fantlab ru

Роберт Шекли «Курс писательского мастерства»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.46
Оценок:
276
Моя оценка:
-

подробнее

Курс писательского мастерства

Writing Class

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Лекция профессора Карнера позволяет двоим друзьям, Эдди Макдермотту и Морту Эддисону, определиться с будущей профессией.

© Kons

Похожие произведения:

 

 


В тёмном-тёмном космосе
2014 г.
Машина желаний
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Петля времени
2001 г.
В тёмном-тёмном космосе
2018 г.

Издания на иностранных языках:


2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Строго говоря, профессор Карнер абсолютно прав. Не следует при описании чего либо использовать избитые штампы, вне зависимости от того, пишете вы фантастику или сугубо реалистическое произведение.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее небольшое высказывание, наспех замаскированное под рассказ. И спорить здесь даже не с чем — всё, о чём говорит здесь Шекли, было актуально и задолго до написания «Курса писательского мастерства». И он здесь фактически дискутирует со своим же персонажем — да есть штампы и всем известные обороты. А плохо ли это? Они позволяют быстро создать понятные всем образы, необходимые для хорошей истории. Не каждый же роман-повесть-рассказ должен быть новым «Преступлением и наказанием» и поражать читателя изящной словесностью. Очевидно же, что как-то надо выдерживать очень тонкий и сложноуловимый баланс, а это дано не каждому писателю, даже из хороших и признанных.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд — всего лишь непритязательная юмореска, но стоит присмотреться к этому рассказу чуть внимательнее, и он предстаёт ни более ни менее, как творческим манифестом, которому Роберт Шекли оставался верен в течение всей жизни. В самом деле, ведь именно он никогда не смущался описывать ситуации и персонажей в своих рассказах с помощью самых истёртых штампов. Инопланетное чудовище представало у него именно чудовищем, а не представителем фауны экзотического биоценоза, галактический диктатор никогда не нуждалася в более подробных психологических мотивациях, чем простая жажда абсолютной власти, да и о сложной социальной структуре и национальных обычаях очередных звёздных захватчиков читатель не получал ровно никакого представления. Своих героев Шекли представляет одной-двумя избитыми фразами: «Смит был высоким молодым человеком с курчавыми волосами и пронзительным взглядом, а его приятель Пеллигрю — смуглым коренастым брюнетом».

Одним словом, подобно своему персонажу, писатель никогда не понимал, зачем ему делать свои образы такими уж жизнеподобными. Ведь он же, чёрт возьми, пишет не какие-то очерки, а художественную литературу!.. Максимальное обнажение лежащих в основе её условностей открывало неограниченные возможности для игры и манипуляций. Шекли никогда не стремился покрасивее расписывать грани кубиков, из которых он возводил свои литературные конструкции, обращая всё внимание на причудливость и красоту постройки. В последнем Роберт Шекли, Мастер Игры, не имел себе равных.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется автор просто пытается пародировать, вернее будет критиковать своих собратьев по перу, а может лучше, просто поиздеваться над некоторыми коллегами, жаль нельзя определить откуда он взял такие убийственные фразы для рассказа. Ведь, если разобраться, когда много прочитаешь, штампы были, есть и будут есть, ибо писатель тоже хочет есть. А вот читатель?!. Здесь сложней. А так рассказ на разовое прочтение.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни крути, а Шекли — красавчик. Не спорю, ранний Шекли особенно вкусен, но это, постойте, 1952 год! Рассказ, а не очерк, как написано в одном отзыве, очень хорош. Он как коктейль-шорт начинается одним вкусом, разбавляется другим и бьет в конце третьим, который и остается во рту, но с привкусом первого и второго. И все это быстро и неожиданно.

