Дмитрий Колодан «Время Бармаглота»
Добро пожаловать в Зазеркалье!
Нет, Алиса не вернулась в очередной раз в Страну Чудес. На этот раз все будет совершенно по-другому…
Знакомые персонажи, надев чужие маски, оживают на страницах мрачного сюрреалистического триллера «Время Бармаглота». Таинственный убийца и его чудовищные приспешники держат в тисках страха целый город. Но кто-то охотится и за самим убийцей и еще большой вопрос, кто же — «меньшее зло». Распутать этот клубок предстоит лучшему сыщику Зазеркалья — Джеку.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора |
FantLab рекомендует:
— Дмитрий Колодан «Время Бармаглота»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iwan-san, 9 апреля 2010 г.
Хотелось написать простой отзыв в виде: «Прочитал, понравилось! Аффтор пиши исчо!».
Но не получается, хоть ты тресни. Книга не такая простая.
«Время Бармаглота»:
Прочитав «Другую сторону» у меня была одна «претензия» — «крови маловато будет». Здесь кровь, если не льется из всех щелей, то только потому что автор, как хороший сантехник, контролирует данный процесс и умело не позволяет скатиться повести в трэш, угар и «кого бы мне еще зарезать?». Может быть глупо прозвучит, но убийства здесь не плоско-параллельные как в боевиках, а напоминают соревнование умов уровня произведений Агаты Кристи и Конан Дойля. Это одновременно заинтересовывает, умиляет, пугает, будоражит — вызывает спектр эмоций, не всегда приятных, но сильных.
Присутствие некоторых сцен заставляло мое настроение подниматься помимо моей воли, насколько это было «в струю». Одни крестики-нолики чего стоят.
«Звери в цвете»:
Нахождение фантастики в обыденности или непонятного в простой жизни. Временами задаешься вопросом, а есть ли здесь что либо фантастическое или это все плоды воображения главного героя. Ведь теоретически все это могло быть на самом деле — тут нет ни роботов, ни эльфов, ни самой захудалой феи с палочкой. И вот по этой грани «возможно — невозможно» или даже скорее «верю — не верю» автор ходит без видимого напряжения. А зрители наблюдают — «упадет — не упадет». Дочитал до конца: раскрою тайну — не упал.
«Сбой системы»:
Рассказ органично дополняет предыдущую повесть. Здесь удачно сочетаются нереальность и обыденность. Техническо-психологический подход к объяснению иррационального и непонятного заставляет задуматься над нашей жизнью и ее моментах.
Обобщаю: «Прочитал, взволновало! Хочу еще»;)
Мартин, 30 марта 2010 г.
Любимый автор, новые рассказы, новое издательство. Что может быть интереснее? Да, мне не удалось еще подержать книгу в руках, но чудесным образом в мои руки попали тексты. Один рассказ уже публиковался (и его даже начинал читать в «Если», но почему-то не довел это дело до конца в журнальном варианте), две других вещицы — абсолютно новые, с пылу, с жару.
«Время Бармаглота» — темная фантасмагория на темы из творчества Льюиса Керрола. Что-то странное мерещиться в повести, Дмитрий раньше писал гораздо легче и светлее. Но именно поэтому оно интересно и необычно. Текст завораживает. К миру, что открывается нам на страницах книги, нельзя подходить с линейкой хоть житейской, хоть математической логики. Как в ней прожить человеку, кто привык доверять своим глазам? Как Джеку найти Джил? Ведь надежда никогда не умрет. Отличный пример безумия в нашем скучном мире.
«Звери в цвете» — этакий «парафраз» к «На дне», но на «колодановском» материале. Огромная свалка, расположенная на границе большого города, отнюдь не пустынна. Там живут звери, растут деревья, а так же ютятся люди, опустившиеся на самое дно общества. Им нечего терять, им некуда идти, но от этого они не перестают быть людьми. Хотя и не все, не все... Странный рассказ. Он необычен местом действия, которое должно бы вызывать отвращение, но мастерство автора позволяет разломать замшелые шаблоны. Даже в самых отвратительных обстоятельства есть надежда, и, если не опускать руки, то и среди мусорных куч отыщется герой, кто спасет принцессу из пасти похотливого Дракона.
«Сбой системы» — именно этот рассказ ранее уже публиковался и я начинал его читать в журнальном варианте. Но в тот раз не сложилось, зато в сборнике он замечательно закрывает собой триптих. Это самый светлый текст в тройке, самый «колодановский». И в нем, безусловно, тоже живет надежда. Это история чуда. История мультипликатора, который приехал на Остров, чтоб озвучивать пластилиновых кротов. А в итоге помог своему новому другу наконец-то встретить сына из далеких путешествий. Рассказ горько-соленый, как морской прибой, леденящий, как касание призрака, милый, как мокрый нос любимого пса. О чем текст? О людях, несчастных и счастливых, чья надежда и вера умеет творить чудеса.
