Алексей Иванов «Вегетация»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика ) | Боевик
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Экологическое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В этот раз Алексей Иванов обратился к фантастике. Бригада лесорубов на вездеходе пробирается по лесным чащобам Урала к заброшенному военному объекту в таинственной горе Ямантау. А мир вокруг — вроде наш, но как-то не совсем... География реальна, однако посёлки и городишки — пустые, заводы — мёртвые, дороги заросли деревьями. И главное — изменился сам лес. Его вегетация искусственно ускорена для добычи древесины, и лес мутировал. Он живёт своей жизнью. Он ополчился на цивилизацию: в его дебрях скрываются чумоходы — обезумевшие машины и люди здесь теряют свою биологическую природу. Впрочем, только ли биологическую?.. Бригады лесорубов не лучше окружающего их мира: они друг другу конкуренты и между ними — война.
Роман «Вегетация» построен по канонам многих жанров. Это роуд-муви — история путешествия, одиссея. Это постап — постапокалипсис. Это дизельпанк в российской глухомани. Это крепкий сай-фай — научная фантастика. Видовое разнообразие антиутопий подобно мутагенному лесу, однако «Вегетация» рассказывает не о том, куда едут герои, а о том, куда идём мы сами.
Книга представляет собой необычный микс жанров: квест, триллер, антиутопия, постап и био-дизель-киберпанк.
Роман «Вегетация» Зайцева сравнивает с произведениями «Пикник на обочине», «Обитаемый остров», «Улитка на склоне» Стругацких и «Солярис» Лема. «Отличие — жесткий натурализм, российская фактура. Сеттинг индустриальной заброшки. Локации — маршрут от Магнитогорска до секретного подземного города в горе Ямантау. Герои — бригады лесорубов и зачумленные машины: карьерные самосвалы, лесозаготовительные харвестеры, путеукладчики, шагающие экскаваторы, горные комбайны и инженерные танки»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
skravec679, 7 декабря 2024 г.
Итак, Россия через три-четыре десятилетия после современных событий.
Территория фактически продана Китаю — на орбите висят спутники, которые ускоряют вегетацию растений, облучают леса. Древесина вырубается, из неё делается топливо бризол. Бризол гонится в Китай.
Есть особые деревья — вожаки — из древесины которых можно делать особо мощную взрывчатку или электронику. Их вырубают бригады — очень много ассоциация с золотоискателями — и гонят уже в Европу, для той же электроники. Но в лесу опознать эти деревья могут только облученные люди, Бродяги, которые постепенно срастаются с лесом. В лесу бродит дичающая китайская техника: покрытые плесенью приборы грузовиков и харверов начинают жизнь своей жизнью, машины гоняются за людьми и жадно сосут бризол.
При том все повторяют друг другу, что война не закончилась, что лес — это последствия радиации от американских бомбардировок. Города и даже отдельные трактора — под интерференционными решетками, и даже среднего образования хватает, чтобы понять, что вокруг совсем не радиация.
Соответственно, в малых уральских городках и на станциях — одни настроения. Смерть Западу, вот накопим взрывчатки побольше, и ахнем (хотя бригадиры вполне открыто гонят ту же древесину «вожаков» на экспорт).
В крупных городах — совсем другие. С Европой надо дружить, технику развивать. А лесовозы, которые обеспечивают экспорт бризола в Китай — вообще взрывать надо.
Между городом и селом завтрашняя гражданская война, сегодня просто еще не успели начать.
Автор не жалеет черных красок и фекальных масс, чтобы изобразить персонажей будущей страны как можно более мерзкими.
Люди матом не ругаются, они им разговаривают.
Мать спокойно говорит, сыну, что его близнеца она оставила в роддоме.
Другой сын бросает мать в смертельной опасности, думая, что не впервой ей.
«Городские» и «сельские» при первой возможности насилуют женщин из стана своих оппонентов.
Да и сами женщины показаны беспринципными тварями, которые просто идеально соответствуют образам украинок, из похабных историй про заработки в Европе. Мужчины не отстают. Образ поведения скорее характерен для негров, которые на африканском побережье продают других негров белым покупателям за денежку невеликую. Этика описывается прямо: не держать своего слова и брать всё сразу, ничего не оставляя на завтра.
Если у одной бригады здесь и сейчас преимущество, то хоть в малости, она ограбит другую. Пусть не целиком, не все отберет, но что-то взять надо.
И даже если кто-то приходит к успеху — есть дом в Португалии — он все равно будет бегать по тайге, разводить, унижать, убивать людей из своей бригады и всех, кого только сможет. Потому что вокруг поле дикой охоты, а он волк рыскающий. И на смену ему придут точно такие же. И так будет всегда.
Ну, и финал: почти уже потерявшие надежду парень с девушкой, которые до того другу друга и предали, и унизили, но понимают, что лучше в этой жизни пару они не найдут, и спасаются бегством — они получают убежище на базе Гринписа. Тамошние бессребреники и чистые духом люди готовы их принять.
Думаю, всем читающим рецензию уже ясно, что Иванов написал вещь предельно политизированную. Да, есть всегдашние его описание леса (только эволюционирующего), есть технические косяки (перенос психики человека в грибницу оформлен в стиле простеньких компьютерных игр), есть география Урала.
Это все выглядит как торопливая декорация, и только оживающие машины-чумоходы кажутся действительно написанными от души.
Конечно, можно сказать, что автор действует в стиле создателей «Безумного Макса»: чтобы люди боялись войны, надо напугать их грядущей варваризацией, всеобщим одичанием и отупением. Потому все это проповедь мира.
Но тут есть маленькая проблема, которая болтается, как камешек в сандалии: принятие ценностей «метрополии» не означает выхода из состояния «дикой колонии». Берег Слоновой Кости — или уральская Страна Ценного Дерева — все ведь одно и то же. А хотят местные воевать или все стали добрые и пушистые — скупщикам сырья наплевать.
Словом, пусть каждый сам решает, во что целится автор, и во что он стреляет...
PeregaRrr, 28 декабря 2024 г.
Предыдущие «Бронепароходы» Иванова меня разочаровали. Получился уж совсем какой-то топорный антисоветский пасквиль. Предыдущий роман Иванова он, как брызги – нету никакой целостности. Сплошное мельтешение с дурацкими погонями, пальбой и сумасшедшими, обезумевшими коммунистами. Надо признать, что звоночки то у Иванова давно были, но такой карикатурной и беззубой политической ерунды он до этого вроде не выдавал. Хотя, признаюсь, знаком далеко не со всеми его произведениями.