В рассказе убойное — это концовка. Последние три предложения. Они переворачивают все с ног на голову и показывают предыдущие предложения, со всеми подлежащими, сказуемыми, дополнениями и оборотами, в ином ключе. По-другому воспринимается ВСЕ. И, фирменная шеклиевская штучка, вишенка на торте — вы ни за что не догадаетесь о смысле вложенном в эти последние три предложения! Это как пирожок с неизвестной начинкой. Ты только знаешь, что повар – мега специалист по пирожкам, но чем он удивит, ты ну абсолютно не в курсе.

Хотелось бы написать больше, но писать больше — портить впечатление тем, кто рассказ не читал.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снова Шекли играет с читателем... Вообще, большой молодец он был.

Когда ты читаешь первую страницу, то полное впечатление, что мы на курсах по созданию литературного текста, фантастики. Короче говоря, преподаватель как бы учит своих студентов красиво и связно гнать. Впечатление полное... а тут раз — и поворот, и мы уже оказываемся внутри этой самой фантастики, когда все эти космические фантазии, как казалось, являются просто скучной повседневной документалистикой...

Так что да, игра... Но очень, очень неплохая.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу обратить внимание на следующий аспект. Наступает время, и мы перестаем замечать героики космоса. Если первый полет Гагарина или высадка на Луну Армстонга, да и любой полет в космос, были в свое время для нашего поколения волнующими событиями, то теперь мы на многое космическое перестали обращать внимание. Суть последней фразы — это стало документалистикой.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой (всего три страницы) забавный рассказ, в котором Шекли, вполне в своём духе, переворачивает с ног на голову обычную ситуацию.

Обычное заключается в том, что начинающим писателям рекомендуют избегать избитых описаний, штампованных эпитетов и всевозможных клише.

Однако в условиях рассказа Шекли эти нежелательные для писательского ремесла приёмы вдруг оказываются не только приемлемыми, но и неизбежными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Суть описываемой ситуации раскрывается в последнем абзаце. Оказывается, в рассказе речь идёт о спецкурсе по документальным очеркам, т. е. по разделу журналистики, – а это отнюдь не то, что нужно герою рассказа, желающему заниматься совсем другим – художественной литературой. Действие рассказа происходит в неблизком будущем, в котором венерианские тренгенеры, косоротые эддели с Каллисто, планирующий захватить Землю межзвёздный альянс – вовсе не вымысел писателей, а вполне реальные объекты, описывать которые – удел репортёров и очеркистов от журналистики.

Описания реальных существ, населяющих иные планеты, конечно, должны быть конкретны и достоверны. Но фантастическая литература – совсем о другом. И совсем другого ждёт от неё читатель. Не правдивых, но скучных очерков – а ничем не сдерживаемой фантазии, метафор, яркого описания столкновения человечества с внеземным абсолютным злом.

В то же время не всё так просто и однозначно. Речь, видимо, идёт не о фантастике вообще, а, скорее, о некоторых её жанрах и направлениях (например о космоопере). И не все группы читателей хотят от фантастической литературы выражений типа «трёхногое чудовище, зародившееся в кошмарном аду» и представления отрицательных героев как абсолютных злодеев. Многие читатели хотели бы произведений, написанных с учётом рекомендаций Карнера.

Шекли, видимо, понимает, что у читателей существуют разные запросы и что литература должна откликаться на разнообразные читательские интересы. И «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» (это не цитата из Шекли).

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

дивлен что это рассказ. Так, очерк. Слишком короткий. Однако интересный. Только-только начинаешь входить во вкус, и хрясь, и он закончился. Еще бы страниц пять, и финал, посмешнее, так цены бы ему не было

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранний коротенький рассказ Шекли о праве выбора писательского направления и посвящен начинающим кропателям бумажного полотна. Далекое будущее, «Мы» уже в далеком космосе, покорены и исследованы далекие миры, но все же профессор Карнер хочет чего-то новенького от студентов в описаниях планет и внеземных жизней, кроме уже устоявшихся клише. Но и у студентов есть на этот счет свое собственное мнение...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх