят всё на свои места. Жестокое было время гражданской войны, брат бил брата. Как считали тогда наши предки «Цель оправдывает средства». Нужно строить мир коммунизма, рубить головы с плеч всем сопротивляющимся. И сопротивление же было по своему оправданным (коммунисты поставили у власти городка необразованного, жестокого человека просто потому, что он был беден). Но плохо, что не разбирались, а подавляли сам факт сопротивления. Иногда нужно думать головой.
Avex, 11 сентября 2012 г.
Прекрасная, необычная вещь, остающаяся в тени знаменитой антиутопии, но оттого не менее достойная для ознакомления — мрачная, безысходная, трагическая. Глубокая и человечная... Прочитал, и тут же перечитал снова. Не потому, что рассказ непонятен или потрясает основы мироздания. Просто захотелось представить экранизацию — уж слишком напрашивается на это, и перекликается с фестивальными фильмами последних лет («Меланхолия» фон Триера, «Другая Земля» М. Кэхилла).
Главная «фишка» не в языке (он достаточно традиционный для 1920-х гг.), не в сюжете (сам по себе прост — на Земле идёт братоубийственная война, а навстречу несётся невидимая пока планета, с последними жителями, задыхающимися от нехватки воздуха) — а в той форме, в которой всё преподносится. Здесь и реализм, и фантастика романа катастроф, и «странности» экспериментальной литературы. Уже не русская классическая проза, а новый (анти-)советский авангард. Готовый артхаус — несколько сюжетных линий, сходящихся воедино в неизбежном конце — с чередой чёрно-белого и цветного изображения, ломаный стиль, взрыв звуков и цвета, гнёт монохромной безнадёги.
Это тонкая психологическая проза о братоубийственной войне. О любви, боли, смерти, о чёрном роке, нависшем над страной, о конце света... И действительно, рассказ о самом главном...
Рекомендую попробовать любителям «странного» и тонкой психологической прозы. Для знакомства с другими сторонами творчества порекомендую также сатирески «Икс» и «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (в стиле фельетонов Зощенко и Булгакова, Ильфа с Петровым), историческую повесть об Атилле «Бич божий» и, конечно же, роман «Мы».
SoN, 2 октября 2006 г.
На 100 % соответствует своему названию. :superkiss:
Один из лучших рассказов всех времён и народов!..