Владимир Березин «СНТ»
Эта книга — о мистике дачной жизни, а «дача» — слово универсальное. Так называют и участок в садовом (некоммерческом) товариществе, что на указателях сокращают до СНТ, и загородный дом в четыре этажа, и огород с притулившейся в углу времянкой. Её называли по-разному: имением, фазендой или каким-нибудь Монрепо. Три кита держат жизнь успешного человека: дача, квартира и автомобиль. И из них кусок земли, отделённый от мира сеткой-рабицей или каменной стеной, — самый главный. Там дышат почва и судьба. От первых шагов среди высокой травы до смерти меж грядок с зажатой в руке выполотой травой окружает она русского человека. Не действуют в садовом товариществе городские законы, там возникает особое братство или лютая вражда, когда сосед готов пойти на соседа с косой за тень, упавшую на теплицу с помидорами. Герои этой книги — люди разные, тут и академики, и журналисты, и бизнесмены, но объединяет их она — дача. А на даче возможно всё: в лесу вдруг оживает мёртвый слёт каэспэшников, магический предмет захер, спрятанный от посторонних глаз в подвале, преображает время и пространство, а милая семейная пара по соседству выращивает тыквы, чтобы превратить их в тюрьмы для душ.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Неизвестный Ч., 24 октября 2024 г.
...весь мир как-то зыбок и зависит от того, как о нём расскажешь.
Владимир Березин -- СНТ
Идея романа или сборника о фантастических событиях, разворачивающихся внутри или вокруг садовых товариществ, разлита в воздухе, особенно летнем. Приятно ж почитать что-нибудь необременительное о пришельцах из других пространств и веков, высаживающихся (обыкновенно летом) в восторг и идиотизм дачной жизни. Поэтому «СНТ» я ждал — не как конкретный том, а как закрытие гештальта, что ли. Необременительного чтения, правда, не вышло (Березин — не того калибра пушка, чтобы по фантастическим воробьям стрелять), но удовольствие от прозы знатное и послевкусие долгое. Настоящая литература, качественный микс фантастики, фантасмагории и прочих грядок магических реализмов, заставивший вспомнить сборник «Синий фонарь» шедшего вверх молодого автора и странные рассказы Кржижановского. (Не верь аннотации, этой незачётной попытки маскировать серьезную книжку под попсу!) Не все истории глянулись, одни показались простецкими, другие, наоборот, для более харизматичных читателей, некоторые к СНТ так же близки, как сова к глобусу, но в целом впечатление очень даже. Спасибо.
Итак, глянувшиеся рассказы:
2.(ночной самолёт в дачном небе) — Опять (и иронично — опять же) о том важном бессмысленном, что мы утеряли с распадом Союза. Сомневаюсь, правда, что в нынешнем важном смысла больше. С другой стороны, цель поколения в нём самом, как сказал один умник (думал — Герцен, а интернет говорит — Бердяев), так что не суди прошлых и будущих, да несудим будешь.
3.(номерная станция) — Матрица садоводческая, без экшена, зато в конце ёжики встретились и слились, точь-в-точь как в нашей реальности(?) Герцен с Бердяевым!
4.(микроволновка) — Обыденные до зевоты жути за садовой оградой. Рафинированному горожанину таким и должен представляться, наверное, загородный сельский мир.
5.(старичьё) — Атомный ночной самолёт (см. выше) на Луне.
6.(эвакуация) — детей эвакуируют (в будущее?), и родители их остаются совсем одни. Ещё одна история на грустную вечную бытовую тему.
7.(захер) — Захер — трофейный заграничный артефакт, фокусирующий в себе ощущение тщеты всего сущего, родной брат нахера. Мы ленивы и нелюбопытны, горевал Пушкин, но не знал — отчего.
8.(предсказание) — Непонятно, но весьма забавно.
9.(колодец) — Отличная фантастическая история. Такую мог бы написать Брэдбери или, например, Баллард, а написал Березин (у которого, кстати, есть одна штучка, которой нет у обоих англосаксов, ирония).
10.(шла машина тёмным лесом) — Опять свиделись. О таинственном могущественном Магалифе слушал/читал сравнительно недавно в отличной «Повести о жизни» Паустовского (тот пересказывал Пришвина), и вот мы встретились вновь, и Магалиф занят важным для мироздания делом, под стать своей фамилии. Несмотря на то, что настоящего Якова Мареевича Магалифа расстреляли в 1937-м.
11.(память льда) — И снова отличный фантастический рассказ, про распил корпорациями ледников Антрактиды (во благо, конечно же, человечества), и про то, чем неожиданным нехорошим это может закончиться.
12.(такими вы не будете) — Вроде простенькая НФ-история, незамысловатая, а есть над чем подумать.
13.(птичка) — Вольная вариация «Лица на фотографии» Дж. Финнея (каким я его помню). Впрочем, вангую, нейросети и компьютерная обработка снимков однажды закроют тутошнюю лазейку в вечность.
