Джулиан Барнс «Гора»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Азия )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
После смерти отца Аманда Фергюссон решила отправиться в далекое путешествие к горе Арарат. Именно там, где когда-то завершилось плавание Ноя, она надеялась испросить у Бога «милости» для своего родителя, который при жизни отличался полным отсутствием пиетета перед религией.
Входит в:
— роман «История мира в 10 1/2 главах», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivan2543, 5 марта 2013 г.
Рассказ посвящен тому, как одно и то же событие преломляется в сознании людей в зависимости от их мировоззрения. Ключ к пониманию произведения кроется в словах о щелкающих жучках. Если вам кажется, что в чем-то скрыт высший смысл – это еще не значит, что его там нет. Просто он может оказаться иным, чем вы ожидали.
Собственно, рассказ очень интересен с психологической точки зрения и имеет пересечения с первыми тремя главами романа в рассказах «История мира в 10 ½ главах». В нем Барнс снова возвращается к проблеме религиозного фанатизма, искажающего картину мира и заставляющего гоняться за фантомами, но при этом напоминает – на примере отца главной героини и ее же подруги – что сознание простого обывателя ничуть не меньше засорено стереотипам, не позволяющими воспринимать очевидные вещи.
Ну, и конечно, автор вновь ставит под сомнение миф о Всемирном Потопе – превращая мисс Фергюссон в «уменьшенную копию» мстительного ветхозаветного Бога, когда она на пике успеха своего паломничества, уже практически взойдя на Арарат, находит в своей душе потребность злорадствовать по поводу «божьей кары» землетрясением, обрушившейся на «неправедный» монастырь и деревню. Впрочем, это еще и хорошая иллюстрация того, как убеждения утверждаются таким способом, который противоречит самим этим убеждениям – очень характерный для истории человечества случай.
led-zeppelin, 21 февраля 2013 г.
Никак не могу определиться: автор атеист в сатирической манере пересказывает библейские истории или истинно верующий?
Честно. Читаю рассказы и не могу определить отношения автора к религии.
Этот рассказ, по моему мнению, как раз описывает события с точки зрения атеиста.
В центре повествования Женщина-фанатичка. Ортодокс из ортодоксов, поставившая целью добраться до Арарата и тем самым почтить память умершего отца (атеиста, кстати).
К чему привела фанатичная упертость дамы, какие преодолела она трудности в своем путешествии, во что это вылилось? Читайте в рассказе.