Дмитрий Биленкин «Человек, который присутствовал»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о необычном человеке. Нет, сам Пётр Петрович Федяшкин вполне под стать своей фамилии: скромный бухгалтер на пенсии, без друзей, без семьи. Но у него есть одно удивительное качество: там, где он присутствует, рождается что-то новое. Рядом с ним самая запутанная проблема, самое тяжёлое решение становится ясным, понятным и доступным. И люди творят. Все вокруг. Кроме него. Потому что он — просто человек, который присутствует.
Входит в:
— сборник «Ночь контрабандой», 1971 г.
— антологию «Kroki w nieznane 4», 1973 г.
— антологию «Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest», 1979 г.
— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.
— сборник «Космический бог», 2002 г.
— антологию «Цена бессмертия», 2018 г.
- /языки:
- русский (4), английский (1), немецкий (1), чешский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Г. Байндорф (1), А. Буа (1), М. Генчова (1), Э. Мадейский (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 21 июля 2023 г.
Рассказ хороший, идея интересная. Но вот концовку не понял. Что за замораживание мыслей, кто этим занимается и, главное, — зачем? От чего умер Федяшкин? Как-то вот этот кусок влез в текст без всякой подготовки, этаким роялем в кустах. Из-за него и оценку снижаю.
mputnik, 10 ноября 2020 г.
Это — настоящий бриллиант фантастики. Редчайший экземпляр. И не в каком-то там в «переносном» смысле, отнюдь — в самом, что ни на есть, прямом.
В 1964-ом году Генрих Альтшулер (создатель методологии ТРИЗ и РТВ) инициировал разработку Регистра научно-фантастических идей (для краткости — РФИ). На основе РФИ созданы ещё несколько аналогичных регистров, отличающихся способами систематизации и анализа схожести фантИдей и фантДопущений. Так вот, там — в этих систематизированных списках, собраны ВООБЩЕ ВСЕ фантИдеи и фантДопущения, которые были использованы так или иначе в литературе с времён Адама и до наших дней (со ссылками на конкретные книги, разумеется).
Так вот, идеи «присутствующего» (о чём, собственно, сей текст) — в этих регистрах НЕТ! Так что чтиво, которое у тебя перед глазами, уважаемый потенциальный читатель — это величайшая редкость в истории Жанра. Пропускать таковое событие глупо — согласись, уважаемый потенциальный
Mishel5014, 11 ноября 2020 г.
Хороший рассказ с нетривиальной идеей. В самом деле, трудно даже предположить в человеке такой талант (или сверхспособность), как у скромного бухгалтера Федюшкина. Эту идею можно было бы развить и до длинной повести. Ведь если феномен известен, возможно и внимание к нему спецслужб, и охота за такими людьми (если дар не уникален) со стороны влиятельных ведомств (даже в СССР конкуренция была, и сильная). Возможно исследование этого феномена. А ведь такие люди реально ходят рядом. Владимир Леви их называл «солнечными людьми». Да и клоуна Бартелли из рассказа Рассела «Немного смазки» вспомнить в этой связи не зазорно. Общий итог — очень хорошо, а Биленкина стоит перечитывать почаще — очень недооцененный автор из советской НФ.
montakvir7511, 10 ноября 2020 г.
Одному мне показалось, что в тексте есть прямые намеки, что встречавшийся с Федяшкиным писатель и есть тот самый замораживатель мыслей, полная противоположность раскрывающему творческий потенциал Федяшкину?
И умер он, по правде говоря, именно после встречи с рассказчиком, а во время сумбурной беседы слегка до своей смерти отчетливо повторял, что ему холодно и его разум гаснет.
Такие дела, ребята.
SHWY, 27 июня 2019 г.
Хорошая, нетривиальная идея, кончено, немного «офантазенная». Люди, способствующие или мешающие творчеству, действительно есть. По себе знаю, что стихи гораздо легче сочиняются в паре, даже если партнёр не предлагает ни одного слова, рифмы или идеи — помогает его реакция, молчаливое или словесное одобрение или неодобрение озвученных вариантов, живая дискуссия, возникающие слишком острые, но остроумные варианты, в итоге отбрасываемые, поднимают настроение и работа идёт на эмоциональном подъёме. Да если разобраться, и художественное и техническое творчество ориентировано не на самого творца, а на конкретных или воображаемых людей, сочинять для себя — полная чушь, у каждого есть какая-то реальная или воображаемая референсная группа, к которой он постоянно мысленно примеряет производимый «продукт». Ревнуйте к Копернику, как говорил Маяковский!
god54, 7 ноября 2009 г.
Сколько таких незаметных людей, которые помогают двигать прогресс. Сидишь споришь с ним, кричишь, идей от него никаких, а ты выплеснешь все эмоции, выговоришься, словно сам с собой поспоришь, и чувствуешь, что нашел решение проблемы, которое было рядом, но не давалось... И ты доволен, собой доволен, его уже и не помнишь. А он-то причём... Хорошая фантастическая идея.