Но чего не отнять у «Бронепароходов» — это кинематографичности. Роман под сценарий почти не надо переделывать. Бери и сходу снимай отечественный сериал про бесчинства красных сумасбродов и доблесть белых офицеров.
Ну и читается роман легко, что можно отнести к плюсам. Большой томик проглатывается быстро из-за обилия погонь, драк, сражений и прочих действий.
Прочёл я значит «Бронепараходы» и решил для себя не брать больше в руки Иванова. Ну разве что разродится он чем-то необычным и неординарным. Про Иванова забыл, а тут ХЛОП новый большой роман в клёвой красочной обложке! Научная фантастика, роуд-муви, антиутопия, одиссея чёрт её дери – кричит нам задник обложки! И всё в одном романе! Да ещё и тираж 50 000 экземпляров! Ну как не соблазниться? Берём и накидываемся на данное литературное лакомство от мастодонта русской словесности.
И тут мы попадаем именно в ту идиотскую ситуацию, когда предисловие может оказаться больше самого отзыва. Настолько бессодержательная вышла книжонка.
Имеется у нас мир недалёкого будущего. Территория России покрыта радиоактивным лесом, который невероятно быстро растёт. Лес этот необходим Западу и Китаю. И тут Иванов чёрно-белыми красками читателю так и пишет: Китай – антитехнологическое зло, которому только ресурсы подавай от России, а Запад – это будущее, это прогресс, это цивилизация. Не очень как-то красиво. Совсем не тонко.
Дальше нас знакомят с устройством НеПрекрасной России Будущего по Иванову.
Есть города и есть лес. В городах живут современные люди. Они с крутыми импортными смартфонами, они образованные, они знают, что никакой настоящей войны не было, а Россия сама вступила в сделку и добровольно стала сырьевым придатком новых сверхдержав.
А есть лес. И в лесу буквально, извините, живут орки. Матерятся, пьют, бьют морды, сношаются, воруют и конечно же работают на заводах. Лесные жители эти думают, что Россия 40 лет как проиграла войну, но ещё встанет с колен и даст прикурить и пендосам и китаёзам (так буквально выражаются персонажи данной книжечки).
Основа сюжета – путешествие бригады лесорубов за чудодеревьями. Есть такие стволы в лесу, которые обладают особой ценностью и за ними охотятся те самые бригады. Конкурируют между собой, устраивают подлянки, соперничают. Иногда эта конкуренция перерастает в войну. В романе именно такая вот войнушка между двумя бригадами и описывается.
Добыча этих чудостволов – это целая чёрная индустрия. Так что охотников за наживой хватает.
А ещё в лесу есть ожившая и одуревшая лесоуборочная техника. С ней тоже надо сражаться и взрывать её. За номерные шильды уничтоженных бронепароходов, ой бронемашин, тоже платят.
Начинается та самая одиссея и роуд-муви по просторам антиутопии и модного сай-фая. И само это приключение настолько нелепо и затянуто на 500-т страниц, что оскоминой сводит и зубы, и щеки и весь рот. Нелепо тут абсолютно всё. От поведения и мотивации персонажей, до сюжетных поворотов.
Ну вот посудите сами, коли думаете, что я с горяча рублю. Вот один из вопиющих примеров бредятины из книги. Бригадой руководит, разумеется, бригадир. Это такой матёрый волк. А как ещё? Ведь он должен быть на опыте, что бы успешно выживать в этом мире хищников, подлецов, барыг, шлюх и скотов. Наш бригадир один из главных антагонистов романа. Он вроде и собирает команду, а вроде ему на всех плевать. Ему лишь бы навариться и поиметь барыш, да жить потом в Португалии. Или Испании? Не помню, где там у Иванова успешно и красиво.
И вот наш бригадир набирает команду и говорит, что женщин не берёт. С бабьём одни проблемы. Ну едет с ним его спутница-любовница – это не в счёт. А по итогу ВНИМАНИЕ!! в бригаде оказывается ещё и его племянница и ещё 2 женщины, которые буквально не обладают никакими профессиональными качествами, на сюжет почти никак не влияют и просто плохо кончают в конце. Ещё по пути они подбирают некую ведьму – часть местного бестиария. О нём не буду. Там ещё бродяги есть. Они с лесом могут общаться и ищут эти самые чудодеревья, поэтому необходимы каждой бригаде.
Итого в сухом остатке наш экипаж состоит из 5-ти женщин и почти стольких же мужчин. Количество мужчин не могу сосчитать точно. Роман вчера дочитан. А уже из головы эта пустота выветривается.
Путешествие бригады – балаган. Это похоже не на роман, а на средней руки боевичок. Поступки команды даже не нелепые, а тупые. То отпустят в живом лесу ночью бабу мыть посуду за километр от лагеря, то выставленный караульный выпьет водки и задремлет…. В неизвестных дебрях, кишащих бродячей техникой. Прямо загляденье. Бери и снимай типовой хоррор для американского ТВ.
Там много подобной чепухи. Книга ей набита. Ерунда эта в ней кишит и клубится.
А персонажи. Это загляденье. Не налюбоваться. Один лоб из бригады насилует в первый или второй день поездки компаньонку. Мать не возражает, когда её сын ( да, вот такие профессиональные бригады лесорубов у Иванова) идёт насильничать пойманных городских туристок. Члены команды регулярно предают друг друга без каких либо зазрений. И всё в таком вот духе. Я бы сказал с каким-то душком всё это.
Городские посимпатичнее. Они не идеальны и подонки там тоже есть, но у многих из них есть хотя бы гордость. Принципы какие-то имеются. Ничего не напомнило? А мне напомнило. Красный скот и белых из «Бронепароходов».
И тут я наберусь смелости и отвечу, кто ставит роману высокие оценки. Роман-то вообще посредственный. Ниже середнячка. Типичное чтиво для электричек.
А 9-ки и 10-ки ставят те, кто разделяет политическое высказывание Иванова. Ну не может такой большой автор промолчать, когда у нас в стране сами знаете какие события творятся. Вот он и говорит: 90% населения челядь и охлос. И смерд этот думает о том, что воюет там с кем-то за какое-то бутафорское величие, за какую-то выдуманную независимость. А никакой войны никогда не было. Всё это спектакль. Ниже приведу цитату из книги, в которую укладывается весь заложенный смысл данного произведения:
«… -Туда не за деньгами идут... — Митя говорил медленно и задумчиво. – Там не те, кто убивает, ворует и рушит. Там за правду готовы под арест и в лагеря. Вы даже представить не можете, что такие люди существуют. А они строят будущее – из того, что вы тут наворотили со своими войнами…»
Экая звенящая пошлость. Пошлость, граничащая с подлостью.
