Джон Кэмпбелл, Артур Дж. Бёркс «Старые боги»
Жители Азунского архипелага оставили старую веру и поклоняются теперь Невидимым богам. Но Невидимые несут смерть — не только смерть телесную, а и погибель духа и разума. Старые боги не имеют права атаковать Невидимых напрямую — это стало бы нарушением Первого Закона. Кто же им нужен в качестве защитника? Странник, гость, чьё прошлое равно неведомо им и Невидимым. Ибо Невидимые предлагают своим приверженцам дар сколь и жуткий, столь и соблазнительный — надежное знание будущего, о каком не могло идти речи даже в те древние времена, когда люди были сами подобны богам и пересекали всю Землю за считанные часы на летающих кораблях с огненными хвостами...
Повесть была предложена для публикации Кэмпбеллу Артуром Бёрксом. Кэмпбелл отклонил ее, но забрал рукопись и впоследствии переработал со значительным своим участием.
В повести действуют некоторые божества, упомянутые также в произведении https://fantlab.ru/work199820, не опубликованном при жизни Кэмпбелла. Не вполне понятно, в какой связи между собой находятся миры этих двух работ.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (2)
- /перевод:
- К. Сташевски (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 24 сентября 2024 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/JX22T).
Когда появилась эта необычная для Кэмпбелла повесть, его писательская карьера уже поворачивала к скоропостижному жестокому концу, и, вероятно, поэтому молодой классик позволил себе смелый эксперимент. Напомню, что после «Кто там?» Кэмпбелл был удостоен постоянной редакторской должности, но компания «Street & Smith» сперва запретила ему печататься под собственным именем, а потом и вовсе перестала благословлять какие бы то ни было литературные упражнения в журналах под своей эгидой. К таким принадлежало и недолговечное издание с малоинформативным названием «Unknown», специализировавшееся на пальп-фэнтези.
Первую версию повести Кэмпбеллу предложил Артур Бёркс, с которым уже довелось мимолетно посотрудничать во время работы над романом-капустником https://fantlab.ru/work599473. Кэмпбелл рукопись Бёркса отверг, но не вернул сразу, а почему-то решил поработать над ней сам, хотя экскурсий в жанр фэнтези до той поры практически не устраивал. К тому моменту была, однако, уже написана, но не опубликована, повесть https://fantlab.ru/work199820, у которой с «The Elder Gods» немало общего, начиная с имен некоторых божеств. Ее, похоже, Кэмпбелл и использовал в качестве фермента, помогающего брожению их с Бёрксом совместного “кулинарного” экспромта.
Вышло не сказать чтобы невкусно, хотя квест морехода Дарона, выброшенного на берег острова Атор в Азунском архипелаге, прихотливостью траектории не потешит: даже в храмовую тюрьму к адептам культа Невидимых Богов странник устремляется охотно и с абсолютной уверенностью в своих силах.
Этому способствует не только покровительство богов Старших, которым позарез нужен добрый молодец для противостояния с более удачливыми, недавно возвысившимися конкурентами, а и такие милые детали, как беспрепятственный пронос в темницу на себе лезвия кинжала без рукоятки.
Логично будет вам спросить, почему Старшие Боги сами не вступят в битву с Невидимыми, подчинив своей воле для этой цели достаточно смертных? А это им запрещает некий Первый Закон, восходящий, очевидно, еще к тем временам, когда люди были сами подобны богам и пересекали Землю за считанные часы на летающих кораблях с огненными хвостами.
Под влиянием вышесказанного, а также при взгляде на год публикации, зарождается настойчивое подозрение, что Первый Закон этот имеет какое-то касательство к робототехнике Азимова, над которым Кэмпбелл взял в те годы шефство. И действительно,
Занятно, что антагонисты, группировка Невидимых, вытесняют Старших Богов тем же методом, каким спустя пару лет воспользуются азимовские академисты в борьбе с Галактической Империей — математически рассчитанными пророчествами.
Правда, Дарон, первый за пятьсот лет путешественник извне на островах архипелага,
Три балла от максимальной оценки я сниму за