Джулиан Барнс «Кораблекрушение»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм | Реализм
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Кораблекрушение фрегата «Медуза» произошло в 1816 году. Французский живописец Теодор Жерико, находясь под впечатлением от этой страшной катастрофы, создал свое самое знаменитое полотно — «Плот Медузы». Почти два века спустя эту тему решился затронуть британский писатель Джулиан Барнс, рассказывая не столько о крушении, сколько об истории написания картины...
The New Yorker 65(17) (12 June 1989)
Входит в:
— роман «История мира в 10 1/2 главах», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
led-zeppelin, 9 февраля 2013 г.
Рассказ, в отличие от первых 4-х в романе, написан на основе реальных событий.
Разделен на 2-е части. в 1-ой описывается не столько кораблекрушение, как несчастья последовавшие за ним. Первая часть на 9.
А вторая посвящена анализу картины написанной по мотивам того кораблекрушения.
Насколько интересной показалась мне 1-я половина, настолько угнетала унылая вторя часть. Я не имею степени по искусствоведению и мне совершенно не интересно было читать о композиции картины, количества действующих лиц на ней, положения горизонта по вертикали, напряжены или нет спины персонажей, размера бабочки и корабля и т.д. Скука смертная, еле дочитал. Вторая часть на 6.
Мой совет (возможно он будет дан поздно, и прочитавшие отзыв, уже прочтут к этому времени рассказ) посмотрите в Википедии картину «Плот Медузы» и держите ее перед глазами когда будете читать вторую половину рассказа. Наверняка это поднимет оценку рассказа.
Последую и я своему совету ........ пойду перечитаю.
ivan2543, 5 марта 2013 г.
В этой(м) «главе»-рассказе проявляется постмодернизм романа. Ведь Барнс представляет нам не историю кораблекрушения, а историю символа кораблекрушения в культуре на примере картины Жерико. К тому же, мы видели и притчу («Безбилетник»), и реалистическую психологическую прозу («Гости»), и стилизацию под средневековый документ («Религиозные войны»), и психоделическую фантасмагорию («Уцелевшая») – пришло время эссе.
Однако, несмотря на принадлежность к документалистике, «Кораблекрушение» не выбивается из темы романа – это еще одна точка зрения, еще одно воплощение архетипа, еще один Ковчег.
Автор мог бы написать подробнее о самой катастрофе, дать ее интерпретацию, сделать из нее художественный образ – вместо этого он представляет нам уже существующие трактовки этого события, в свою очередь, интерпретируя их. Картина – не столько рассказ о событии, сколько определенный вывод из случившегося, воплощенный на холсте; еще это попытка проекции этого события на общество; и, без сомнения, картина сама по себе является событием. К тому же, в соответствии с требованиями эпохи, произведение Жерико не изображает реальные события, а только основывается на них.
Анализ картины в этом эссе – весьма полный, от предыстории и истории создания, до разнообразных толкований. Добавить к нему мне нечего, признаться, картина мне показалась не столь интересной, как рассказ о ней.