А вы вспомните про тираж. 50 000!! Больше разве что у Пелевина бывает.
Дивно, когда почитатели Иванова, Быкова, Яхиной, Глуховского трубят, что нету никакой свободы слова. Чудно это всё и дивно.
Я за критику любых режимов. Только это не критика в романе вовсе. Это какой-то крик и оскорбление большей части населения нашей страны.
И всё же отзыв вышел длиннее присказки.
За сим откланиваюсь.
3ри из 10ти.
П.С. Вспомнил я тут одно интервью с господином Ивановым. Он в нём рассказывал, что не является историком, а что берёт труды и работы специалистов и уже обрамляет их в художественную канву.
Знаете, про одни и те же исторические события можно посмотреть у Клима Жукова, а можно у, прости Господи, Тамары Эйдельман (эти персонажи взяты исключительно для примеров).
Ох, как сквозит лицемерием от маститого писателя. Веет прямо.
majj-s, 30 ноября 2024 г.
Здравствуй, Брат
Всякая плоть трава
Последние ноябрьские выходные словно специально созданы для чтения/прослушивания нового Иванова. Пока в Москве готовятся к Нонфику, пока книжные блогеры пишут длинные простыни: «Что купить на Ярмарке», с непременным присутствием «Вегетации», мы можем познакомиться с ней уже сейчас — на Яндекс книгах роман в электронном и аудиоформатах. И для тех, кто решится, это будут славные книжные выходные. Предупреждение: если у вас проблемы с ненормативной лексикой, вам не сюда. В язык книги мат вплетен органичной составляющей, история, если бы кому-то пришло в дурную голову заблюрить в ней обсценное, стала бы гандикапом.
Недалекое будущее, которое поначалу кажется лихими девяностыми: простоватый Серега, влюбленный в Маринку, убивает «бродягу» Харлея, который явился в ореоле крутости и увел у него эту девчонку. Застрелив соперника, сбрасывает вместе с мотоциклом в болото. А что тот лопотал за секунды до выстрела, приняв убийцу за какого Димона — ему дела нет. Из леса, ужасно грязный и практически ничего не помнящий о себе и о мире, идет парень, которого шофер проезжающего мимо грузовика окликает Серым и подбрасывает до городка, а во дворе дома, куда он непонятно почему пришел, местная гопота принимается избивать, пока не вмешивается тот самый Сергей, вправду, похожий на него как близнец. Внятного объяснения не приходится долго ждать, мать опознает в чумазом пришельце близнеца своего Сережи, оставленного «на больничке» — потому что родила от искусственного оплодотворения, семейным отдельные квартиры давали, а война же, двоих поднять трудно. Пришел Митя — и хорошо.
Мите, при всей tabula rasa, положение вещей, в котором возможно вот так бросить новорожденного ребенка, не ощущая вины, представляется ненормальным, что дает основание думать об иной системе ценностей, носителем которой он был прежде. И мы именно через его восприятие станем постигать этот мир. Примитивную, жестокую, грубую реальность «дровосеков» (так пренебрежительно называют местных ненавидимые ими «городские», «которые пиндосам продались»), где два пути: пахать за гроши на Комбинате или присоединиться к Бригаде и поднять за недельную командировку, сколько работяга за три месяца получает. Командировки опасны, Лес страшен, в нем можно облучиться и забыть о себе, сделавшись сначала Бродягой, а потом вовсе Лешаком. В нем можно нарваться на одичавшую свихнувшуюся технику — «чумовозы», которые покромсают почище техасского маньяка с бензопилой. Можно стать жертвой разборок с другими бригадами. Но там жизнь и перспективы, а здесь медленно загибаться.
В составе бригады непременно должен быть бродяга, исчезновение Харлея создает бригадиру Егору Лексеичу Типалову серьезные сложности, заставляет обратиться к отцу племяшки Маринки (той самой, Серегиной зазнобы) и вынуждает взять девчонку с собой. Сергей и беспамятный Митя следуют за ними. Дальше в романе будет все: приключения, смертельная опасность, суровая романтика, любовь и предательство, кибер- и биопанк, ноосфера в парадигме Вернадского и Человечество 2.0, геополитика и война, немыслимой красоты природа и не меньшей динамичности экшен. Это снова Алексей Иванов, который нас восхищает. Вернувшись к Уралу, о котором знает и умеет рассказать как никто другой, он словно Антей, напитавшийся силой матери-земли, создает хтонической мощи роман.
Растительная тема сегодня актуальна: особые отношения с деревьями у героев «Вегетарианки» Хан Ган; «Верхнего ярус«а Пауэрса, «Людей среди деревьев» Янагихары. Среди родных осин на всплеск литературной любви к флоре Пелевин в «Лампе Мафусаила» откликнулся ёрнической дендрофилией, Рубанов — куда более серьезными «Хлорофилией», Живой землей» и «Человеком из красного дерева». Хотя основоположником эко-тренда был все же Леонов с его «Русским лесом», а продолжили Стругацкие, живым лесом «Улитки на склоне».
«Вегетация» достойна встать в этот ряд. А в аудиоварианте от Григория Переля — чистая радость для умеющих слышать.
neli mustafina, 15 декабря 2024 г.
Заинтриговали однако...
Взялась и я читать книгу. Ну, закидайте теперь тапками: это — .уйня!!!... выражаясь сочным языком автора.
Всегда бесило то как зарубежные авторы фантастики не прочь были «похоронить» Россию.
Теперь за это принялись и российские авторы.
Повально причём. Даже именитые.
Неужто писать больше не о чем кроме как чернухи и апокалипсиса?!!
Да, прекрасным слогом написано, да, — образы выпуклые и запоминающиеся простого заводского люда, с матюками борящегося с китайскими роботизированными автоматами, машинами и прочим поставляемым России оборудованием для добычи «бризола», — новой «нефти». Прекрасные описания природы, живописные леса, выросшие там где раньше жили и трудились люди...
Автор подвёл под свою историю некий процесс «вегетации» когда деревья в результате облучения стали разумными. Это в течении 20 лет какбэээ...произошло.
Чего только не придумаешь, чтоб рассказать сказку мальчишкам!!!
И ведь верят и писаются от восторга...
Если бы от радиации например изменились клещи или гнус (или хотя бы белки с лисами), — я бы больше поверила в историю эту.
Но видимо здесь главное не идея — научная или околонаучная, а дух, смелость, социальные перипетии в условиях противостояния лесу небольшого коллектива нанятых лесорубов.
