Сэмюэл Дилэни «Хомо Аструм»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Автор исследует чувства людей, «запертых» в нашей галактике, которую ограждает так называемый галактический барьер. Его могут преодолеть только «счастливчики», у которых специфические отклонения в психике и физиологии сложились нужным образом, а для обычных людей удалиться на определенное расстояние от края галактики означает смертный приговор. Люди воспринимают это ограничение по-разному. Одни чувствуют себя в клетке и готовы вырваться из нее даже ценой собственной жизни. Другие считают, что расти надо не наружу, а внутрь, познавая собственную душу, взрослея и учась отвечать за собственных детей — здесь, в родной галактике, а не где-то там.
Входит в:
— сборник «Стекляшки», 1971 г.
— антологию «Alpha 5», 1974 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Great Science Fiction Short Novels», 1980 г.
— сборник «Driftglass/Starshards», 1993 г.
— антологию «Modern Classic Short Novels of Science Fiction», 1994 г.
— сборник «Да, и Гоморра», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Повесть |
- /языки:
- русский (4), английский (9)
- /тип:
- книги (12), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Боровикова (1), А. Лидин (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 23 августа 2024 г.
Данное произведение не имеет особо интересного сюжета, ибо описывает быт людей далекого будущего, покоривших всю нашу Галактику. Они живут на одних планетах, а работают зачастую на других, совершая традиционные вневременные перемещения между удаленными точками пространства. Но главное в сюжете не это, а некий социальный эксперимент, который автор проводит над своими героями. В нем всего две новации, которые и являются главными достоинствами произведения.
Первая заключается в фантастическом ограничении человеческой экспансии. Оказывается, что человек психически и физиологически привязан к пространству нашей Галактики, так что не может удаляться от нее дальше, чем на 20 000 световых лет. Улетев за границу дозволенного природой, он просто сойдет с ума и погибнет. Летать к другим галактикам могут только те, чей разум уже является «ненормальным», т.е. отличным от среднестатистического. Таких людей называют «золотыми» — наверное, за их неординарную способность, которая для них дороже золота. Главный герой повести не принадлежит к данному сообществу, отчего так сильно комплексует и печалится.
Вторая новация имеет чисто социальную природу. Дилэни не был бы Дилэни, если б не коснулся половых взаимоотношений между людьми. Он предложил кардинально иную схему организации семей, допустив ту самую полигамию, которая существовала еще на заре цивилизации. Древние люди собирались в компактные группы вовсе не из-за чувства коллективизма, а по чисто прагматическим соображениям — на основе своих сексуальных предпочтений. Грубо говоря, в одном поселении жили те, кто делил между собой одно и то же ложе. Дилэни решил посмотреть, как изменится само общество будущего, если вернуть его к своим древним корням. На мой взгляд, получилась весьма печальная картина, не дающая никакого повода к оптимизму. Человек оказался не только заперт в пределах галактики, но и в рамках одной семейной группы — совсем как те живые существа, что обитали в террариумах (вариант: экологариумах) — замкнутых экологических системах с массой взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Быть дважды ограниченным в своих возможностях — самое настоящее проклятие, гораздо худшее, чем обычная тюремная камера.
Читать сие произведение рекомендуется только взрослым и адекватным читателям, не меняющим своих привычек и взглядов под действием стороннего фактора. А молодежи я бы лично вообще Дилэни не рекомендовал: описанные им извращения социума могут крайне негативно повлиять на растущую и неопытную личность.
--------------
РЕЗЮМЕ: не совсем позитивный взгляд писателя на человеческое общество будущего, ограниченное в двух разнородных направлениях своего развития. Рекомендуется к чтению ценителям философско-социальной фантастики.
Нортон Коммандер, 16 июня 2024 г.
Эта повесть создаёт ощущение, что Дилэни плохо представлял себе масштабы галактики. Люди в этом мире не могут летать за пределы галактики (хотя, технически это не представляет трудностей) из-за того, что законы природы этого не позволяют — люди и компьютеры сходят с ума и погибают вне родной галактики. И только немногочисленные мутанты — золотые — способны посещать другие галактики. И люди тяготятся этим, чувствуют себя запертыми в ловушке. На самом деле и тысячи жизней не хватит, чтобы исследовать хотя бы одну галактику. Стоит ли так печалиться о невозможности попасть в другие?
Что понравилось — интересные описания экологариумов (что-то типа террариумов для инопланетных существ) и жизненных циклов различных инопланетных организмов. За это отдельный плюс. Психология основных персонажей раскрыта подробно. Социальная составляющая (большие полигамные семейные группы в обществе будущего) тоже добавляет специфичности повести, хотя сейчас это уже не выглядит очень уж оригинальным.