Уильям Фолкнер «Медведь»
- Жанры/поджанры: Реализм | Вестерн
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История многолетней борьбы группы охотников с медведем, прозванным Старым Беном.
Полный вариант повести, вошедший в состав романа «Сойди, Моисей», состоит из пяти глав. В ряде изданий четвертая глава была с согласия автора выпущена.
Первая публикация на русском: Фолкнер У. МЕДВЕДЬ. Повесть. Пер. с англ. О. Сороки. — «Москва», 1964, No 8,. стр. 93—132.
Входит в:
— цикл «Йокнапатофская сага» > Книги-циклы > сборник «The Portable Faulkner», 1946 г. > The Last Wilderness
— цикл «Йокнапатофская сага»
— цикл «Йокнапатофская сага» > Книги-циклы > роман «Сойди, Моисей», 1942 г.
— цикл «Йокнапатофская сага» > Книги-циклы > сборник «Большой лес», 1955 г.
— антологию «The Best American Short Stories 1943», 1943 г.
— сборник «The Faulkner Reader», 1954 г.
— сборник «Faulkner's County: Tales of Yoknapatawpha County», 1955 г.
— сборник «Three Famous Short Novels», 1958 г.
— журнал «Вокруг света 1962'11», 1962 г.
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- О. Сорока (9)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anka_hobby, 4 ноября 2024 г.
«Медведь» Уильям Фолкнер
У автора очень много произведений, но что-то на момент чтения ничего не привлекло внимание, хотя роман «Шум и ярость» давно в планах, только вот душа к нему не лежала. И выбор пал на историю о природе. Такие вещи я люблю, так повесть «Медведь» и появилась в списке моего чтения.
Главный герой мечтает поскорее вырасти и отправиться на охоту со старшим поколением. И вот он подрастает и отправляется на первую в своей жизни охоту.
Эта повесть о времени, когда охота была инициализацией, обрядом, благодаря которому мальчики становились мужчинами; необходимостью, чтобы добыть пропитание, сделать запасы, а также контролировать численность лесных обитателей. И олицетворяет весь этот природный мир и своеобразную гармонию человека и животного старый медведь. Пока жив старый матёрый зверь — живо это непрерывное колесо, повторяющееся из года в год. Как только медведь будет повержен — нарушится баланс, люди перестанут соблюдать границу, прогресс и технологии захватят леса, зверья станет меньше, а человек уйдет от своих корней навстречу будущему и прогрессу.
По сути главный герой наверное последний представитель лесного поколения. Следующие люди уже если и будут охотиться, то лишь за трофеями. Им никогда не будет дано слиться с лесом так, как делали их предки. И от этой утраты становится грустно.
Фолкнер хорошо описал охоту и возбуждение охотничьего азарта, природу и ее обитателей. Говорят, что язык у автора сложный, но в этой истории я этого не почувствовала.
vfvfhm, 3 апреля 2022 г.
Не удивительно, что и на родине, и у нас эта повесть часто публикуется отдельно от остального цикла. Она огромна по своему внутреннему содержанию и фабуле. Остальные рассказы словно предгорья Джомолунгмы. Повесть делится на две части. Действие их происходит в 1883 и 1887 году. Это охотничьи приключения дружной компании плантаторов и их слуг. Написаны эти главки невероятно увлекательно. Я не большой знаток охоты и охотничьих рассказов, но Фолкнер настолько увлекательно пишет об одном из своих любимейших занятий (наравне с писательством и питьем виски), что невозможно оторваться. Финальная битва с медведем Старым Беном это вообще «Беовульф» какой-то. Невероятно драматичный эпик!
Есть еще знаменитая Четвертая глава. Драматический диалог между отказывающемся от наследства Айзеком Маккаслином и его троюродным дядюшкой Маккаслином Эдмондсом, принимающем на себя управление семейной плантацией. Этот диалог, перемежающийся многочисленными флэшбеками и флэшфорвардами превращает повесть в эпос о Юге, ушедшем и грядущем ему на смену. Этот диалог также является ядром социальных и политэкономических штудий Фолкнера не только в данной книге, но и чуть ли не во всем творчестве.
Потому что здесь автор решает для себя центральный, основополагающий вопрос — почему он отвергает и подвергает ожесточенной критике общество и цивилизацию , в которой родился и вырос. Не центральное отопление, машины, газеты и почту он не приемлет. Для него цивилизация — это прежде всего неравенство и угнетение человека человеком, причем вне зависимости от цвета кожи. Человечество проклято. И проклятие это -частная собственность на средства производства. Оно зародилось в эпоху античного рабовладения и довлеет над общество людей по сию пору. В случае Юга США — это владение землей под сельхозугодья. Отсюда все страдания, войны, раздор и горе человеческое. И есть лишь один способ снять проклятие — отказаться от так называемого «имущественного права» на то, что тебе принадлежать не может. Космос слишком огромен, по сравнению с человеком, чтобы тот мог им владеть.
Айзек Маккаслин именно так и поступает и говорит своему названному отцу, что когда таких, как он, станет много, только тогда человечество и обретет подлинную свободу, справедливость и равноправие для всех. Он даже согласен на насильственное освобождение человека, правда, конкретных методов борьбы не предлагает.
Но почему Фолкнер так упорен в своей жажде свободы и общего коллективного труда на благо всех. Потому что альтернатива — всеобщая и окончательная гибель. Погибнет Земля. обратившись безжизненный камень, а вслед за ней погибнет и самое упорное и живучее существо на планете — человек. Уж слишком могущественны носители зла, носители проклятия. Это хищники, которые не перед чем не остановятся. Как он пишет, их не объединяет ничего, кроме алчности и вражды ко всем себе подобным. Их победу необходимо предотвратить ради жизни на Земле.
Вот так вот просто. Что мне нравится в позднем Фолкнере, это что он перестал наводить тень на плетень. Сохраняет, конечно, свои любимые модернистские кунштюки. Но важные идеи, положения и мысли проговаривает ясно, открытым текстом. Он очень хочет, чтобы его правильно поняли и хочет донести заветное до самой широкой аудитории.
При этом никаких иллюзий он не испытывает — борьба за свободу будет долгой, кровавой и потребует множества жертв от самих борцов, как потребовала она этого от Айзека Маккаслина, всю жизнь на эту борьбу положившему. Но уж очень высоки ставки, выше них ничего нет на белом свете.
Интересно название повести. Медведь с артиклем, то есть конкретный медведь, Старый Бен, некогда покалеченный капканом и носящим под своей шкурой 52 пули охотников. Но при этом медведь — это и символ бесконечного могущества природы, и символ свободы (мне как россиянину такое сравнение лестно)), это и сам Айк Маккаслин, юноша, а потом старик, который неукротимо борется за свои идеалы от первого проблеска сознания и до гробовой доски.
Таким образом, повесть-эпопея Фолкнера , всегда ценная сама по себе, через восемь десятков лет после первой публикации (надо же, а ведь и впрямь юбилей у нее в этом году!), сейчас становится актуальной как никогда. Проблематика и вопросы ,поднятые Фолкнером в разгар Второй мировой войны с каждым годом только обострялись. Борьба идет беспощадная между силами конструктивного созидания и разрушительными силами алчности и собственничества. Хорошо все-таки иметь на своей стороне такой могучий талант, каким обладал Уильям Катберт Фолкнер.