Не знаю что натолкнуло писателя на такое произведение, — вероятно это был лес, вывозимый Китаем в огромном количестве в нынешние годы «прекрасного рыночного капитализма» или нефть и газ, отдаваемые за бесценок Китаю, которые Китай затем успешно перепродаёт США...
Съязвил может быть так?
Вот с «Пищеблоком» же он «проехался» по светлому времени грязными подошвами...
Так и здесь, — прекрасные западные телефоны, китайское барахло, российская неф...ой, бризол...«если на западе всё так прекрасно, то почему запад — враг», — спрашивает Митя.
- Да потому что у них — есть, а у нас нет, — отвечает ему Серега бесхитростно.
Или: «...для возрождения страны необходимо прервать нашу зависимость от Китая! Только тогда начнётся развитие!...»
Мало того — разделение на город и село. Города прогнулись под запад, сёла — работают на Китай. Население ненавидит друг друга. И разделённое, не знает условий выживания друг друга.
Произведение это вселяет отвращение к стране, депрессию и желание «смыться в прекрасный западный сад», ну или хотя бы в Китай, который «кормит» Россию.
Вероятно произведение задумывалось как антивоенное...
Но почему так тошно от прочитанного?
Мне интересно, — Иванов, а ты вообще любишь свою страну?
Der_Freischutz, 17 февраля 2025 г.
Первая книга Иванова которую я прочитал и должен сказать я приятно удивлен. Крепкая фантастика с интересным миром и хорошим посылом — нужно стремиться делать добро другим даже если ничего не получишь взамен, даже если самому сейчас плохо. Хотя кроме фантастики это еще и довольно точный срез нашей нынешней действительности. Многое из того что я прочел я видел и в жизни, особенно за последние пару лет.
Не знаю даже что меня больше удивило — роман или обзоры на него. Книга в целом о людях которые отрицают реальность и готовы верить в любые сказки лишь бы ничего не менять — а в комментариях заявляют что так не бывает, что людей таких тупых просто нет и матом так на самом деле никто не разговаривает. Ребята, дак может эта книга о вас и есть ?
Я вот в этих персонажах увидел людей с которыми долго жил и работал: они не бандиты, они не плохие. Они просто такие какие есть, они работают на заводе и вся их жизнь эта ворох ошибок которые они тащат за собой как крест пока сердце не встанет только за тем чтобы этот крест переложить на своих детей.
Может проблема в том что мы с Ивановым оба с Урала, а в других уголках страны у нас райский сад и мужики не уходят черт знает куда за деньгами чтобы вернуться без ног или не вернуться совсем ? Если так, то ладно — прощаю.
vasek007, 7 декабря 2024 г.
Прочитал страниц 100...дальше не смог. Какая-то мешанина, поведение действующих лиц в данном творении похоже на поведение пациентов ПНД, причем с самого начала. Но самое фиговое впечатление оставляет стиль слога, который зачем-то выбрал автор. Смесь фени и шпанского жаргона. Это было бы прикольно, когда подобный язык касался только определенных героев или событий, но в книге на «блатной музыке» описывается все, от описания окружающей природы до диалогов. Это полностью лишает события хоть какой-то глубины и серьезности, а их и без того немного))) впечатление что читаешь сценарий сюжета грошевой компьютерной игры.
P.S.: покатит почитать в электричке или метро....наверное)) но вообще, есть много крутых книг, чтобы тратить время на вегетацию.
NikasSlav, 29 января 2025 г.
Итак, уже в январе появляется претендент на звание худшей книги года, ибо не думаю, что прочту что-то ещё более плохое. Почему так?
Начнём с полного отсутствия логики происходящего. Герои будущего свято верят в то, что лес радиоактивен, при этом спокойно рассекают вокруг да около, даже на заброшенную автобазу неподалёку от леса, безо всяких защитных костюмов (или с минимумом амуниции), да и в глубину забираются, даже в болото. Как можно настолько отупеть, что не понимать: не в радиации дело?
Далее — жители крупных городов, оказывается, в курсе, в чём фишка, при этом ничего не делают и даже никто случайно не проговорился. По Станиславскому: «не верю!»
Ладно, пусть это будет фантастическое допущение (хотя скорее упущение), но ни один персонаж не придерживается даже банальной логики. Вы находитесь в полном опасностей лесу, поэтому выставляете в дозор не очень надёжного человека, а сами даёте другим участникам отряда отойти от остальных. Главный бригадир неустанно повторяет, что «в лесу нужны яйца», имея в виду мужчин, но при этом набирает в отряд кучу женщин, причём некоторых по блату.
Даже в начале книги есть нестыковка. Близнец с амнезией ни разу не видит до встречи с братом собственного лица, но почему-то вдруг сразу узнаёт, что это его лицо, а спустя пару глав автор нам заботливо сообщает, что он не видел своего лица. Логика вышла из чата.
Но дело даже не в этом. Вся книга пронизана политотой в худшем смысле этого слова. Плохой запад в глазах россиян будущего вдруг предстаёт чистенькой стерильной цивилизацией, а главные герои размышляют, что они же сами — грязные, оборванные, с руками по локоть в крови. Китайцы становятся главными врагами, а в рассуждениях героев мы постоянно слышим отзвуки настоящего, в лоб выраженную позицию автора: сейчас в России всё плохо, а дальше будет ещё хуже. В описанном Ивановым мире люди скатились обратно до уровня быдла хуже, чем в девяностых, готовые предавать, убивать и насиловать в любом порядке, а то и одновременно. Ни одному герою здесь неохота сопереживать, потому что все они — мерзкие и двуличные. Один убивает человека, чтобы не конкурировать с ним за любовь подружки, затем вовсю использует брата-близнеца и всех подряд, не гнушаясь ничем. Сам близнец ничуть не жалеет внезапно обретённую мать, да и тоже не раз совершает подлости. Про подружку, готовую лечь под кого угодно ради своих мелких меркантильных целей, вообще лучше не читать.
А что же сюжет? Ведь нам обещают приключение в духе «сталкеров» и даже Лема. Ой ли? Перед читателем предстаёт обычный дорожный квест в стиле «пойди туда — вроде как знаю куда, найди приключений на свою пятую точку». Абсолютно прямолинейная, без особых ответвлений сюжетная линия невероятно растянута на 500 с лишним страниц, хотя при такой предсказуемости вполне можно было уложиться в 300. Бригады лесорубов охотятся за особо ценной «облучённой» древесиной, идущей на топливо под названием бризол. При этом все конкурируют друг с другом и готовы убивать при малейшей стычке, слово «договариваться» здесь не в ходу. В лесу оживают машины — китайская техника, и есть пара драйвовых сцен битв с нею, но выглядит это калькой с «Безумного Макса». В остальном же — сплошная чернуха, политика и отвратительные поступки героев.