Отличный сборник, жду не дождусь когда появится возможность купить его на бумаге. А может и заполучить автограф писателя? Надежда ведь не умирает!
suhan_ilich, 13 апреля 2010 г.
Молодое вино в старых мехах не в моде в этом сезоне? А уж тем более, если это не мех Чеширских котов и Белых кроликов? Свою новую повесть Дмитрий Колодан выстроил вокруг образов из поэм Льюиса Кэрролла: «Бармаглот», «Охота на снарка» «Морж и Плотник» с небольшой добавкой из детских английских стишков.
Вальты и королевы, бубны и трефы на миг замирают в воздухе и летят дальше, автор тасует карты, и вот с ловкостью фокусника начинает выкладывать их на стол. Джек без Джил держит Бармаглота в зрачках, механические Моржи выходят на охоту, Плотник в кожаном фартуке занес скальпель над очередной жертвой. А карты продолжают падать, и вот уже Человек-Улитка вытаскивает пистолет, Труляля и Траляля проводят конкурс красоты. Минуты ускоряют свой бег, а если уравнение стремится к Буджуму, то настало время для Бармаглота.
Поднять чужие карты и разыграть партию так, чтобы она ни в чем не походила на предыдущую… В этом что-то от колдовства. Я не понимаю, как же я пропустил, что в забавных, как мне казалось, сказках Кэрролла может скрываться такой холодный, липкий ужас. Веселый абсурдитский юмор, значит. А вот каково оказаться в мире, который живет этим абсурдом, не подчиняясь человеческой логике в принципе? Хоррор с бяками и буками из шкафов и ванных комнат или с обилием крови и расчлененки в страхе уползает прочь. И это при том, что Дмитрий откровенно пожалел своего героя и дал ему уйти.
Процесс важнее результата. Аксиома всего творчество Дмитрия наконец-то прозвучала в лоб. Может именно поэтому ему не всегда удаются концовки? Если уж писателю жаль расставаться со своим произведением, то каково читателям? Можно пытаться разобраться в сюжетных хитросплетениях или постараться вспомнить так, кем же на самом деле является Плотник, а можно просто раз за разом ловить кайф от вроде бы незаметных мелочей, придающих такое очарование книгам Колодана. Меня они в свой омут затянули уже третий раз подряд и не уверен, что я на этом остановлюсь.
«Бармаглот» хорош настолько, что даже немного жаль становится две другие части триптиха (по меткому выражению Мартин). Без сомнения, «Звери в цвете» и «Сбой системы» — неплохие рассказы/повести. И может быть при другом соседстве ироничный ремейк «Аленького цветочка» («Звери в цвете») и по-колодановски чудоковатая ghost story («Сбой системы») прозвучали бы гораздо мощнее. Но что есть, то есть, при таком соседстве они выглядят блекло.
kkk72, 1 мая 2010 г.
Одни из главных показателей уровня мастерства писателя и его перспектив — умение писать разнообразно, менять при необходимости свой стиль, не останавливаться на достигнутом после первых успехов, а продолжать совершенствовать свое мастерство. И именно эти качества в полной мере продемонстрировал Колодан в своем новом сборнике. Сохранив основные положительные стороны своего творчества — незаурядную фантазию, легкость стиля, необычные, порой парадоксальные идеи, автор стал писать гораздо серьезней и жестче. Волшебство и реальность по-прежнему тесно соседствуют в его произведениях, но это волшебство теперь отнюдь не всегда является добрым. И успешное сочетание доброй сказки и жестокой реальности производит сильное впечатление. Пожалуй, скоро можно будет смело говорить о таланте, равном таланту Геймана или Мьевиля. Впрочем, несмотря на заметное сходство с упомянутыми мастерами, Колодан обладает собственным неповторимым стилем.
Новый сборник раскрывает разные грани таланта автора. Три входящих в него произведения разительно отличаются друг от друга. Например, если сюжет «Сбоя системы» прост и кристально прозрачен, то «Время Бармаглота» заставит читателя изрядно потрудиться, разбираясь в происходящем. «Сбой системы» — полностью оригинальная история, а две других повести — своеобразные попытки по-новому посмотреть на классические сюжеты. Тем не менее, у всех трех повестей немало общего. Пожалуй, каждую из них вполне можно охарактеризовать как «оптимистическую трагедию». Ушли в прошлое безоблачные хэппи-энды ранних рассказов Колодана. Теперь даже благополучное вроде бы завершение истории оставляет грустный, а порой и трагичный отпечаток в душе читателя. И все же неиссякаемый дух оптимизма автора, уверенность в том, что все будет хорошо, чувствуется даже в самых жестких эпизодах «Времени Бармаглота». Еще одна общая черта повестей, вошедших в этот сборник — неиссякаемое богатство фантазии автора и ее непредсказуемость. Каждое произведение изобилует яркими образами и эффектными эпизодами. Произведения Колодана напоминают мне тех самых райских птиц, врывающихся в наши серую реальность и расцвечивающих ее самыми неожиданными красками. Впрочем, даже в отвратительной свалке зоркий глаз автора способен отыскать чудесное. И именно эта способность — самая сильная сторона творчества Колодана.
senoid, 12 июня 2010 г.
