Журнал «Сверхновая № 49-50»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
Входит в:
— журнал «Сверхновая», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mif1959, 7 сентября 2024 г.
Журнал «Сверхновая» – это фактически 320-страничный сборник фантастики. Выходит он редко: предыдущие выпуски, тоже сдвоенные, были в 2014 и 2019 годах. Тема обозреваемого номера – афрофутуризм. Интересно, что ровно 30 лет назад – в 1994 году на обложке самого первого журнала, который тогда назывался «Сверхновая американская фантастика», тоже была Африка. В нем тогда был впервые опубликован (и до 2024 года это была единственная публикация) рассказ Майкла РЕЗНИКА из цикла о планете Кириньяга, населенной потомками народа кикуйю из Кении. По этому циклу «Книжный клуб» Фантлаба только что провел конкурс рецензий.
Редактор журнала Лариса МИХАЙЛОВА, похоже, не ищет легких путей в поисках «лица необщим выраженьем». Вряд ли афрофутуризм привлечет к изданию российских читателей, даже из числа заядлых фэнов.
Что касается содержания, Марк БУЛД в своем обзоре пытается привязать к предтечам афрофутризма американского фантаста первого ряда Сэмюэля ДИЛЭНИ, но все же и сам вынужден признать, что его творчество вряд ли можно свести к расовой проблеме. Не цвет кожи определил особенности его миропостроения, а совсем иное отличие от магистрали.
И хотя именно цвет кожи оригинально и интересно обыграла в рассказе «За кого ты сойдешь» Мелани УЭСТ, и это и другие произведения номера глубже, чем кажутся на первый взгляд. Мне кажется, не афрофутуризм в классическом его понимании – истинная тема журнала, а кризис идентичности – потеря ее или обретение. Именно об этом самое большое произведение журнала – «Конец изгнания» Кэролины Айвз ГИЛМЕН, которую к афроамериканцам ну никак не отнесешь и которая следует в форватере Урсулы ЛЕ ГУИН.
«Баянихан» Марикар МАКАРИО по сути начинается с той же темы, что и «За кого ты сойдешь»: попытка вписаться в более престижное общество отказываясь от ранее приобретенного и уникального, чтобы не стать изгоем. А когда главная героиня, повзрослев, прилетает с Марса туда, где прошло ее детство, то обнаруживает, что на родине общество становится похожим на марсианское, в которое она так долго и тяжело вживалась, и лишь старый дом с 200-летним давно не ремонтированным электронным мозгом, что ее, маленькую, опекал, — единственный сохраняет язык и культуру, которые она еще не растеряла.
Юмористический «Предпоследний из мохеган» Джозефа БРЮШАКА, понятно, отсылает к Фенимору Куперу, про которого один из героев, открывший возможность путешествия во времени, говорит: «мне захотелось придушить старика Купера прежде чем он изобретет Соколиного глаза и доберется до Ункаса». Дело в том, что автор «Зверобоя» и его продолжений слегка перепутал могикан с мохеганами. БРЮШАК не акцентирует, но эта деталь подчеркивает, что для человека рационального условного Запада все эти уникальные различия поглощаемых культур несущественны (а здесь еще и подчеркивается, что поглощаемые фаустовской цивилизацией культуры – дорациональные, неразволшебствленные). О последнем – и замечательный рассказ Джастин БАРБО «Нанобозо на Всемирной выставке» (очень похоже, что это автор всего двух рассказов – других сведений о нем обнаружить не удалось): настоящий индеец – это непременно смуглый человек в головном уборе с орлиными крыльями, в расшитом бисером одеянии и с томагавком. Но не иначе:
- Когда он готовился выйти на сцену, томагавк выскользнул их его ладони, головной убор с перьями улетел, а лошадь поспешила скрыться в водосточной трубе. Когда занавес открылся, перед зрителями предстал неуклюжий человек из резервации в бандане, ситцевой рубашке и вельветовых штанах. Разочарованная публика забросала его огрызками яблок.
Этот рассказ – буквально насыщенный концентрат культурных отсылок, начиная с самого легендарного трикстера Нанобозо, выставки в Сент-Луисе 1904 года с ее мороженым в вафельных стаканчиках, «лестнице в Рай», на вершине которой стоит американо-европеец и прочего, прочего, прочего.
Так что, если не полагаться на первое впечатление от названия темы номера, отодвинуть его и вчитаться в нарративы, то есть о чем поразмышлять. Тем более, что, как цитирует Пол Ди ФИЛИППО в этом же журнале Джорджа МОНБИО, «миром правят те, кто рассказывает истории». И. казалось бы, глупая история о принцессе, которая выходит замуж за крысу на рассвете на вершине Блинной горы, может вызвать жертвы во время предстоящего урагана или избежать их.
malecula, 22 ноября 2024 г.
Сборник фантастических рассказов от современных авторов на тему жителей Африки и коренных обитателей некоторых других стран. Плюс немного публицистики, например: фрагмент политологии из XIX века и размышления Харлана Элисона о том, как он умеет нахамить друзьям и хотел бы научиться извиняться.
Рассказы в целом о современности с фантастическими или мистическими допущениями. Инопланетный артефакт падает с неба на улицы нефтедобывающего городка в Нигерии. Высокое искусство создания причесок для темнокожих женщин превращается в работу с древними духами проклятия и успеха. Художник открывает в себе талант работы с цветом кожи заказчиков. Высокие технологии позволяют взять на прокат чужое тело, чтобы получить впечатления, недоступные человеку в собственном теле. Очередная новая модель смартфона однажды превратит нас всех в зомби (вообще не новость).
Предисловие редактора и статья об экологии показались мне чересчур оптимистичными. Видимо, моя пессимистическая натура видит в современной Африке больше мрачного, и в литературе, и в экологии, да и в жизни вообще. Нищета, болезни и войны – почти каждая книга из Африки об этом. Хочется быть оптимистом, но реальность не пускает.
Выпуск получился хороший, интересный и репрезентативный.