Еле осилил до конца, сюжетный поворот под занавес ничуть не удивил. Надо научиться бросать подобные книги ещё на сотой странице.
1 из 10
Эрик Дрейвен, 19 декабря 2024 г.
Для меня одна из самых ожидаемых книг года. Всё таки, как я уже неоднократно писал, считаю Алексея Иванова одним из главных современных российских писателей. Впечатления двоякие. Коротенько о сюжете. Россия после некой глобальной войны. Жизнь теплится только в больших городах и в промышленных зонах. В городах живут соответственно «городские», а в промзонах — «лесорубы» (или «дровосеки»). Если можно так выразиться, просвещённая столичная «интеллигенция» и лапотный «глубинный народ» ....... но об этом подробнее чуть ниже.
Короче, бригада лапотных «лесорубов» отправляется в опасное путешествие через лес, с целью «срубить бабла» и по пути отбивается от съехавших с катушек машин («чумоходов») и воюет с конкурирующей бригадой из «городских». Коктейль из роуд-муви, постапокалипсиса и дизельпанка в декорациях Российской глухомани, получился у Иванова на редкость вкусным и по хорошему забористым. Великолепно и со знанием дела переданная природа Урала, впечатляющая и масштабная картина погибающей страны, живые и выпуклые характеры, захватывающий сюжет и по голливудски зрелищные битвы взбесившейся техники, напомнившие блокбастеры про трансформеров. Вроде бы всё сильно, талантливо и впечатляюще ...... на этом месте я снова вынужден поставить многоточие и написать капсом НО ...... Есть у Алексея Иванова такая привычка, в каждой своей книге прятать некий скрытый посыл. Некую важную лично для него идейку. Закапывать как сундук с сокровищами, в чаще развития сюжета очередного романа. А найдёт или не найдёт читатель этот сундук, не суть важно — талант и чувство такта вполне позволяли не навязывать скрытое содержимое и не мешать наслаждаться книгой, не замечая этих сомнительных ивановских «сокровищ». Таков например «Пищеблок», где «закопанную» антисоветчину вполне можно игнорировать и просто читать роман как увлекательную вампирскую историю, a'la Стивен Кинг. С «Вегетацией» игнорировать не получится. Может в этот раз Алексей Викторович поленился закапывать, а может и намеренно не стал этого делать, но прежде скрытые «ивановские смыслы» теперь небрежно разбросаны по округе и о них буквально спотыкаешься. И всё бы ничего, но запашок от них уж больно неприятный ......
Вернёмся к нашим баранам, то есть к «городским» и «лесорубам». Интеллигенции и глубинному народу. Будет много цитат, так сказать, для полноты картинки. Городские — это те, кто прозападный. Все такие разумные, культурные, всё понимающие и в меру циничные. Да, порою безжалостные и беспринципные деляги, как конкурирующий бригадир Алабай, но ведомые в первую очередь логикой и здравым смыслом. Совсем другое дело лесорубы ......
"— Если на Западе всё так здорово, почему же Запад — враг? — спросил он.
Серёга возмущённо фыркнул:
— Потому что у них есть, а у нас нет!»
Лесорубы люто, иррационально ненавидят Запад и сами не знают точно, за что. Разговаривают исключительно матом, убивают, предают и вообще больше похожи на зверьë, чем на людей. Разве что только думают и разговаривают. В головах у каждого по две извилины — размножательная и жевательная. Желания и устремления — самые низменные:
«Пожрать хватает, шмотки имеются, есть кого ненавидеть — что ещё нужно для счастья?»
Естественно, никакой логики и здравого смысла. Только инстинкты, только своя шкура, только хардкор. Или вот ещё, прекрасное:
«Смерть человека — огромное по смыслу событие; оно должно вздыбить и вывернуть душу свидетелей, но просто просвистело мимо них и даже ветерком не обдуло. Нет, эти люди не были бесчувственны. С ними случилось что-то другое. Для них будто закрылся тот уровень, на котором находился ужас вечного небытия и страх бессмысленности жизни. И бесполезно было говорить им о добре и зле».
По версии Алексея Иванова у России только два пути — быть «городскими» с западными ценностями или утратив человеческий облик, оскотиниться и пахать на китайцев. Третьего варианта не предусмотрено.
Честно говоря, Алексей Викторович в крайнем своём романе напомнил мне этакого хомячка. Выглядывает он такой важный из своей норки, надувает пухлые щëчки; с неприязнью и страхом смотрит на происходящее вокруг.
«Митя смотрел на бригаду и впервые ощущал, что очень устал от этих людей. От их агрессии, мата, бытового паскудства и глупости… Ощущение усталости пришло к Мите потихоньку — после того, как он узнал, что нет и не было войны. Эти люди живут во лжи — потому и так плохо. Там, откуда он явился, должны жить по-другому, иначе он не чувствовал бы тяжести, как не чувствуют её Серёга и Маринка, Типалов и Холодовский, Костик и Алёна — все они, вся бригада».
И приходит наконец к пониманию:
«Митя пил чай из кружки и думал, что бригада, люди вокруг него — они как сорняки. Сравнение очень паскудное, подлое, но ведь точное… Сорняки не виноваты, что они сорняки. Они крепкие и живучие. Они бывают красивыми — ромашки, например, васильки, полевые фиалки… И сорняками они являются лишь тогда, когда существует земледелие».
Сорняки. Глубинный народ в России может быть прекрасным, как полевая фиалка, но без мудрого и демократичного земледельца — просто сорняк. Понятно. Между тем «сорняки» оказывается умеют читать, вполне неплохо раскупают «Вегетацию» и на данный момент обеспечивают роману место в Топе. Дай вам Бог здоровья, Алексей Викторович!
Иванов никуда не уехал, никаких резких заявлений в интервью не делал, но всё же не удержал своё в себе и выплеснул наружу. Может быть теперь полегчает.
А это наверное о «героях», не так давно штурмовавших Верхний Ларс:
«Там не те, кто убивает, ворует и рушит. Там за правду готовы под арест и в лагеря. Вы даже представить не можете, что такие люди существуют. А они строят будущее — из того, что вы тут наворотили со своими войнами».