Время Бармаглота.
Начиналось все просто превосходно. Сюрреализм знакомого мира, отличный язык, и неожиданная в таких декорациях атмосфера триллера и местами даже нуара. Город Устриц, путешествие на бумажном кораблике, перемещение по барам с помощью кружек пива и крестиков-ноликов, злодеи моржи, маньяк Плотник и чудище, запертое в плену зрачков главного героя. Такой вкуснейший коктейль пробовать давно не доводилось. Но постепенно в этом повествовании словно что-то сломалось. Чем ближе становился финал, тем отчетливее куда-то утекала атмосфера, словно морской отлив, который всегда с собой у Человека-Устрицы. Возможно если бы ВБ растянуть на целую книгу, поднять градус сюра, добавить напряженности, тогда вышел бы шедевр. А так осталось легкое разочарование, прежде всего концовкой с Конкурсом Красоты.
Звери в цвете.
Чудеса городской свалки предстают перед фотографом-анималистом, который задумал взять первый приз на конкурсе фотографий. Среди гор мусора и бомжей действительно попадаются редкие объекты для съемки: стаи бродячих псов, лисы, и даже огромные белые медведи (не иначе как Dharma Initiative постаралась). Передать картинку автору удалось, бескрайние завалы отбросов ощущаешь довольно четко. В чем-то история схожа с предыдущей, ведь по сути ГГ попадает в другой мир (пусть и не такой яркий, как Зазеркалье) со своими законами, обычаями и правилами. Со своими легендами. Мир Свалки показан хоть и жестко, но все же чуть прилизано (это вам не мусорный архипелаг из «Нечто» Александра Варго), ведь сказочность действия и мотивы всем прекрасно знакомого «Аленького цветочка» определяют жанр скорее как городская притча. В целом же очень неплохо.
Сбой системы.
Остров, мистика и призраки, что может быть интереснее? Опять можно проследить схожие мотивы с другими произведения сборника. Герои после долгих и нудноватых рассуждений о том, кто такие призраки и откуда они берутся, решают заснять привидение на пленку (словно герой «Звери в цвете», но без призраков). А привидения эти являются образами неких райских птиц, которых так боялся Полковник Ван Белл из «Время Бармаглота». Сверхъестественное рядом, нужно просто открыть глаза. Сама легенда таинственного корабля, который стал местной достопримечательностью, весьма интересная и интригующая. От прочих ghost-story сей текст отличает профессия главных героев, довольно оригинальная. Само произведение, может, и затянуто, но зато финал в нем смотрится органично и правильно. Впечатления, опять же, в основном положительные.
На удивление ровный сборник. Колодана раньше не читал, и немного удивился, перевернув последнюю страницу. Ни малейшего ощущения, что я закончил книгу нашего писателя, не возникло. Выбранные декорации, имена персонажей, даже диалоговая речь — от всего этого веет чужеземьем. Если «Время Бармаглота» того само требовало, то в остальных работах такой острой необходимости я не углядел. Этот факт немножко огорчил, но все же сборник весьма хорош. Хотя большинство сторонних отзывов настраивали на настоящую феерию.
nostradamvs, 27 апреля 2010 г.
Лет эдак через 20 будут про Колодана говорить: «Ранний Колодан» или «Поздний Колодан». Вот-вот, так и будут. Как сейчас говорят про Сергея Лукьяненко или Марину и Сергея Дяченко. Помяните мои слова. Мне может сто раз не нравится творчество Колодана, но что он – явление, так это однозначно. По стилю, по почерку сразу определяется. В любом случае, «Время бармаглота» мне понравилось гораздо больше, чем довольно нудная «Другая сторона». В книге – три повести, меня прикольнула вторая («Звери в цвете»). В третьей нудноватое действие, зато сильная концовка. В первой – действие прекрасное, зато концовка смазана. Суммарно – зачёт. Ну и по-прежнему могу сказать, что «Снежный ком» — это самое качественное издательство на постсоветском пространстве. Бумага, оформление – да-а. 8/10.
Buhrun, 21 апреля 2010 г.
Достойный сборник.
Автор развивается в рамках своего стиля и художественного направления.
«ВБ» — сюрреалистический снарк-триллер.
«ЗЦ» — проникновение за кулисы цивилизованного мира, «Король-рыбак, фотограф-чудак».
«СС» — о скитаниях вечных и о любви.