14.(по грибы) — Смешной рассказ на тему истинных хозяев жизни.
15.(ужин отдай врагу) — Банальная история про маньяков, но выписана мастерски.
16.(€0,99) — Милый рассказик про китайское ширпотребовское чудо.
17.(звонок по предоплате) — Внушает оптимизм тем, что сегодня даже покойникам можно позвонить, если связь оплачена.
18.(могила на краю леса) — Опять вариант истории про атомный самолёт и луноход (см. выше), поданный в незамысловатом жанре детских дачных приключений. При слушании название рассказа упустил (минус слушания на ходу), а тут прочитал — и как-то жутковато стало.
19.(биомасса) — Наконец-то типичный дачный фантастический рассказ, на который я рассчитывал, открывая сборник. Про ИИ в Сколково смешно.
20.(чечётка) — Зимний вечер в Гаграх, ага. Душевно. Искусство помогает жить, но что важнее — оно или свобода? (Дилемму «искусство или деньги» принциально не рассматриваем за её неактуальностью.)
Надо бы добавить рассказов ровно до 2/3 сборника, для мировой гармонии. Тогда:
21.(память воды) — Из исторических корней волшебной сказки выросло?
22.(ноябрина) — Достойный финал и рассказа, и самого сборника.
majj-s, 2 февраля 2025 г.
Календарь Морзе или Дачесть как философская категория
«Знаешь, что это? Это река Лета. Не «лето», а «Лета», понял?»
Выход в финал главных литературных премий страны в 2024 сделали модным писателем Владимира Березина, прежде ценимого знатоками. И вот уже у сборника «СНТ» три десятка рецензий на Либе (у премиальной «Уранотипии», для сравнения, две) в диапазоне от ругательных до восторженных. Я буду хвалить, сдержано, но от души. Хорошо, что это сборник, короткие истории очень березинский формат. Поклонники его постоянной сетевой рубрики «Очередная пятиминутка абсолютно бесполезной для вас информации» поймут, а у меня, знакомой кроме романа про историю фотографии еще и с «Пропеллером», есть ощущение, что крупные формы в авторском исполнении тяготеют к мозаичности, стремятся распасться на фрагменты. В то время, как сборник, составленный из, будто бы, не связанных между собой, рассказов, создает целостную картину.
33 истории, по числу несчастий из поговорки, уместились на четырех с небольшим сотнях страниц — в среднем по десятку на каждую. Объединяет их единственно вынесенное в заглавие СНТ, маленькая жизнь, которая в нашем негостеприимном климате связана у большинства с летом. Не лоббируемый туроператорами берег турецкий и не насаждаемые сверху курорты Краснодарского края, но она, дача, вошедшая во множество языков мира без перевода, примерно как «спутник» — именно она символ нашего лета. Увековеченная классикой, были же, в конце концов, пушкинское «Гости съезжались на дачу» и чеховский Лопахин из «Вишневого сада» с намерением нарезать сад на дачные участки. Такие же разные, как сами мы: фанерный сарайчик на шести сотках, засаженных картошкой и огороженных рабицей; обнесенный трехметровым забором парк с лебедями-павлинами, господской виллой в глубине, камерами по периметру и будкой охраны на въезде — то и другое, и сотня градаций между — все дачи.
Именно этих крайних степеней «дачести» в книге нет. Здесь середина: техническая интеллигенция на пенсии, менеджеры среднего звена; отставной генерал, принимающий у себя правнучку с ее женихом. Сталинисты, коммунисты, либералы, радиолюбители. В небе над ними летит атомный самолет (и в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ); из сарайчика поддерживается связь с луноходом №2; углубившись в соседний лесок, наткнешься на законсервированный режимный объект; в доме на отшибе стоит покрытый вековой паутиной, но живой постовой, который возьмет протянутое ребенком яблоко. Здесь пересаженные на дачную почву городские легенды, вроде истории пасечника-каннибала; и почти евангельская история воскрешения («память воды»). Сон разума рождает чудовищ («бестиарий»), внук звонит деду на тот свет («звонок по предоплате»), женщина консервирует — о, эта дачная консервация все, включая собственную дочь — не то, что вы подумали, а чтобы та в 62 выглядела на 18 («ноябрина»), старый танцор замедляет последним отчаянным танцем ход времени («чечетка»). пародия на борхесов «Алеф» («захер»).
Здесь один сквозной персонаж, в котором с натяжкой опознается авторское альтер эго. Раевский, правда, в одном из рассказов он становится Паевским — том, где камео критика всея Руси Кости Мильчина. Вот, кстати же, с крайностями я поспешила, один олигарх с крайне эклектичными гастрономическими пристрастиями: стейк из мамонта, доисторическое масло, мыслящий трюфель — таки появляется здесь («по грибы»).
Обаятельный авторский сборник. Мозаика разноцветных стеклышек, из которых складывается на диво целостный витраж.