Но всё таки, Алексей Викторович не там, а здесь. С нами, сорняками. Гордимся всей своей сорнячьей гордостью. По своему посылу «Вегетация» немного напомнила «Лес» Светланы Тюльбашевой. Только на несколько голов талантливее, масштабнее и соответственно, беспощаднее. Несмотря ни на что, сильный роман. Поставить низкую оценку не позволяет совесть, а максимальную — слезящая глаза вонь от того, что Иванов разбросал по своему лесу.
lammik, 14 декабря 2024 г.
Здесь лапы у елей...
Хотел обильно насытить текст отзыва матом, но, полагаю, администрация сайта не одобрит столь тонкой литературной игры и глубокого погружения в ткань романа.
Не зря оценки «Вегетации» пляшут как результаты функции RND. Каждый видит в ней что-то своё, точнее это своё заслоняет и вытесняет всё остальное. А в романе есть много чего, выбор довольно широк. Ураганное действие с погонями, перестрелками и битвами машин. Мат, зачастую нарочитый и сверхобильный. Впечатляющие описания природы. Неприятные, и даже раздражающие, персонажи. Хороший русский язык. Общая нелогичность происходящего с ужасными сюжетными дырами. Авторские комплексы. На последних остановлюсь поподробнее. Эмигранты делятся на два типа — первые землю носом роют, чтобы закрепиться на новом месте, чтоб если не они сами, то их дети уж точно вросли в новую родину так, что и не отличить их от местных. Вторые зачем-то ходят по Рунету, постоянно рассказывая, как мудро они в своё время поступили, какую ужасную страну оставили за плечами и как прекрасно жить в «нормальной». В силу занятости Алексею Иванову по форумам ходить некогда, и свой крик души он превратил в роман «Вегетация».
lammik, 10 февраля 2025 г.
Предыдущий отзыв, спасибо его автору, навёл меня на мысль. Что не так с «Вегетацией»? Всё очень просто, автор считает своих читателей откровенно умственно отсталыми. Вся эта матерная веселуха с комбайнами и бригадами затеяна ради одного абзаца.
"— Китай — тупик! — убеждённо заявил Джек. — Какое у нас будущее под Китаем? Дрова, дизеля, экологическая катастрофа, да? А на Западе — чистота, фитроника, свобода! Прогресс — он на Западе!». В нём вся суть текста, мысль подана в лоб, чтоб уж дошло до всех и каждого.
zvezdochet2009, 25 января 2025 г.
Русский писатель Алексей Иванов наконец обратился к полноценной научной фантастике и выдал роман под названием «Вегетация».
Россия, недалекое будущее. Отгремела ядерная война, под воздействием радиации леса мутировали и затопили большую часть территории. Страна превратилась в промышленный придаток Китая, который добывает из селератного леса новый тип топлива – бризол. Теперь это новая нефть, уходящая за бесценок восточным партнерам. Население разделено на две группы – горожане, сидящие в безопасности под защитными экранами, и глубинный народ, выживающий лесными промыслами. Среди них есть бригады лесорубов – отважных охотников за деревьями особого типа, энергоемкость которых стократно выше остальной древесины, а, значит, и выше стоимость. Это нелегальный, но очень прибыльный заработок. Определять такие золотые деревья могут только Бродяги, люди, попавшие под длительное облучение радиации в лесу, и способные чувствовать деревья-вожаки прикосновением. Серега, молодой парень, из захолустного городка, ввязывается в очередную экспедицию, руководимую опытным бригадиром Егором Алексеичем, в надежде достичь успеха. Но экспедиция не обычная, и попутчики тоже, да и вообще все немного не так, как кажется с самого начала.
Достоинства этого романа однозначно перевешивают его недостатки, если попытаться оценить произведение в целом.
Первый козырь. Вместо утомительных однотипных сеттингов, которыми кишит современная русская фантастика, Иванов делает текст в поджанре биопанк. Он рассматривает будущее с позиции неуправляемого развития биотехнологий, и в результате получается оригинальная, редкая модель будущего. Это мир, затопленный поумневшей флорой, которая начинает осознавать себя. Лес в романе – это естественный интеллект, резко поумневшее мета-существо, научившееся противостоять человечеству. Никакой магии, только биология в сплаве с высокими технологиями.
Из первого достоинства естественно прорастает второе, а именно неподражаемый мир, сформированная по новым правилам экосистема. Самодостаточные, продуманные миры с замкнутыми циклами – тоже отличительная особенность хорошей фантастики. Все здесь сбалансировано, все включено в пищевые цепочки: большинство живет на подачки от экспорта, меньшинство занимается добычей ресурса, еще более рискованное меньшинство, лесорубы, добывает редкие ресурсы с помощью Бродяг (кто-то сказал «сталкер»? Все совпадения случайны), те со временем поглощаются лесом, а лес растет и учится. Человек меняет природу, и природа тоже меняет человека в ответ – через технологию. Отличное решение – предположить, что компьютерный вирус передается не только по проводам, но и через споры, например. И вот уже можно заразить любой комбайн-беспилотник, заставить его не уничтожать лес, а встать на его стражу. Похоже, Иванову понравилась очевидная истина, что любая биосистема тоже своего рода совокупность устройств и технологий, только придуманных природой и отшлифованных эволюцией.
Третий плюс, который мы можем вменить автору – традиционно добротная проработка персонажей и конфликты. Каждый из героев, неважно, ведущих или второстепенных, фактурен и имеет свою мотивацию. Одни вызывают сочувствие, другие жалость, третьи искреннюю ненависть. Хорошо показана психология выживания и родной менталитет, когда с одной стороны человек человеку волк, но с другой стороны, объединенные одним делом, наши люди способны и на сострадание, и на взаимовыручку. Хорошо показано трение между этическими системами разных фракций. С одной стороны, глубинный народ с жестокой моралью выживания, когда вся жизнь как война. Для таких людей смерть дело обычное, предательство тоже, никого не жалко, и выживает сильнейший. Однако при этом соблюдаются кодексы чести. Таков бригадир. С другой стороны, городские жители, для которых лесорубы не люди, а главное это деньги. С третьей, ученые, стоящие на гуманистических позициях, им глубоко омерзительна вся жизнь за стенами бункера, они понимают порочность и ущербность сложившегося баланса, и хотели бы все изменить, но с трудом представляют себе, как это сделать.
