Джеймс Морроу «Плот «Титаника»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
14 апреля 1912 года около полуночи океанический лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и через два часа затонул. Но что произошло за эти два часа? В рассказе показан альтернативный ход событий, когда судовым офицерам удалось подавить воцарившуюся было панику, организовать все человеческие ресурсы и, вместо того, чтобы просто спустить на воду шлюпки (способные вместить лишь половину бывших на корабле людей — как это произошло на самом деле), — за время, оставшееся до гибели судна, соорудить из шлюпок, использованных в качестве понтонов, и снятых с лайнера материалов огромный плот, на котором хватило места всем. Итак, практически все пассажиры «Титаника» спаслись и дрейфовали на плоту в ожидании, пока их подберёт проходящее мимо судно. Однако в тот момент никто не мог знать, насколько растянется это ожидание...
Входит в:
— антологию «Альтернативная история», 2010 г.
— антологию «Utopiales 2011», 2011 г.
— сборник «Reality by Other Means: The Best Short Fiction of James Morrow», 2015 г.
- /языки:
- русский (1), английский (2), французский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Э. Гольштейна (1), А. Новиков (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 18 декабря 2022 г.
Сюрреалистичная ахинея, пытающаяся закосить под притчу с социальным подтекстом. Логика и правдоподобие сразу идут нафиг — здесь и толпы нищих, которые покорно мёрзнут, даже не пытаясь пробиться к печке, и плот, который буквально годами плавает по океану, не замечая штормов, и услужливые бессчисленные кораблекрушения, предоставляющие героям всё, вплоть до электрогенератора и т.д. Конечно же, такие работы имеют право на жизнь, но остаётся вопрос, а зачем это нужно в антологии про альтернативную историю? Оно же не соответствует даже тому, что сами же составители написали в предисловии.
ЫМК, 26 октября 2012 г.
Вообще не ясно, что эта филосоВствующая притча делает в данной антологии. Единственное, что роднит ее с альтернативной историей — допущение, что пассажиры Титаника спаслись на плоту. Все! Дальше ни фантастики, ни альтернативы... Да и с точки зрения философии рассказ не интересен. Ни мыслей, ни идей, ни осмысления проблем. В общем произведение «ниочем». ИМХО, будь это российская антология, про причину по которой такая «весчь» в ней оказалось, сразу бы сказал — для объема и по знакомству с составителем.
Динамика отсутствует, идеи — нет, смысла — нет.
demihero, 24 мая 2012 г.
Одно-единственное сомнительное допущение превращает альтернативную историю в метафору, красивую, но далёкую от реальности: невозможно прокормить, а тем более обеспечить полноценную, разностороннюю диету и удовлетворение основных нужд (хотя бы в медикаментах и в топливе) двум с половиной тысячам людей, довольствуясь подбираемым с мест кораблекрушения. А без этого в общине спасшихся отнюдь не будут царить благоденствие, гуманизм и склонность к философии, какие преподносит автор.
Lyolik, 24 октября 2012 г.
Мне кажется, не очень правильно вменять Морроу в вину то фантастическое допущение, согласно которому пассажиры Титаника спасаются на плоту и благополучно дрейфуют по океану на протяжении нескольких лет. Правда, автор зачем то сам пытается подогнать под эту модель какое-то объяснение, чем усугубляет свое положение. Хотя мог использовать плот лишь как метафору, чем он собственно и является. Плот это некое идеалистическое пространство, где считающие внешний мир несовершенным 2000 человек строят свое «справедливое» общество. Общество, где остается сословное неравенство, где узаконен каннибализм и избавление от неприятных власть имущим персон и явлений. Это дневник капитана плота, в котором он пытается представить себя в выгодном свете, а на самом деле акцентирует внимание читателя на нравах социума.
К сожалению, у рассказа отсутствует внятная концовка, и он остается незавершенной зарисовкой на тему. Интересной, но неполной.