Пожалуй, четвертым и последним пунктом среди плюсов стоит отметить сильную, удачную метафору Леса как такового. На первом поверхностном уровне Лес предстает перед нами как слетевшая с катушек биосистема, обретающая разум. С точки зрения моделирования биотехнологий, это выглядит просто красиво: мицелис, деревья-«вожаки», чумоходы, как перепрошитое вражеское орудие, Бродяги как промежуточное звено, Лешаки и клумбари как перетянутые на другую сторону представители противника. Лес это такой большой зеленый Интернет с грибом-мозгом и нейроузлами деревьев, полный загадок и удивительных скрытых возможностей, вроде техно-мимикрии комбайнов, когда вместо одной запчасти выращивается ее точная копия, только из дерева. Есть где разгуляться фантазии.
На втором, более философском уровне Лес однозначно является кривым отражением нашего общества. Как и общество, исковерканное под гнетом обстоятельств, но все еще живое и живущее вопреки своей убогой, сорняковой жизнью, так и Лес – растет вопреки страшной силе, что обрушило на него человечество. Люди уродуют и потрошат лес, меняют его – и он приспосабливается, ищет альтернативные варианты существования, борется за будущее, копит опыт, продолжает тянуться вверх вопреки всему – чтобы осознать что-то и создать в своих недрах какую-то принципиально новую форму живой материи, более совершенной, более сильной. Способной поменять расклад.
Таково и наше общество – больное, зараженное, ненормальное. Все мы – сорняки на чьем-то заднем дворе, из которого сделали помойку. Но однозначно общество наше живое, а значит, способное развиваться в этих жестоких условиях, становясь сильнее, выносливее и главное совершеннее. Да, внутривидовая борьба сурова, но это условие выживания: «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». Десять бригадиров Егор-Лексеичей должны сгинуть в бизоловом омуте, чтобы из него вышел один Митрий – новое существо, более совершенное, потому что способен понимать два мира, человечий и лесной.
В романе имеются и недостатки. Первый – некоторая сыроватость финальных сцен, здесь можно позадавать логические вопросики, а вторая – обильный сленг и обсценная лексика. Причем это даже не изъян, а скорее слишком густые краски, которые можно было бы сделать чуть пожиже – картина от этого не потеряла бы. Да, мат тут к месту, но не в таких объемах.
В сумме, отличный, крепко сшитый роман с завершенными арками героев, интересным напряженным сюжетом, оригинальным миром, и нетривиальным смыслом.
alex33, 11 декабря 2024 г.
Альтернативное будущее, в котором на южном Урале вместо металлов теперь добывают лес, который растёт как на дрожжах. А самые отчаянные бригады ищут лесных альфачей, «вожаков», настоящих энергетических монстров, за которые идёт кровавая борьба с ожившим лесом и конкурентами...
Научно-приключенческий фантастический роман, где есть параллели с разными книгами Стругацких, «Неукротимой планетой» Гариссона, киноблокбастером «Аватар» и прочими постапокалиптическими мирами. Как всегда у Иванова всё очень смачно и ярко. Динамичный роад-муви сюжет, живописные природные и рукотворные локации, человечные герои и живые машины, реалистичные матерные диалоги с шутками-прибаутками, красивые и выразительные метафоры. По стилистике текст напомнил хайнлайновскую «Луну» — большинство героев жёстко стелют и разговаривают на пацанском арго. Конечно, за мощным экшен повествованием у такого автора, как Иванов, обязательно есть какие-то свои концепции о мироустройстве. Есть в романе геополитика и экология, но это не агитация, а просто фон, то чем живёт человечество всегда и очень активно нынче — войны, борьба за ресурсы, жажда наживы у большинства и вера в гуманность и позитивную эволюцию хомосапенс у прогрессивного меньшинства. Это не подростковая светлая фантастика с геройством и благородством, на страницах книги много человеческой грязи и крови, меркантильности и тупости. Белых и пушистых в диких условиях трудно найти. Концовка вполне предполагает дальнейшее развитие вселенной «Вегетации». Аудиокнига прекрасно начитана, чтец — Григорий Перель.
Не скажу, что это книга станет в один ряд с лучшими произведениями Иванова, но это вполне достойное жанровое чтиво. Роман однозначно ориентируется на достаточно взрослую аудиторию, которая не боится обилия мата и готова понимать одичавших земляков... ведь и нам надо искать пути, как выбираться из варварства...
sergej210477, 22 марта 2025 г.
На мой взгляд, неплохо, но, не более того.
Как-то, даже странно, читать в других отзывах про новый бестселлер А. Иванова, или, открытие года, или, наоборот, про провальный роман.
Небольшое вступление:
Ну, тут, уже не раз мелькала мысль, что автор все время меняет жанр своих произведений. Начинал с социальных драм типа «Географа» или «Общаги-на-крови» и «Ненастья». Была и социальная сатира, как «Блуда и МУДО». Потом, пошли исторические романы — «Сердце Пармы», с элементами мистики и фэнтези. «Тобол» — в жанре серьезного и монументального исторического романа. Приключенческое «Золото бунта», хоррорные «Псоглавцы» и «Пищеблок». А далее, книги, «заточенные» под экранизацию: «Летоисчисление от Иоанна», «Тени тевтонов», «Бронепароходы». И, вот — «Вегетация».
Наверное, в первую очередь, этот роман — основа для фильма. Яркого и зрелищного.
Ну, и, опять, новый жанр: смесь фантастики, боевой и социальной и киберпанка.
Как мне кажется, тут в первую очередь, сделана попытка подражать Стругацким. Очень много общего с «Улиткой на склоне», «Обитаемым островом», и, конечно, «Пикником на обочине». Получилось нечто схожее с многочисленными сериями «S.T.A.L.K.E.R.», «Вселенной METRO 2033», «Анабиоз» и т.д. Фантастический боевик в декорациях постапокалипсиса.
Вроде бы, есть и серьезная научно-фантастическая идея про «вегетацию» и новый мир. Есть, как бы, оригинальная политическая модель общества в недалёком будущем. Есть очень драматическая линия про взросление человека, осознание своей личности и моральных ценностей.
Только, в основном, эта книга — обычный фантастический боевик. Яркий и красочный. Очень атмосферный и зрелищный. С элементами киберпанка.
Сплошные перестрелки. Механические монстры. Жуткие и непонятные леса, живые и таинственные. Классическая борьба между бандитскими группировками. Борьба за лидерство внутри группы. Ещё, и, любовный треугольник.
Взрывы. Стрельба. Огонь. Грохот автоматных очередей. Скрежет металла.
Погони. Битвы роботов.
Здорово!
Что ещё нужно от развлекательной книги?!
Много нецензурщины? Ну, по-моему, все к месту. А как должны между собой общаться работяги, лесорубы и бандиты?
Политика?
Как некрасиво представил автор будущее своей страны?
Ну, ведь это — фантастика! ФАНТАСТИКА! Выдумка! Что в этом плохого? Ну, захотелось писателю пофантазировать о возможном устройстве мира будущего, где Запад и Восток делят между собой природные ресурсы, находящиеся на территории современной России. Ну и что? Не совсем патриотично? Да ведь, бред, в романе даже ни разу не упоминается название «Российская Федерация». Это — абстрактное будущее некой вымышленной страны. Всего навсего.
Впрочем, каждый найдет в книге то, что интересует именно его. Кому-то, понравится любовная линия. Кто-то, кипя негодованием, будет искать политические параллели. Кого-то, заинтересует, ну, не совсем оригинальная, но, очень, по-моему, интересная, фантастическая идея живого леса, развивающегося и обладающего необычным разумом.
Лично для меня, на первом месте — увлекательная боевая фантастика. Вот и оценивать ее нужно как рядовое произведение данного жанра.
Чисто развлекательная книга. Лёгкая в чтении. Динамичная. Атмосферная.Требующая экранизации.
Нет, не скажу, что это шедевр, книга года, или, роман, уровня «Географа», «Пармы» или «Тобола».
Но, прочитал с удовольствием. Перечитывать не стану. Но, и, ругать мне «Вегетацию» не за что. Пишет А. Иванов, на мой взгляд, приятно.
Просто, понравится этот роман, как мне кажется, молодежной аудитории, любителям боевой фантастики.
А рекомендовать книгу как серьезное произведение я не стану. Ну, не «Война и мир» это, и не «Тихий Дон». Жанр не тот. И оценивать ее нужно, по-моему, соответственно.
prouste, 19 декабря 2024 г.
Слог посредственный. Я высокого мнения о творчестве Иванова периода от « Сердца Пармы» до « Блуда и Мудо». Последующие его романы восторга не вызывают, « Броненосцев» не смог и дочитать. Наверное, хорошо, что автор решил сменить жанр, написал традиционную социальную фантастику, но в данном поджанре уйма чего более значимого лучше написано. Тематически и сюжетно ничем не удивил. С каждой новой книге надежда, что автор сможет вернуттся к былому высокому уровню, тает. Никаких эмоций не вызвал роман, увы
NIKItoS1989, 15 марта 2025 г.
Итак, одна из самых неоднозначных книг года, которая одним крайне не понравилась, а другим напротив — крайне понравилась.
Книга начинается с 730 шагов Сергея Башенина, который убивает, только не старуху процентщицу, а бродягу Харлея, который живёт как хочет и иногда занимается сексом с Маринкой, которую Сергей считает своей девушкой.
Долгих мук Башенин не испытывает, хотя тоже не сразу совершает злодеяние. Но перед смертью он слышит имя «Митя» — Харлей путает его с кем-то. И этот кто-то оказывается оставленный в роддоме матер брат близнец, с ним мы и знакомимся уже в первой главе... ну прям индийское кино — Заза и Бака какие-то.
Нас вскользь знакомят с миром, где водка по талонам, но у людей есть мобильные телефоны. Такая атмосфера из «Слово пацана» вперемешку с постапокалиптичными мотивами.
Но как по-оруэлловски подан этот постапокалипсис! «Смотрю про войну — чего только не пишут… Что были атомные взрывы, что вся страна радиоактивная, что никакой войны не было, что была война между Западом и Китаем и Китай над нами сбивал европейские ракеты, что мы победили всех, что Китай победил, что Запад победил, что Китай в упадке, что Китай самый сильный и захватил нас… Как всё это истолковать?»
Постправда, над которой мы когда-то иронизировали, но в которой мы отчасти живём сейчас — здесь доведена до абсолюта. Даже история с Гринписом, как будто уже частично сбылась — это звучит и страшно, и смешно одновременно.
Лес в этой книге подобен Зоне. Вообще многие проводят параллели с Пикником на обочине Стругацких.
«Дураки думают, что лес — просто охеренная толпа неподвижных и неразумных деревьев. Нечего бояться. Но всё не так» — также как наивные учёные из института или молодые сталкеры, которые мнили Зону безопасной...
«Этот лес называется селератным. Излучение подхлестнуло темпы его вегетации.
— Говори, *****, по-человечески! — рассердился Серёга.
— Вегетация — это период развития растений»
Если вам было лень гуглить, то вот вам определение термина, который стал названием для книги.
Забавно, как Иванов играется с мемами, например про самурая, у которого нет цели — только путь.
Чем дальше, тем больше нам раскрывается мир — и это очень богатый мир, похожий и на Оруэлла, и на Стругацких, причём не только Пикник на обочине... впрочем сами поймёте — не буду спойлерить. Ну и я вижу, в ней и что-то от Острова Сахалин — Эдуарда Веркина, и на книгу Вадима Панова — Зандр. Не знаю — знаком ли Иванов с этими книгами или это я как читатель немножко сшиваю эти миры в своей голове.
Но ещё тут вечная битва России Айфона и России Шансона, и как же Иванов, в этой борьбе, при своём очевидном нахождении на стороне первых — умудряется находить слова для примирения!
«Может, надо просто принять этих людей, какие они есть? Принять их антропологию — антропологию фитоценоза? Бороться с ней бессмысленно, как бессмысленно сопротивляться вегетации леса. А вегетация леса не подчиняется этике. Лес пожирает сам себя. Он спасает не плодовитых, а нужных. Он угнетает свой подрост, а старые деревья развиваются свободнее, быстрее и лучше молодых. Лес не злой, просто таковы законы его природы»
Хотя не всегда получается примирять: «Понимать смысл — этого мало. Надо, чтобы смысл был важен, востребован. А зачем этим людям информационное бессмертие или управление природой? Зачем объединённый разум планеты? Что делать с этими возможностями? На сковородке их не пожарить, спину ими в баньке не потереть и в автомат не зарядить!»
А как сделать, чтоб смысл до них дошёл?
А можно ли это сделать?
Как же дать этого счастья для всех? Ведь счастье у всех разное...
После серых пришли чёрные? А что дальше?
На этот вопрос не ответили ни Стругацкие, ни Иванов.
Но кажется, что свет надежды остаётся, пусть не в полной мере, пусть без подробностей — но всё-таки.
Хочется верить в светлое и надеяться на лучшее!
Прекрасная книга, очень достойный образчик научной фантастики! Но будьте готовы к абсценной лексике — она необходима, чтоб передать реалистический образ этого мира.
P.S. судя по количеству минусов к отзыву — с этой книги и вправду бомбит у многих, от этого и такой объём минусов